1. Двор-парк, а не двор-парковка

Детские площадки и прочие элементы среды: двор-парк, а не двор-парковка
Двор-парк в жилом районе «Бунинские луга». В нём нет машин, зато продумано озеленение и место для отдыха

Шум двигателей, загазованный воздух и происшествия под окнами — обычная история для большинства российских городов. Когда во дворе парковка, страшно отпускать детей гулять одних: неаккуратный водитель может сбить ребёнка, а общая неблагоустроенность привлекает маргинальные компании. Из-за этого дети остаются дома, мало играют и двигаются, упускают живое общение со сверстниками.

Ищите районы, в которых благоустройству территории возле дома уделено больше внимания. Одна из последних тенденций — закрытые дворы-парки с зонами для активных игр и отдыха, в которые не страшно отпустить ребёнка гулять одного. Например, концепция двора-парка реализована в жилом комплексе «Варшавское шоссе 141».

Детские площадки и прочие элементы среды: двор жилого района «Бунинские луга»
Дворы жилого района «Бунинские луга» озеленяют взрослыми деревьями, многолетними растениями и кустарниками. За ними проще и дешевле ухаживать, чем за однолетними саженцами, хотя смотрятся они не хуже петуний и ноготков

2. Развивающая детская площадка, а не пластиковые городки

Нужны развивающие детские площадки, а не пластиковые городки
Детский плейхаб в жилом комплексе «Бунинские луга». Это первая площадка в Москве с концепцией бесконечной игры: ручей плавно переходит в деревянный пандус, а пандус — в ручей

Для взрослых нормально бояться за детей и защищать их от всего на свете. Так появляются «безопасные» площадки — однообразные пластиковые конструкции с низкими горками и крохотной песочницей. По идее, это хорошо: нельзя высоко залезть, спрыгнуть откуда-то и удариться. Но дети часто получают ушибы как раз потому, что не умеют оценивать свои силы и управлять телом. Если хватать ребёнка на лету, он не научится падать и группироваться. Если ограждать его от высоких горок, он не будет знать, что такое высота и опасность.

Детство — это преодоление страхов, а не исключение их из жизни. Дети должны лазить, подтягиваться, прыгать и карабкаться, чтобы научиться владеть своим телом. В игре ребёнок понимает, как устроен мир, когда падает и ушибается или рискует и побеждает.

Детские площадки ПИК дают такую возможность. Натуральные материалы — дерево, песок, камень, вода — позволяют ребёнку изучать и исследовать природу. Высокие горки, канаты и подвесные мосты привносят элемент риска, при этом остаётся много места для подвижных игр.

Детские площадки должны быть развивающими и безопасными: плейхаб в жилом районе «Саларьево парк»
Детский плейхаб в жилом районе «Саларьево парк» сделан по проекту ландшафтного бюро AFA. На площадке есть рельефные холмы, ручей с дамбами и порогами, пространство для пряток и догонялок

3. Хороший детский сад рядом с домом

Детские площадки и другие элементы среды: хороший детский сад рядом с домом
Садик в ЖК «Варшавское шоссе 141» с необычными окнами в форме птиц. Круглый год дети гуляют в закрытом внутреннем дворе сада

Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые: смотрят на предметы с небольшой высоты, ещё не знакомы с текстурами, линиями и цветами. На них всё время действует множество раздражителей: игрушки, смартфон, телевизор, компьютер, наружная реклама. Слишком яркие интерьеры в детских помещениях только усиливают этот эффект и мешают ребёнку концентрироваться.

В хорошем детском саду знают об этих особенностях и учитывают их при создании и обустройстве пространств.

Окружающий дизайн сильно влияет на состояние и поведение ребёнка. Он может как способствовать концентрации внимания, так и отвлекать и раздражать.

Если в оформлении пространства детского сада слишком много расцветок, это оказывает гиперстимулирующий эффект: дети становятся чрезмерно возбуждёнными, иногда даже тревожными и боязливыми.

Как отличить хороший сад:

  • В оформлении используются основной светлый тон и два-три дополнительных. В игровой зоне это могут быть яркие цвета, в спальне или учебной комнате — спокойные сложные оттенки.
  • В отделке применяются натуральные материалы с разнообразными фактурами: дерево, металл, пробка.
  • Изображения на стенах максимально упрощены: абстрактные образы и картинки развивают фантазию. Информация расположена в поле зрения ребёнка — на высоте до 1,5 метра.
  • Дети могут украшать помещение и участвовать в оформлении группы: повесить свой рисунок, принести свою игрушку, порисовать на стенах в специальном месте.
Важно, чтобы пространство было легко трансформировать: сдвигать или убирать мебель, использовать её для игры или детского представления. Освоив вселенную, дети начинают скучать. Меняющееся пространство развивает творческое мышление и скорость обучения.

4. Школа, до которой ребёнок сможет добираться сам

Чрезмерная опека не добавляет ребёнку самостоятельности, а родителям — свободного времени. Дети могут сами добираться до школы, если ехать не слишком далеко: например, несколько остановок на трамвае. Главное, чтобы они знали, как вести себя в людном месте. Специалисты школы «Лиза Алерт» дают такие инструкции:

  1. Дети должны наизусть знать номер вашего мобильного телефона.
  2. Если ребёнок потерялся, он остаётся на месте и ждёт, а родители ищут.
  3. Дети могут обратиться за помощью к полиции, человеку с ребёнком или тому, кто работает в том месте, где они потерялись.
  4. Можно ходить только по людным и хорошо освещённым улицам.
  5. Взрослый человек никогда не обращается за помощью к ребёнку — он решает свои проблемы сам или с другими взрослыми людьми.

5. Развитая инфраструктура, а не многоэтажки в поле

Для семей с детьми становится неразрешимой проблемой отсутствие поблизости поликлиники, бассейна, парка и каких-либо развлечений. Из новых районов добираться до таких объектов обычно долго, а поездка с маленьким ребёнком отнимает много сил.

Поэтому развитая инфраструктура — неоспоримый плюс для семьи с детьми. Не менее важно, чтобы недалеко от дома были кружки и секции. Можно скептически относиться к раннему английскому или фехтованию, но здорово, когда у ребёнка есть возможность попробовать что-то новое. Если секций и кружков нет поблизости, дети предоставлены сами себе и вместо театра, футбола и танцев целыми днями будут сидеть в интернете.

Посмотреть детские объекты в жилых комплексах ПИК →