Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Выгодные покупки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Книги
5 мая 2015

РЕЦЕНЗИЯ: «Бизнес-копирайтинг» — как писать серьёзные тексты без правил

У вас над столом висят таблички: «Секреты составления заголовков», «7 способов сделать текст продающим», «Заповеди успешного копирайтера»? Денис Каплунов рассказывает, как выбросить из головы эти правила и начать работать с по-настоящему серьёзными текстами.
Фото автора Анастасия Пивоварова
Анастасия Пивоварова

Автор Лайфхакера

РЕЦЕНЗИЯ: «Бизнес-копирайтинг» — как писать серьёзные тексты без правил

«Бизнес-копирайтинг» — уже четвёртая книга Дениса Каплунова, которая, по заявлению автора, непременно войдёт в историю. В информационном и рекламном потоке шаблоном никого уже не зацепишь. Поэтому в бизнес-копирайтинге главным средством привлечения внимания становится смысл. Денис Каплунов вообще очень много говорит о значимости контента, ставит на первое место его содержание, которое и должно быть главной действующей силой. Новая книга посвящена тому, как именно содержание текста должно влиять на его форму и восприятие.

Денис Каплунов

Копирайтер. Основатель агентства «Студия Дениса Каплунова». Автор книг о копирайтинге, блогер.

Книга «Бизнес-копирайтинг», в отличие от других книг Каплунова, написана не для широкого круга читателей. Собственно бизнесменам вряд ли стоит её читать, рассчитывая, что больше не придётся заказывать тексты у профессиональных авторов. Информации для начала самостоятельной работы хватит, но разобраться в ней людям вне профессии будет трудно. Чтобы переварить такой объём сведений и использовать все данные в работе, нужен опыт. Зато авторам найдётся с чем поработать.

Рецензия: «Бизнес-копирайтинг»

Почему стоит прочитать книгу

В книге почти отсутствуют стандартные советы о том, как сделать хороший текст с помощью шаблонов и правил. Скорее наоборот, Денис предлагает существующие правила нарушать как можно чаще. Слишком много запросов в поисковых системах начинаются со слов «Как написать…», слишком много готовых рецептов предлагается в ответ. Причём часто методики скопированы из книг зарубежных авторов без всякой адаптации, то есть для русского языка не подходят. Итог — читатели, то есть потенциальные клиенты, даже не задерживают взгляд на словесном мусоре, хотя и слова «правильные», и сгруппированы в текст по канонам.

Вы себе представляете, во что бы превратилась эта книга, если бы я неукоснительно следовал правилу семи слов? В предыдущем предложении их было семнадцать, вы что, его не поняли?

Денис Каплунов

Правила в бизнес-копирайтинге есть, но они не касаются формальной стороны работы. Чтобы написать серьёзный текст, нужно всегда вежливо говорить правду и только правду, которая интересна читателю. Кажется, ничего нового? Эту мысль автор озвучивает и развивает ещё на первых 40 страницах книги. Остальные 350 — о том, как этого добиться.

«Бизнес-копирайтинг» учит работать сначала не с текстом, а с продуктом. Прежде чем начать писать, нужно узнать, о чём вы рассказываете, причём узнать досконально, иначе вместо текста у вас в лучшем случае получится только вода и сплошное «бла-бла-бла». Только хорошая подготовительная работа поможет сделать по-настоящему качественный текст.

Перед вами стоит задача подготовить какой-то документ, и вы открываете текстовый редактор, чтобы сразу приступить к работе? С завтрашнего дня избавьтесь от этой привычки. Приступать нужно лишь тогда, когда у вас в голове сложилась целая картинка хотя бы концепции текста.

Денис Каплунов

Чтобы понять, что вы будете писать, нужно:

  • понять, зачем вы пишете;
  • узнать максимум о продукте, который вы представляете;
  • поставить себя на место будущего читателя и понять, что ему нужно;
  • найти ключевую мысль и решить, как её показать.

Это краткое содержание первой главы. Следующие шесть показывают, как именно это сделать, причём ОЧЕНЬ подробно. Автор много говорит о том, что текст должен быть максимально конкретным, и сам же следует своему правилу: каждое утверждение и совет сопровождаются примерами, как надо делать и как не надо. Денис Каплунов щедро делится своими работами, представленными в качестве эталона, и это правильно. Сразу можно увидеть, что методы автора на самом деле работают.

Главная мысль в том, что человек, который пишет о продукте, должен быть экспертом. Изрядная часть информации в книге вообще касается не текста, а работы с «серьёзными людьми», но остаётся за кадром: как собирать информацию, какие вопросы задавать заказчику, на что обращать внимание при проработке концепции текста.

Для меня серьёзный читатель — тот, кто склонен и способен свершить целевое действие. Он читает текст, чтобы понять, насколько ему интересно совершить это действие, в чью пользу сделать выбор.

Денис Каплунов

Если вы сумели понять, зачем и о чём вы пишете, превратить знания в текст будет несложно. В книге много упражнений, которые именно этому и учат. Начинающим копирайтерам полезно для практики, опытным — для поиска ошибок.

Отдельного внимания заслуживают списки запретов:

  • иностранные термины, которых нужно избегать;
  • слова, которые свидетельствуют об отсутствии конкретики;
  • прилагательные и глаголы, которые мешают чтению;
  • сокращения, которые нельзя использовать в серьёзных текстах.

