На стриминговом сервисе Netflix вышел сериал The Eddy (переводят как «Водоворот» или «Бар „Эдди“»). Его создали два очень известных автора, чьё участие уже считается залогом качества. Во‑первых, сценарист Джек Торн, работавший над оригинальными «Бесстыдниками» и «Тёмными началами». А во‑вторых, режиссёр «Ла‑Ла Ленда» и «Человека на Луне» Дэмьен Шазелл.

Кроме того, «Бар „Эдди“» радует отличным переплетением музыки и человеческих историй. Вот только основная сюжетная линия иногда кажется лишней.

Джазовый драйв и красота съёмок

В прошлом знаменитый американский пианист Эллиот уехал в Париж и открыл вместе со своим другом Фаридом клуб The Eddy (то есть «Водоворот»). После личной трагедии сам он уже не хочет выступать, но раскручивает джазовый коллектив, пытаясь выбить для него контракт с лейблом.

Дела в клубе идут не лучшим образом, а вскоре выясняется, что Фарид связался с преступниками. В это же время к Эллиоту приезжает дочь. И герою нужно буквально разрываться между желанием сохранить клуб, разборками с бандитами и личными делами.

Вряд ли можно найти кого‑то, кто рассказывает с экранов о джазовой музыке ярче и эмоциональней, чем Дэмьен Шазелл. Барабанщик в юности, он променял своё увлечение на кинематограф. Может, и к лучшему: сам Шазелл говорит Interview [Video]: Damien Chazelle (“Whiplash”) , что таланта к музыке у него не было. А вот фильмы он снимает потрясающе.

Из его воспоминаний отчасти и сложилась картина «Одержимость» — история талантливого барабанщика, который попадает к гениальному, но жестокому преподавателю. Уже эта работа принесла режиссёру всемирную славу. А потом появился романтичный «Ла‑Ла Ленд», вернувший былую популярность мюзиклам и собравший буквально все кинопремии, кроме нелепо ускользнувшего «Оскара».

Сериал «Бар „Эдди“»
Кадр из сериала «Бар „Эдди“». Репетиция группы

В «Баре „Эдди“» Шазелл вновь возвращается к любимой теме. Но на этот раз режиссёр получил в своё распоряжение аж восемь часов экранного времени. Поэтому он даёт себе волю в музыкальных номерах, превращая историю в фильм‑концерт. Причём во время работы авторы действительно построили некое подобие клуба и живьём записывали там выступления.

Что ещё важно, Шазелл умудрился не уйти в излишнюю ретро‑стилистику, свойственную лентам про джаз. Классический свинг периодически сменяют модные мотивы. Да и съёмка, в отличие от «Ла‑Ла Ленда», не имитирует старое кино. Это очень современная и техничная работа.

Вступительная сцена длится несколько минут без монтажных склеек, будто в клуб зашёл случайный посетитель и следует за главным героем. А в это время на сцене зажигает местный коллектив.

Съёмки очень длинными кадрами будут ещё не раз возвращаться в сериал, обеспечивая максимальное погружение в происходящее. И не стоит забывать, что Шазелл любит работу с ручной камерой, которая обеспечивает живость и динамику, делая зрителя участником событий.

Увы, сам Дэмьен срежиссировал только два первых эпизода. И именно они выглядят максимально драйвовыми. Остальные постановщики аккуратно копируют его стиль, но всё же разница слишком заметна. Приблизиться к эстетике начальных серий удаётся лишь телережиссёру Алану Полу, который снял два последних эпизода.

Переплетение культур и судеб

Не стоит забывать о ещё одной важной составляющей фильмов Шазелла: о звуке. Даже не говоря об «Одержимости», где вся динамика строилась на барабанных партиях, тот же «Человек на Луне» передавал ощущения полёта не только дрожащей картинкой, но и головоломным шумом.

Сериал «Бар „Эдди“»
Кадр из сериала «Бар „Эдди“». Эллиот и Фарид

Разумеется, сериал о парижском джазовом клубе нужно слушать не менее внимательно, чем смотреть. И речь не только о музыкальной части — разговоры тоже имеют значение. Даже хорошо, что Netflix выпустил «Бар „Эдди“» без дубляжа, в котором потеряется большая часть красоты. Ведь не секрет, что Париж давно населяют не только французы. И интернациональный актёрский состав обеспечивает всё возможное разнообразие языков и акцентов.

Сам Эллиот перебивается с французского на американский английский, вокалистка его группы вовсю ругается по‑польски (её, кстати, сыграла Иоанна Кулиг, известная по оскароносной «Холодной войне»). Семья Фарида — выходцы из Алжира, да и вообще в кадре появляется немало арабских лиц. А потом можно услышать знакомый нам чёткий английский со славянским акцентом.

Сериал «Бар „Эдди“»
Кадр из сериала «Бар „Эдди“». Эллиот и его дочь Джули

Это же смешение культур сильно влияет на сюжет. Герои привносят в общую историю часть своего прошлого. И тут важно, что «Бар „Эдди“» построен очень необычно: действие развивается линейно, но каждый эпизод посвящён отдельному персонажу, и через его восприятие показаны основные события.

Если посмотреть популярные работы сценариста Джека Торна, то сразу можно заметить: независимо от жанра он умеет отлично прописывать человеческие характеры. Будь то комедийно‑драматические «Бесстыдники», фэнтезийные «Тёмные начала» или супергеройская пародия «Отбросы» — его персонажи никогда не выглядят бездушными функциями. И структура, где на один эпизод второстепенный герой выходит на первый план, позволяет лучше познакомить зрителя с миром сериала. Ведь в «Баре „Эдди“» каждому есть что рассказать.

Сериал «Бар „Эдди“»
Кадр из сериала «Бар „Эдди“». Эллиот, Фарид и Амира

Серия про жену Фарида внезапно оказывается чуть ли не самой эмоциональной. И как раз здесь наиболее ярко видна разница культур: традиционная мусульманская церемония внезапно перерастает в весёлую вечеринку со смесью джаза и этнической музыки.

И точно так же аккуратно Торн переплетает судьбы героев. Каждый из них становится частью основного сюжета. Сначала незаметной, а потом неизменно очень важной. И название бара «Водоворот» раскрывается по‑новому. Это не только заведение, но и вся та история, в которую попали герои.

Кадр из сериала «Бар „Эдди“»
Кадр из сериала «Бар „Эдди“». Эллиот и его дочь Джули

Хотя в сериале есть и недостаток. И к сожалению, это одна из центральных линий сюжета. Иногда кажется, что авторы слишком хотели заинтересовать зрителя, а потому добавили в действие подобие криминального расследования.

Изначально, как первый толчок к развитию сюжета, это выглядит логично. Но потом линию слишком затягивают. Возможно, как простая медитативная драма о судьбах людей «Бар „Эдди“» смотрелся бы лучше. А тут герои всё ищут ответы, которые совершенно ничего не меняют в восприятии истории. Просто детектив ради детектива.

А ведь за этим можно упустить самую интересную мысль: в большинстве своих предыдущих работ Шазелл рассказывал о людях, которые стремятся к славе. А Эллиот всеми силами бежит от своей прошлой популярности.


Но даже при наличии некоторых изъянов «Бар „Эдди“» оставляет лишь положительные впечатления. Это очень хорошо снятый сериал, в котором красиво сплетённая человеческая драма соседствует с потрясающей постановкой кадра и безмерной любовью к музыке. Каждый наверняка узнает себя хотя бы в одном из героев, а на очередной сцене из клуба ощутит желание танцевать вместе с посетителями. Один из переводов названия не врёт: «Водоворот» и правда затягивает.