Может ли работодатель лезть в вашу жизнь

Закон позволяет влиять на вас гораздо больше, чем кажется. Но это не значит, что надо смириться с хамством и бестактностью.

Где грань между личной жизнью и трудовыми обязанностями

Первый порыв при вопросе «Может ли работодатель лезть в личную жизнь?» — ответить нет. С точки зрения морали кажется, что никто не вправе диктовать вам, что делать, и уж тем более проверять, как вы живёте, если это не сказывается на качестве вашей работы. Но с точки зрения закона это не совсем так.

Рабочие часы не время для личной жизни. Если вы находитесь в офисе в период, который прописан в вашем трудовом договоре, то работодатель вправе вас контролировать. Например, он может повесить видеокамеру, чтобы проверять, чем вы заняты. Однако есть несколько условий, которые организация обязана выполнить, чтобы не нарушить ваши права.

В компании должны оповестить работников о видеонаблюдении и получить их согласие на это. Если работодатель следит за сотрудниками тайно, его могут привлечь к административной ответственности.

Павел Корнеев
ведущий юрист Европейской Юридической Службы

Быть под постоянным наблюдением неприятно, даже если вы не делаете ничего предосудительного. Но, увы, здесь альтернативы простые: не работать в компании, где в кабинетах развешаны видеокамеры, или попытаться понять, для чего это сделано. Обычно причина не в начальнике‑тиране, и никто не будет журить вас за то, что вы ковыряете в носу на рабочем месте.

Например, в офисе с большим потоком клиентов видеокамеры помогут вычислить вора, если у кого‑то пропадёт кошелёк из сумки. А видеозапись из производственного цеха поможет установить причины травмы: компания виновата или сам сотрудник.

С любителями получить доступ к содержимому компьютера и в любой момент подключиться к экрану несколько сложнее. С одной стороны, устройство принадлежит фирме, а вы в рабочее время должны трудиться. Так что ничего личного на экране в этот момент просто быть не должно. С другой стороны, права, обеспеченные конституцией, тоже кое‑что значат.

Работодатель не должен нарушать статьи 23 и 24 Конституции РФ, которые каждому гарантируют право на свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Если будет установлено, что начальник получил доступ к личной переписке, работник вполне может подать в суд.

Евгений Иванов
юрист Европейской Юридической Службы

Обычно, чтобы исключить подобные ситуации, компания просто блокирует доступ к соцсетям и другим сайтам для переписок, ограничивает возможность установки мессенджеров. И, по сути, сам факт использования сервисов в обход блокировок может стать причиной для вопросов к вам.

Есть ли личная жизнь за пределами офиса

Вы выходите из офиса и закрываете дверь — казалось бы, работа позади и можно делать что угодно. Однако это не совсем так. Здесь грань между законом и моралью становится ещё более расплывчатой. Так что теоретически работодатель ничего не нарушает, а на практике такое вмешательство может быть неприятным.

Например, вы взяли больничный по уходу за ребёнком и узнаёте, что представитель компании звонил в школу или детский сад, чтобы выяснить, действительно ли малыш заболел. Законодательством это не запрещено, но осадочек остаётся: вам не доверяют.

В некоторых сферах служба безопасности может интересоваться вашими отношениями. Скажем, если вы работаете на кассе в банке, в учреждении без восторга воспримут вашу связь со вчерашним заключённым. Наказать компанию можно, только если ваша частная жизнь пострадала от действий её сотрудников. Например, в организации получили доступ к интимным фотографиям работника и обнародовали их. А просто узнавать и говорить с вами о недопустимости таких отношений — законно.

Стоит оговориться: случаев, когда кассир банка крадёт сумму в несколько миллионов или даже десятков миллионов рублей ради спутника жизни, увы, не один и не два.

Евгений Иванов
юрист Европейской Юридической Службы

Например, в Башкирии кассир 25 миллионов из‑за долгов мужа. В Химках сотрудница банка вместе с сожителем из хранилища 21 миллион.

Ещё более скользкая тема — контроль внешнего вида и поведения. Для рабочих часов в компании может быть введён дресс‑код. Это оформляется соответствующим локальным актом, с которым вас обязаны ознакомить. Что касается облика сотрудника вне рабочих стен, законом вмешиваться также не запрещено — ровно до тех пор, пока вы не посчитаете, что ваши права нарушены.