Сложности восприятия

Теперь немного о минусах. Сложилось впечатление, что автор хотел объять необъятное и написать такой учебник, который заменит сразу все настольные пособия копирайтеров. Советы иногда дублируют друг друга (например, о том, как правильно писать цифры, речь идёт в нескольких главах), приведены вперемешку и сбивают с мысли. Минуту назад автор рассуждал о необходимости переписывать собственные тексты, а теперь рассказывает о правилах употребления глаголов. Немного информации о нейминге, чуть-чуть о коммерческом предложении, что-то о переписке с клиентами, побольше — о страницах сайтов. Вроде только что вы выполняли задание и составляли текст к фотоотчёту, а уже пишете рекомендательное письмо.

Такой разброс показывает, с одной стороны, что советы и правила бизнес-копирайтинга универсальны. С другой стороны, мешает восприятию. Наличие чёткой структуры — единственный совет, который Денис даёт и которому сам не следует.

Есть ещё минус, который не понравился лично мне, но, возможно, многие сочтут его плюсом. В главе «Как писать интересно» спрятана настоящая информационная бомба.

Эта заметка написана под воздействием 300 г виски. Правда, она отличается?

Денис Каплунов

Совет выпустить на волю фантазию, конечно, хорош, но способ исполнения надолго ввёл меня в ступор. Оказывается, вдохновение для серьёзных текстов нужно искать в бутылке. Да, в нашей реальности встречи на высшем уровне очень часто проходят при посредничестве алкоголя, но обычно люди пьют после сделки, а не до. Интересно, сколько авторов считают, что стаканчик-другой виски помогают расслабиться и добавить в текст драйва?

Кому и как читать книгу

Начинающим авторам нужно книгу читать с конца, с глав, которые возвращают нас к школьной программе. Денис перечисляет распространённые ошибки, сложные правила, ещё раз напоминает, зачем нужно подтягивать знания по орфографии и пунктуации. Дополнительно прилагается экспресс-курс вёрстки и внушительный список профессиональных приёмов. Если работаете недавно, читайте в обратном порядке, постепенно доберётесь до бизнес-текстов.

Давно работающим копирайтерам начинать с внимательного чтения, последние главы просмотреть и освежить в памяти, потому что есть вещи, о которых помнить нужно всегда. Зачитывайте первую главу заказчикам, объясняя, зачем вам нужны материалы о продукте и почему вы работаете именно так.

«Бизнес-копирайтинг» обязательно нужно прочитать, если вы пишете тексты и хотите выйти на новый уровень, но у вас не получается: скорее всего, вы узнаете, в чём причина. Если же у вас в профессии всё в порядке, книгу можно использовать для работы над ошибками, от которых никто не застрахован.

«Бизнес-копирайтинг», Денис Каплунов

Купить на litres.ru

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

10 пар зимней обуви с хорошими скидками на «чёрной пятнице»

10 пар зимней обуви с хорошими скидками на «чёрной пятнице»

постельное белье

21 комплект постельного белья, который преобразит вашу спальню

Roborock Q5 Pro

Надо брать: робот-пылесос Roborock Q5 Pro со скидкой 76%

Гидравлический домкрат с высоким рейтингом отдают со скидкой 35% на AliExpress

Гидравлический домкрат с высоким рейтингом отдают со скидкой 35% на AliExpress

23 нарядных платья, которые можно надеть на новогодний корпоратив

23 нарядных платья, которые можно надеть на новогодний корпоратив

10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя

10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя

5 милых мягких игрушек для тех, кто любит мультфильмы Хаяо Миядзаки

5 милых мягких игрушек для тех, кто любит мультфильмы Хаяо Миядзаки

Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены

Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены

Это интересно
VK Education запускает кейс-чемпионат для студентов с призовым фондом 1 млн рублей

VK Education запускает кейс-чемпионат для студентов с призовым фондом 1 млн рублей

«Другое Дело» запускает спецпроект «Что Делать Дальше?» — навигатор по взрослой жизни

«Другое Дело» запускает спецпроект «Что Делать Дальше?» — навигатор по взрослой жизни

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Комментарии
Антонина Акиньшина
03.05.20 08:21
Кажется, хорошее описание хорошей книги. Насчет виски - индивидуально. Как-то у Курпатова спросили: "Правда ли, что алкоголь расширяет сознание?" Ответ: "Правда - если есть, что расширять". 😊
26.03.21 15:56
Комментарий удален
Борис Попов
26.03.21 16:09
Писать желательно на темы, в которых хоть немного разбираешься. Правда, это резко сокращает количество заказов. Поэтому полезно найти постоянных клиентов.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Wera Ferat8 часов назад

0 / 0

Не даром говорят “что по одежке встречают”. Хотим мы или нет, первое впечатление никто не отменял. Но важно другое - по уму-то провожают.
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
Аватар автора комментария
Wera Ferat8 часов назад

0 / 0

Ну это еще нужно научиться делать паузы, особенно, когда нервничаешь и можешь наговорить лишнее...
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
Аватар автора комментария
Wera Ferat8 часов назад

0 / 0

Для меня важно хорошо выспаться, тогда могу горы свернуть, если понимаю, что устала, откладываю всё на утро и стараюсь перед сном не смотреть ужастики и новости.
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
Аватар автора комментария
Wera Ferat8 часов назад

0 / 0

Кстати, в сети действительно вижу блоги людей пожилого возраста, одни делятся кулинарными секретами, другие вяжут, вышивают и плетут макраме. Может и имеют какой то небольшой заработок от рекламы, чему я очень рада.
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях