Что такое синдром главного героя и как он влияет на нашу жизнь

Помните о том, что каждый человек — автор своей жизни.

Синдром главного героя — это не признанный медицинский или психологический термин, а феномен, о котором несколько лет назад начали говорить СМИ и блогеры. У него нет чёткого определения, но можно выделить характерные признаки этого состояния. Разбираемся вместе.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Что называют синдромом главного героя

Практически каждый человек считает себя главным персонажем в своей жизни. И это нормально, ведь он действительно и автор, и режиссёр, и самая яркая звезда собственной истории. Проблемы возникают, когда человек начинает играть роль в какой-то вымышленной жизни. Приукрашенной, исправленной с помощью различных фильтров или полностью сконструированной.

Синдром главного героя — ситуация, когда человек представляет себя ключевым персонажем популярного фильма или сериала, за которым готовы следить миллионы зрителей.

Такому развитию событий часто помогают соцсети. Там принято рассказывать о своей жизни, выкладывать фотографии или видео с мельчайшими подробностями дня. И в этом нет ничего, что вызывало бы тревогу у специалистов. Но человек с синдромом главного героя рассказывает читателям совсем не ту историю, что видят его друзья, знакомые и родственники в реальности. 

Евгений Тумило

Психолог, гештальт-терапевт, эксперт онлайн-школы психологических профессий Психодемия.

Этот термин взят на вооружение популярной психологией, и его употребление скорее характерно для блогеров и тиктокеров, а не профессиональных психологов. Такого расстройства нет ни в одном справочнике. В то же время за этим понятием стоят вполне определенные черты.

Однако с позиции гештальт-подхода, в котором я работаю, и гуманистической психотерапии в целом, сведение любого человека к одному единственному ярлыку опасно для всех участников коммуникации. В таком случае разговор ведётся не с живым человеком, а с образом или фантомом. Поэтому стоит относиться к подобным ярлыкам с осторожностью и некоторой иронией. Это скорее игра, нежели серьезная диагностика.

Грань между обычными пользователями соцсетей и людьми с синдромом главного героя тонка, но она есть. Например, наводить порядок в комнате перед тем, как сделать фото, — обычное явление. По-разному драпировать угол, создавая ощущение, что в квартире не одна, а четыре разные комнаты, и писать, как сложно убирать такое большое пространство, — ближе к синдрому. Не фотографироваться без макияжа или выбирать для публикации только самые удачные ракурсы — частая практика. Не выкладывать фото без обработки фильтром, который визуально удаляет десяток килограммов — привычка, которая вызывает вопросы. 

Как проявляется синдром главного героя

Проверьте, замечали ли вы подобное в своих действиях, а также в поступках друзей или близких.

Романтизация или драматизация любого происшествия

Каждый свой шаг люди с синдромом главного героя обставляют как выход на сцену, под свет софитов. Поэтому даже на прогулку с собакой они собираются как на красную дорожку фестиваля. Всё должно выглядеть идеально: и сам хозяин или хозяйка, и одетый в милый костюмчик пёс, красочные осенние листья в парке и стаканчик ароматного кофе. Такой увидят прогулку многочисленные подписчики.

Даже бутерброды для завтрака такие люди выкладывают на самую красивую тарелку. И не просто ради эстетичной сервировки, главная цель — сделать удачное фото и выложить в соцсеть. 

А ещё люди, у которых синдром главного героя, могут легко превратить самое скромное событие в яркую драму. Это получается легко и естественно. Именно такая героиня, например, расскажет подругам, каким обжигающим взглядом проводил её загадочный незнакомец. И добавит, что в его глазах ясно читалось страдание из-за того, что они никогда не смогут быть вместе. А подобный герой может написать пронзительный пост о безответной любви. И рассказать, как ему жаль, что самая прекрасная девушка на свете жила три века назад. А сейчас ему остаётся только смотреть на её портрет в музее, и у него нет слов, чтобы выразить свою тоску.

В блокбастерах или книжных бестселлерах не обойтись без сильных эмоций. Люди с синдромом главного героя прицельно ищут их в окружающем мире. А если реальность кажется им недостаточно яркой, добавляют фантазии. 

Непропорционально большое внимание соцсетям

Как правило, соцсети лишь отражение небольшой части реальной жизни. Однако у людей с синдромом главного героя всё обстоит иначе. Иногда они словно не живут, а лишь репетируют роль, строят декорации и ищут костюмы для главного выхода. То есть для появления в соцсетях, где им очень важно выглядеть максимально эффектно.

Фраза «Если не выложил фото события в соцсеть, значит, его и не было» отлично иллюстрирует ход мыслей таких людей. Поэтому зачастую они снимают буквально каждый свой шаг и тут же выкладывают это в ленту.