В случае перегибов на местах всегда можно обратиться в Минтруд за письменным разъяснением или же сразу подать в суд.

Исключение — работники отрасли образования. Учителей, воспитателей детсадов, педагогов дополнительного образования детей и взрослых могут за аморальный поступок. Причём определения у этого термина нет, всё остаётся на усмотрение работодателя. Например, в Омске учительницу за фото в купальнике.

Есть ещё несколько категорий работников, которым стоит быть осмотрительнее: судьи, адвокаты, военные, полицейские, чиновники. Здесь, возможно, лучше прислушаться к руководителю и сбавить обороты, иначе дело может закончиться скандалом и увольнением.

Почему законно не значит нормально

Для хамства, невежества, нездорового любопытства нет статей в Уголовном кодексе и КоАП, но от этого они не становятся более приятными. От человека, с которым общаемся на равных, мы такого не допускаем. Но с работодателем отношения выстраиваются по‑другому. В них существует чёткая иерархия, и многие готовы терпеть от начальника больше, чем стоило бы. Именно поэтому в адекватных компаниях нередко запрещают романтические отношения между руководителем и подчинённым: никогда нельзя быть уверенным, что рядовой сотрудник пошёл на контакт добровольно, а не был принуждён к этому.

Вмешательства в личную жизнь это тоже касается. Зачастую подчинённый предстаёт чем‑то вроде неразумного юнца, которого мудрый старший учит по‑отечески, с высоты прожитых лет. Только это работает не так. Во‑первых, специалист в своей сфере может быть абсолютным профаном в других. Во‑вторых, ваша личная жизнь не его дело.

Если вы справляетесь с работой, не нарушаете законов, положений из трудового договора и локальных актов, то не обязаны выполнять любую прихоть руководства.

Решать, как правильно поступить, если начальник вмешивается в вашу жизнь, придётся самостоятельно. Говорить, что хватит это терпеть, слишком самонадеянно, так как от заработка многое зависит.

Но было бы неправильно полагать, что трудовые отношения, в которых руководство считает себя вправе хамить и учить вас жизни, — норма. Начальство не добрая фея, которая одаривает вас деньгами. Крепостное право отменили, а вы полноценные участники рабочего процесса. По‑другому тоже бывает — это важно держать в голове на тот случай, если вам кажется, что выхода нет.

Ну а если чувствуете в себе задатки революционера, просто поговорите с начальником — мягко и без хамства, не надо уподобляться. Не исключено, что вам после этого всё же придётся уволиться. Причём формально не из‑за беседы: вам могут, например, перестать выплачивать премию. У руководства есть рычаги, как сделать ваше пребывание в компании невыносимым. Но так вы, по крайней мере, будете первым, кто даст понять: то, что происходит, — ненормально.

Терпение не главная добродетель, а самоуважение — базовое качество человека. Если больше не можете молча выносить несправедливость на работе, делитесь этим текстом.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ольга Селепина
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Paul Orlov
17.08.19 07:43
Галимые стикеры эти Аутодафе.
Людмила Матвеева
24.08.19 19:33
У меня на работе нездоровое поведение начальства заключается в выспрашивании медицинских (и иных) подробностей. Зачем начальнику знать длину твоих соплей и высоту температуры, если ты на официальном больничном и ходишь к терапевту 2 раза в неделю? Если ты тяжко болен/ложишься в больницу/на операцию и будешь отсутствовать дольше недели, понятное дело, сообщишь об этом как узнаешь - даже не столько ради начальника, сколько для коллег, которые тебя будут подменять и которым нужно планировать свою работу с учетом возросших объемов. Я обычно на некорректные (на мой взгляд) вопросы, не отвечаю и просто сообщаю о дате следующего визита ко врачу и намерена ли просить меня выписать на работу. Или случай с повесткой - вызвали мою коллегу давать показания: ок, пришлю фото повестки (наше руководство в другом городе), но зачем выспрашивать все детали? Не понятно. Тем более, что любые отлучки (кроме больничных, слава богу!) у нас отрабатываются по количеству пропущенных часов.
Анна Мурашко
25.08.19 16:37
крайне неприятные иллюстрации. зачем их так много?
Оксана Тарасова
02.09.19 03:07
С 9-00 до 18-00 работодатель в праве контролировать работника. В остальное время, задержка на работе, звонки с рабочими вопросами, выход на работу в свои выходные и т.п. - уже вмешательство в личную жизнь.
Читать все комментарии