Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЛикбезАвто
27 февраля

Для чего нужен ремень ГРМ и когда его менять

Если элемент оборвётся во время движения, двигатель откажет, и это, скорее всего, приведёт к аварии.
Фото автора Иван Вукич
Иван Вукич

Автор Лайфхакера

Dlya chego nuzhen remen' GRM i kogda ego menyat'

Что такое ремень ГРМ

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) — это резинотехническое изделие с зубчатой внутренней поверхностью, которое синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов двигателя. Деталь обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в цилиндрах, что необходимо для правильной работы мотора.

Ремень ГРМ состоит из нескольких слоёв:

  • основа из прочной резины, чаще всего — из каучука, но бывает ещё ремни из полиуретана и неопрена;
  • корд (армирующий слой) из стекловолокна или стали для повышения прочности;
  • зубья из плотной синтетической ткани, которые обеспечивают сцепление с шестернями валов.

Ещё бывают цепные ГРМ — не из резины, а из металла. На разные автомобили устанавливают разный тип детали. Считается, что цепной механизм служит дольше, зато замена ременного обходится дешевле.

Схема работы ремня ГРМ. Кадры: Электрооборудование и Автоматика / YouTube

Зачем нужен ремень ГРМ

Эта деталь выполняет несколько важных функций.

  1. Синхронизация работы валов. Ремень обеспечивает точное взаимодействие коленчатого и распределительного валов, что необходимо для правильной работы клапанов и поршней.
  2. Передача вращения. Элемент передаёт вращение от коленчатого вала к распределительному, что позволяет двигателю работать слаженно.
  3. Предотвращение повреждений. Исправный ремень препятствует столкновению клапанов с поршнями, что может произойти при его обрыве.

Андрей Коромыслов

Технический специалист Krauf Автозапчасти.

Обрыв ремня ГРМ приведёт к остановке двигателя, если это случится в движении. А отказ гидроусилителя руля и усилителя тормозов на скорости может стать причиной аварии. Также при обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев требуется дорогостоящий ремонт двигателя: тарелки клапанов встречаются с движущимися поршнями и происходит удар, приводящий к загибу клапанов, а в наиболее тяжёлых случаях — разрушению поршней.

Схема расположения ремня ГРМ и деталей, с которыми он взаимодействует
Схема расположения ремня ГРМ и деталей, с которыми он взаимодействует. Кадр: @Знать Полезно! / YouTube

Как часто надо менять ремень ГРМ

Регламент замены зависит от модели автомобиля. Например, у современных Chery Arrizo 8 положено менять деталь каждые три года или каждые 100 тысяч километров. На кроссоверах Chery Tiggo 8 Pro и Tiggo 8 ремень служит от 60 до 90 тысяч пробега в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации. На Lada Vesta положено обновлять ремень ГРМ каждые 90 тысяч пробега. На кроссовере Audi Q3 первого поколения необходимо проверять деталь каждые 60 тысяч км пробега, но служат они примерно по 90 тысяч км. Чем старше автомобиль, тем чаще нужно проверять состояние элемента.

Василий Руссу

Старший мастер АвтоТехЦентра TCM Motors.

Автопроизводители рекомендуют менять ремень ГРМ каждые 70−90 тысяч км пробега или через 4−5 лет эксплуатации машины. Это оптимальный срок его службы, так как потом деталь начинает изнашиваться. Некоторые модели автомобилей способны проездить значительно больше без замены ремня. Сроки замены строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации конкретной модели.

Как отмечает Андрей Коромыслов, «при эксплуатации машины в неблагоприятных условиях интервалы обслуживания и замены сокращаются. К таким относятся повышенная запылённость, пониженные температуры, пересечённая местность, работа в такси и прочее. Досрочное обновление ремня может потребоваться при проведении сопутствующих работ, например при замене переднего сальника коленчатого вала или водяного насоса, регламент которых подразумевает снятие ремня ГРМ. При обратной сборке установка нового ремня в таких случаях обязательна, каким бы хорошим снятый элемент ни выглядел.

Чтобы избежать неприятностей, следует строго соблюдать периодичность ТО из сервисной книжки. При малейших подозрениях на неисправность привода ГРМ (посторонний шум, свист или другие признаки) необходима проверка, по результатам которой будет ясно, требуется обновление ремня или нет».

Как понять, что ремень ГРМ пора менять

Состояние детали можно проверить самостоятельно, но надёжнее это сделать в сервисе и не затягивать с заменой по установленному регламенту. 

Максимилиан Павлов

Руководитель отдела качества продукции автомобильного дистрибьютера ООО «Мотор-Плейс».

Поможет даже визуальный осмотр. Об износе ремня свидетельствуют трещины, потёртости, расслоение или отслоение зубцов. Кроме того, стоит обратить внимание на посторонние звуки в районе крышки ГРМ — свист или щелчки могут сигнализировать о проблемах с ремнём или роликами.

