Лайфхакер вместе с Алёной Владимирской разобрался, почему важно задумываться о профессиональном развитии и как предотвратить типичные ошибки при планировании карьеры.

Алёна Владимирская

Хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга и основатель проекта «Антирабство».

Зачем нужно планировать карьеру

Планировать карьеру нужно для того, чтобы прийти в жизни туда, куда вы хотите.

Алёна Владимирская

Блуждать в потёмках, полагаясь на теорию вероятности, — тоже вариант, который работает по принципу 50/50.  Вам может повезти, а может и нет. Так стоит ли рисковать?

Если вы заранее не запланировали, когда и куда вы пойдёте в отпуск, у вас либо случится феерическое приключение, либо самый ужасный отдых из всех возможных. И то, и другое вы будете помнить до конца собственной жизни.

Алёна Владимирская

И если неудачный отпуск — досадное разочарование, которое можно исправить следующим летом, то проваленная карьера — непоправимая ошибка.

Чтобы самореализоваться как профессионал и достичь определённых карьерных целей, просто плыть по течению не получится. И даже если однажды вам повезло по счастливой случайности оказаться на достойной позиции и шагнуть на новую ступень карьерной лестницы, помните, что это была случайность, которая может никогда не повториться. Что ещё хуже — отсутствие плана может отбросить вас на несколько ступеней назад.

С чего начать планирование карьеры

Задайте себе вопрос: чего я хочу от карьеры?

Как бы просто и банально это ни звучало, вы должны это сделать. И ответ ни в коем случае не может быть абстрактным.

Вы должны честно ответить себе на вопрос «Чего я хочу от своей карьеры?», и не в общих чертах «Я хочу интересной работы». Чего вы хотите в конкретный момент, куда хотите идти, чего достичь, и что вам для этого нужно сделать?

Алёна Владимирская

Размытое понятие «хорошей работы» вам не поможет, необходимо составить список из конкретных пунктов, значимых именно для вас и именно в данный момент вашей жизни:

  1. Какая сфера деятельности меня интересует?
  2. Мне нужна крупная международная компания или небольшое локальное предприятие?
  3. Есть ли конкретная компания, в которой я хочу развиваться?
  4. Какую должность я хочу получить?
  5. Какие обязанности я хочу выполнять?
  6. Какую ответственность я готов на себя взять?
  7. На какие условия я готов или не готов согласиться?
  8. Насколько для меня важен коллектив?
  9. Какая мне нужна зарплата?
  10. Имеет ли значение город и страна, в которой я буду профессионально расти?

Этот список можно продолжить, опираясь на ваши личные потребности и приоритеты. Важно, чтобы ответы были честными, а вопросы — конкретными.

Учтите свои сегодняшние потребности

В течение жизни меняются наши желания, возможности и приоритеты. И в разный период на принятие решения влияют принципиально разные факторы. В один момент это может быть престиж компании, коллектив и перспективы роста, в другой — банальное наличие медицинской страховки.

Задавайте себе вопросы на каждом этапе жизни, расставляйте приоритеты и ориентируйтесь в первую очередь на них.

Каковы типичные ошибки

Вы не до конца задали себе вопрос

Вы так и не смогли сформулировать конкретный вопрос и продолжаете держать в голове абстрактный образ «хорошей и интересной работы». Вы должны определиться, какой смысл вкладываете в эти слова. Не существует единственного верного описания хорошей работы, у каждого свои требования и критерии выбора.

Что сделать

Будьте честны с собой и не обобщайте. Подумайте, какие цели вы преследуете при выборе компании или отрасли. Если вам важно, чтобы работа была интересной, определите, в чём для вас заключается этот самый интерес. Вам интересны люди, работающие в компании, ваши обязанности или всё-таки зарплата, которую предлагают?

Вы верите мифам об отрасли в целом или о компании в частности

Не зная конкретных отраслей, не разговаривая с людьми, работающими в привлекательных для вас компаниях, вы очень серьёзно рискуете попасть в ловушку бренда.

Алёна Владимирская

Грамотно выстроенный имидж компании и стереотипы о сферах деятельности могут ввести в заблуждение любого. Например, популярное убеждение: пиарщики попивают шампанское на мероприятиях, веселятся и постоянно общаются с интересными людьми. Не зная подноготной, можно подумать, что это не работа, а мечта. Но не все понимают, что между трёхчасовыми мероприятиями — месяцы скрупулёзной и рутинной подготовки, бессонные ночи и годы наработки нужных контактов.

Что сделать

В эпоху социальных сетей грех жаловаться на недостаток коммуникации. Вы всегда можете задать вопрос вашим потенциальным коллегам, узнать особенности работы и услышать, какие трудности могут вас поджидать.

Никто не отменял посещение отраслевых семинаров или вебинаров — это позволит узнать индустрию и её представителей поближе. Вы сможете задать вопросы, наработать полезные связи и понять — то это, что вам нужно, или всё-таки нет.

Что может помешать на пути к карьере мечты

Вы недисциплинированны

Если вы заядлый прокрастинатор и у вас проблемы с самоорганизацией, то искать работу мечты вы будете очень долго. И, возможно, безуспешно.

Что сделать

В первую очередь вам придётся изменить подход к процессу. Научитесь оценивать свои ресурсы и возможности, чтобы ставить адекватные сроки на выполнение тех или иных задач. Начните записывать, что вы делаете для достижения цели, что уже сделали, а к чему ещё не приступили, сколько времени и сил потрачено на выполнение каждого из пунктов. Так вы увидите, что вам даётся легко, а что выходит только из-под палки.

Вам нужно пересмотреть свой план

Вы допустили ошибку в своём плане. Вы могли невольно обмануть себя, записав в план не свои настоящие цели, запутаться в расстановке приоритетов или определить неточную последовательность шагов.

Что сделать

Руководствуйтесь своими желаниями и возможностями. Даже если все вокруг трубят, что вам нужна руководящая должность в крупной международной компании, хотя вам по душе небольшой локальный бизнес, где руководить нужно несколькими людьми.

Пересмотрите свои действия и ответьте на вопрос: почему они не привели меня туда, куда я шёл?

Итоги

  • Задавайте себе только чётко сформулированные, конкретные и честные вопросы.
  • Делайте это периодически, чтобы понимать текущие приоритеты.
  • Ориентируйтесь только на свои потребности.
  • Узнайте информацию о желаемой сфере деятельности от сотрудников, а не полагайтесь на образы и стереотипы.
  • Помните, что ваша карьера в ваших руках.

Читайте также