Евгений Тумило

Самое важное здесь — ответ на вопрос «Для кого я это делаю?» Или, говоря психологическим языком: «Каков мой локус контроля?» Если я это делаю для себя, потому что мне так нравится, это внутренний локус контроля, и большой опасности нет. Или я это делаю, чтобы другие заметили меня, потому что это нужно для моих личных целей (например, заслужить повышение по службе). Это тоже внутренний локус контроля, и всё в порядке. 

Другое дело — если я пытаюсь добиться чужого внимания постоянно и даже не очень понимаю, зачем оно мне. Если я подпитываю таким образом свою низкую самооценку или настолько сживаюсь с каким-то персонажем, что в реальной жизни представляюсь Галадриэлью или Чеширским котом, — вот тут есть повод задуматься. Но только повод. Напомню: диагнозы может поставить только специалист — клинический психолог или психиатр. 

Постоянная потребность в одобрении

Соцсети приучили нас к вниманию аудитории — лайкам и комментариям. Пожалуй, каждому бывает грустно, когда его пост остаётся незамеченным. Или если просмотров много, а сердечек почти нет. 

Но для главного персонажа остаться без внимания — это настоящая трагедия. Ведь он должен быть в центре событий. Более того, зрители и читатели, как правило, всегда на стороне протагониста. Переживают за него, испытывают симпатию и сочувствие, восхищаются им. Людям такого типа часто необходимо подтверждение, что они действительно важны окружающим и интерес к их истории ещё не иссяк.  

Синдром главного героя заставляет внимательно следить за реакцией на свои посты в соцсетях. Сердечки и комментарии порой кажутся жизненно необходимыми. В реальной жизни такие люди тоже нуждаются в похвале, одобрении, признании собственной важности и незаменимости. Скорей всего, им будет невыносимо оказаться невидимками.

Евгений Тумило

Люди — социальные существа, которые зависят от мнения и реакций социума. Мы все взаимозависимы, а иногда даже не представляем степень этой связи. Вот Робинзон Крузо её понял, оказавшись на необитаемом острове. Вопрос в том, можем ли мы гнуть свою линию, несмотря на чужое мнение. И способны ли при этом не перегибать палку, не идти по головам, оставаясь чувствительными к обратной связи. Здесь нужна золотая середина.

Попробуйте привести примеры ситуаций, в которых вы сумели отстоять свои интересы. Получилось? А теперь приведите примеры, когда вы проявили к другим людям сочувствие, оказали помощь, поддержку, повели себя альтруистично. Было такое? Если оба раза «да» и таких примеров много — с вашей зависимостью от чужих реакций всё в порядке. Если же каких-то примеров маловато, вам тяжело их вспомнить или их вообще нет — стоит задуматься.

Возможное пренебрежение к другим людям

Если человек считает себя главным персонажем, то остальные способны быть лишь второстепенными. Поэтому он может относиться к другим людям невнимательно. Например, не интересоваться, как у них дела, не обращать внимания на их эмоции. А любой разговор пытаться превратить в обсуждение своих проблем и достижений. 

Люди с синдромом главного героя порой искренне уверены, что все вокруг должны думать, говорить, переживать лишь об их судьбе. И делают всё, чтобы остальные приняли их игру. 

Например, героиня приходит на день рождения подруги. Сначала она, конечно, вручит той подарок. Но очень скоро начнёт сначала тихо, а потом всё громче и эмоциональнее рассказывать окружающим, как непросто складываются её отношения с одним симпатичным парнем. Она собирает вокруг себя половину гостей. Искренне переживает, просит у других совета и поддержки. Героиню не беспокоит, что имениннице, наверное, хотелось бы провести вечер иначе. О чём вообще можно думать, когда у неё такая драма! 

К критике такие персонажи обычно относятся негативно и воспринимают её как покушение на свою ведущую роль. Ведь второстепенный герой, который критикует главного, может претендовать на его место. А покидать пьедестал так не хочется.  

Евгений Тумило

Ваши отношения с другими людьми — хороший маркер. Если в этих отношениях проявляется эмпатия, если вы не только можете быть главным героем, но и позволяете другим людям станцевать свою «цыганочку с выходом», то всё в порядке. Если же ваши отношения с людьми холодны и формальны или их практически нет и вас это не устраивает — вероятно, стоит задуматься и не откладывать визит к психологу.

Чем может быть полезен синдром главного героя

Мы поговорили о негативных проявлениях этого состояния. Но звёздный синдром может подарить и важные преимущества.

Поможет повысить самооценку

Большой мир с его законами возник задолго до вас. Но автор собственной жизни — именно вы. Только вам определять, каким принципам следовать, какие приоритеты выбирать и какие убеждения отстаивать.

Если вы признаете себя главным героем, то сможете поверить, что ваши желания важны. А решения стоит принимать только самому, ведь ответственность за них — тоже ваша. Главная роль может помочь ощутить собственную значимость, повысить самооценку и обрести уверенность в себе тем, кому её не хватает.

Подскажет, где найти мотивацию для перемен

Главные герои всегда ставят перед собой сложные цели. Затем преодолевают многочисленные препятствия и в финале обязательно добиваются успеха. А потом начинают следующую серию своей звёздной истории. 

Ощутив себя самым важным персонажем собственной жизни, вы поверите, что вам могут быть подвластны серьёзные достижения. А значит, можно смело мечтать, выбирать амбициозные цели, рисковать и в конце концов добиваться своего. Ну а уверенность в том, что финал очередной серии будет счастливым, может послужить дополнительной мотивацией к действиям. 

Поможет развить креативность

Чтобы добраться до цели, герои часто принимают нестандартные решения. Можно вообразить себя персонажем игры или героем блокбастера, который наделён необычными способностями. А затем взглянуть на собственные проблемы его глазами. И представить, как бы он преодолевал ваши препятствия.

Возможно, харизматичный герой поможет вам увидеть ситуацию с другой точки зрения. И придумать необычное, но действенное решение.

Евгений Тумило

Полностью поддерживаю приведённые плюсы синдрома. Более того, в гештальт-терапии мы рассматриваем любые особенности человека как творческое приспособление к ситуации. Мы становимся такими, какие есть, потому что творчески адаптируемся к условиям окружающего мира. В этом плане и синдром главного героя стоит рассматривать как стратегию адаптации (а может, и выживания) к тому, что происходило в прошлом или происходит в настоящем. Возможно, действительно не хватало самооценки, мотивации или креативности, и тогда такая вот игра в «главного героя» помогает человеку восполнить дефициты. 

Минусы появляются, когда выбранная стратегия адаптации остаётся неизменной, а ситуация уже поменялась, возможно, даже много раз. Тогда мы, гештальт-терапевты, говорим о ригидности, закостенелости творческого приспособления. И сначала помогаем человеку осознать несоответствия между его стратегиями и текущей ситуацией, а затем поддерживаем появление у него новой, эффективной адаптации «здесь и сейчас».

Как справиться с синдромом главного героя

В погоне за воображаемыми достижениями легко пропустить шансы, которые даёт реальная жизнь. Поэтому не стоит постоянно играть выбранную роль. Любому герою стоит научиться чувствовать себя на равных с другими и не делить людей на главных и второстепенных персонажей. Вот что в этом поможет.

  • Развивайте эмпатию. Пытайтесь понять, что чувствуют другие люди. Обращайте внимание на мотивы их поступков. Если вам сложно поставить себя на место другого, не бойтесь задавать вопросы. Близкие люди не откажутся рассказать, какие эмоции вызывают у них различные события и почему они ведут себя так, а не иначе. Возможно, сначала их будет удивлять ваше внимание. Но, скорее всего, обрадует искренний интерес.
  • Анализируйте свои действия. Если покажется, что вы снова играете в супергероя, остановитесь. Задайте себе вопрос: «Что бы я чувствовал на месте другого, если бы кто-то вёл себя так же, как я?» Возможно, вас бы подобное поведение расстроило или разозлило. Тогда попробуйте действовать иначе. Может быть, вне привычного амплуа вы почувствуете себя свободнее. И осознаете, что не играть ролей вовсе — гораздо легче. 
  • Благодарите людей за помощь. Попробуйте замечать все эпизоды, когда близкие проявляют к вам внимание. Не считайте их заботу положенной по умолчанию. Говорите спасибо за всё, что порадовало. Например, за вкусную черешню, которую любимый человек купил по дороге домой. Или за заваренный с утра свежий листовой чай. Такая благодарность поможет другим тоже ощутить себя важными и ценными. Ну а вас, скорее всего, порадует их реакция. 
  • Помогайте другим. Если не знаете, чем можете быть полезны близким, спросите прямо, как им помочь. Возможно, вы узнаете о тех, кто рядом, много нового. И сможете укрепить взаимопонимание с друзьями, родными и партнёром. 

Евгений Тумило

В выражении «быть автором своей жизни» можно обнаружить очень полезные смыслы. Быть автором романа — значит позволять его героям жить своей жизнью, а всему роману следовать за своей неповторимой логикой. 

В то же время, если живёшь согласно собственной логике, то хорошо бы дать это право и другим. Не призываю обязательно соглашаться со всеми. С кем-то просто невозможно согласиться. Например, с людоедом, который хочет вас съесть. Но можно подумать о том, что даже отрицательные персонажи нужны для сюжета. И мы никогда не знаем, чей именно поступок приведёт историю к хэппи энду. Вспомните: если бы не мерзкий Горлум, Кольцо Всевластия не было бы уничтожено в жерле вулкана и зло поглотило бы Средиземье.

 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ксения Пирон / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Лазейка
25.06.24 17:16
очень познавательная статья, спасибо! во время уборки, чтобы совсем не заскучать, часто воображаю себя супергероиней — работает)
Анна Нексар
25.06.24 21:26
Забавно))) для уборки вот не додумалась бы применять))) очень креативно)))
Лазейка
26.06.24 13:46
ну а что, мистеру Проперу можно, а нам нет что ли)