Когда ремень ещё не оборван, но перескочил на один или несколько зубцов, могут появиться проблемы с запуском двигателя, снижается его мощность, агрегат работает неравномерно. Это происходит из-за нарушения фазы газораспределения. 

Часто из-за неполадок с ремнём подтекает масло из-под крышки ГРМ, так как оно разъедает резиновую поверхность ремня и ускоряет его разрушение.

Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, нужно срочно проверить состояние ремня и при необходимости заменить его, чтобы избежать серьёзных повреждений двигателя.

Оборванный ремень ГРМ — явный признак того, что деталь нужно заменить
Оборванный ремень ГРМ. Кадр: @Sergey Avtocar / YouTube

Как выбрать хороший ремень ГРМ

При покупке новой детали важно учитывать несколько ключевых факторов. Их перечислил Максимилиан Павлов.

  • Убедитесь в подлинности ремня, так как подделки могут быстро выйти из строя. Лучше всего приобретать оригинальный ремень от производителя автомобиля или проверенные аналоги от брендов Contitech, Gates, Dayco или Bosch.
  • Покупайте только тот ремень ГРМ, который предназначен для двигателя вашего автомобиля. Чтобы это проверить, нужно смотреть номер детали по VIN-коду автомобиля или по специальным каталогам. 
  • Обратите внимание на материал самого ремня. Качественные изделия изготавливаются из армированной резины с нейлоновым покрытием и имеют прочные корды, что повышает их устойчивость к нагрузкам.
  • Старайтесь покупать ремень в комплекте с роликами и натяжителем, а в некоторых случаях — с водяным насосом, если он приводится в движение ремнём ГРМ. Это исключит риск преждевременного выхода из строя отдельных компонентов. 

Александр Большаков, директор автосервиса ООО «Техцентр Кореана», советует при выборе нового ремня не поддаваться соблазну купить оригинальную запчасть в три раза дешевле рыночной стоимости, поскольку магазины заполнены контрафактной продукцией. Практика показывает, что подделка может порваться уже в течение года. «Я рекомендую приобретать ремень ГРМ и другие комплектующие в больших сетевых магазинах, а ещё лучше покупать деталь и проводить её замену в крупных сетевых сервисных центрах. В этом случае автовладелец получает полноценную гарантию на элемент и произведённые работы», — заключил эксперт.

Сколько стоит замена ремня ГРМ

Сумма зависит от марки автомобиля, сложности работ и региона. В среднем стоимость работы по России варьируется от 5 до 15 тысяч рублей.

  • Москва: 8–20 тысяч рублей.
  • Санкт-Петербург: 7–18 тысяч рублей.
  • Екатеринбург: 6–15 тысяч рублей.
  • Новосибирск: 5–14 тысяч рублей.
  • Краснодар: 5–12 тысяч рублей.

В стоимость обычно входит не только замена ремня, но и установка нового ролика, натяжителя и в некоторых случаях помпы.

Цена же на сами запчасти зависит от марки машины и производителя. Самый дешёвый комплект ремня сейчас можно найти на классифайдах примерно за 10 тысяч рублей, это российские или китайские аналоги популярных производителей запчастей для бюджетных машин. Стоимость дорогих наборов переваливает за 100 тысяч рублей, это оригинальные детали, которые необходимо заказывать за границей.

Как поменять ремень ГРМ самостоятельно

Андрей Коромыслов

До начала любых работ с автомобилем внимательно изучите руководство по ремонту со всеми нюансами, убедитесь, что у вас есть необходимый инструмент и навыки проведения подобного рода работ. Часто при замене ремня ГРМ на современном двигателе помимо обычных ключей и головок может потребоваться специальное оборудование: различного рода кондукторы, стопоры, съёмники и оправки. Чтобы не тратиться на эти дорогостоящие элементы, их можно взять в аренду. 

Помните, что ошибки при установке ремня ГРМ могут привести к затратному ремонту двигателя. Поэтому если сомневаетесь, то не экономьте, а доверьте эту операцию профессионалам СТО.

Если вы уверены в своих навыках, воспользуйтесь пошаговой инструкцией от Максимилиана Павлова.

Что понадобится

  • Новый ремень ГРМ,
  • комплект роликов,
  • ключи, 
  • домкрат — опционально,
  • фиксатор коленвала.

Как делать

1. Установите автомобиль на ровной поверхности. Проверьте, чтобы зажигание было выключено, а аккумулятор отсоединён. В некоторых моделях подобраться к механизму можно только из-под днища — тогда придётся поднять машину с помощью домкрата. 

2. Снимите элементы, которые мешают подобраться к ремню: защитный кожух двигателя, крепления крышки ГРМ. В некоторых случаях потребуется демонтаж генератора, шкива коленвала или других навесных агрегатов. Это зависит от расположения детали в вашем автомобиле.

Снятие верхнего кожуха ремня ГРМ для его замены
Снятие верхнего кожуха ремня ГРМ. Кадр: @Техцентр «Автономия» / YouTube

3. Выставите метки, прежде чем демонтировать ремень. Коленвал и распредвалы фиксируются в положении верхней мёртвой точки (ВМТ), для этого метки на шкивах совмещаются с заводскими указателями. Этот этап критически важен для правильной установки фаз газораспределения при сборке.

Как поменять ремень ГРМ: установка меток ВМТ
Установка меток ВМТ. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

4. Демонтируйте старый элемент. Для этого ослабьте натяжной ролик, после чего снимите ремень. При наличии гидронатяжителя его также необходимо ослабить.

Натяжной и обводной ролики, которые необходимо открутить перед снятием ремня ГРМ
Натяжной и обводной ролики, которые необходимо открутить перед снятием ремня. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

5. Осмотрите ремень на наличие повреждений и проверьте, нет ли перескакивания зубцов.

6. Перенесите старые метки с шестерней и ремня на новые детали.

При замене ремня ГРМ нужно перенести метки
Шестерни коленвала и ремень с совмещёнными на них метками. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

7. Начните установку нового ремня с коленчатого вала, затем ремень надевается на распредвалы, натяжной и обводной ролики. Важно убедиться, что ремень плотно сидит на зубьях и не провисает.

8. Натяните ремень ГРМ. Для этого затягивайте плавно натяжной ролик, чтобы натяжение было достаточным, но не чрезмерным.

9. Прокрутите вручную коленвал на два оборота для проверки совпадения меток ГРМ и контроля того, что ремень остаётся на месте.

Корректировка натяжения ремня
Корректировка натяжения ремня до совмещения специального язычка с окошком на ролике. Кадр: @Королевский Авторемонт / YouTube

10. Установите на место все элементы, которые демонтировали, чтобы подобраться к ремню: кожух ГРМ, шкив коленвала и навесные агрегаты. 

11. После подключения аккумулятора запустите двигатель и проверьте его работу. Если посторонние шумы и вибрации отсутствуют, а мотор функционирует ровно, замена выполнена корректно.

12. Проверьте натяжение ремня спустя 500–1 000 км пробега. Если элемент провис, его нужно затянуть, как описано в пункте 8.

Водить
🚘
Почему троит двигатель и что с этим делать
Как часто надо менять антифриз и как это делать
Чёрный дым из выхлопной трубы: о чём это говорит и что делать
Почему не горят стоп-сигналы и что с этим делать
Что такое гидроудар двигателя и как его избежать
Обложка: Alona Siniehina / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Это интересно
«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии
Борис Никакой
28.02.25 15:08
Не понятно, если производитель ремня грм один то почему на разные модели разные интервалы замены? Я на Skoda менял на 250000 км , механик сказал , что они ходят по 350000 км спокойно.
Виктор Наумкин
01.03.25 09:40
Для чего нужен ГРМ, задайте вопрос в Гугле, долго объяснять. На Мазда Капелла, 626, меняется по Регламенту, через 100 тыс, км. Ролики Фебест, к этому времени уже сильно люфтят. Ролики Автовелт, ходят по 200 тыс км. На некоторых авто, меняют через 60 тыс км.
Gena M
03.03.25 19:26
Про фебест не согласен. Менялось да, через 100 тыс км, но люфта роликов не было. Ремень тоже в хорошем состоянии был. Менялось чисто ради профилактики.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Дарья Чередникова6 минут назад

0 / 0

Просто описали человека с высокофункциональным аутизмом.
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Аватар автора комментария
Andrey Menshikov51 минуту назад

0 / 0

Есть, конечно, но они обычно значительно ниже
Правда ли женщинам проще найти секс, чем мужчинам
Аватар автора комментария
Irina Teptyaeva1 час назад

0 / 0

Щляпа!!!Щляпа!!!
Типы лица для мужчин: подбираем аксессуары, причёску и форму бороды
Аватар автора комментария
Thor Steinar2 часа назад

0 / 0

Сделаем еще небольшое дополнение. Как смонтировать ISO в linux и macos из командной строки. Для Linux: %sudo mount -o loop имяфайла.iso /mnt/iso Тут у нас: sudo для монтирования нужны права суперпользователя. mount - непосредственно команда монтирования. "имяфайла.iso" - название файла который мы хотим смонтировать. /mnt/iso - путь по которому он будет доступен. Иногда на дисках нестандартная файловая система: тогда ее тип мы задаем через ключ -t (например -t iso9660). Для macOS: %hdiutil mount имяфайла.iso После этого файл будем смонтирован, и доступен как HDD (в read only понятное дело режиме), в /Volumes
Как открыть файл ISO: простые способы для Windows, macOS, Linux и Android
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях