Стартовав в 2004 году как простой мультик для детей, «Смешарики» покорили и миллионы взрослых. Произошло это не сразу. Примерно до тридцатой серии мультсериал выглядел воспитательным проектом для самых маленьких, где персонажи лишь мило шутили и попадали в разные ситуации, а закадровый голос объяснял, что такое хорошо и что такое плохо.

Но дальше характеры героев стали живее, а темы с каждой серией «взрослели». И если дети продолжали видеть в сюжетах лишь забавные зарисовки, то взрослые легко находили отражение реальных жизненных проблем.

Именно такое неожиданное сочетание и сделало «Смешариков» главным современным российским мультфильмом и вообще культурным феноменом.

«Смешарики» показывают всё разнообразие характеров, возрастов и моделей поведения

Многие детские мультфильмы, даже многосерийные, представляют зрителю два‑три главных персонажа с совершенно клишированными характерами: Том и Джерри, Волк и Заяц, Маша и Медведь, Леопольд и два мышонка. Можно, конечно, вспомнить проекты Disney. Но даже в классических «Утиных историях» Билли, Вилли и Дилли достался один образ на троих, различались только костюмы (героев разделили лишь в новой версии).

Мультсериал «Смешарики»
Кадр из мультсериала «Смешарики»

В «Смешариках» девять равнозначных персонажей (позже появляются и другие, но мы говорим о первоначальных). И все они различаются характерами, поведением и даже возрастом.

Энергичный Крош и застенчивый Ёжик выглядят совсем детьми. Интроверт‑меланхолик Бараш и романтичная Нюша похожи на подростков. Изобретатель Пин, высокомерный учёный Лосяш и огородник Копатыч — взрослые. А Кар‑Карыч и Совунья с их мудростью и тягой к долгим рассуждениям — типичные пенсионеры. Хотя увлечённость Копатыча земледелием иногда вызывает желание и его записать в самое старшее поколение.

И эти герои сосуществуют вместе. Причём многие серии построены не на приключениях, а как раз на взаимоотношениях смешариков. Такой проработкой характеров могут похвастаться разве что «Симпсоны». Вот только маленьким детям этот зарубежный сериал не покажешь.

«Смешарики» рассказывают об актуальных жизненных проблемах и ситуациях

Конечно, смешарики живут в очень необычной стране. Дети назовут её сказочной, у взрослых она скорее вызовет ассоциацию с идеальным коммунизмом: здесь каждый занимается любимым делом.

Но вот ситуации, в которые попадают герои, покажутся знакомыми очень многим. В эпизоде «Настоящие ценности» Копатыч просит Нюшу помочь с поливом огорода, а та требует за это оплату. Вскоре и остальные начинают оказывать услуги только на корыстных условиях — здесь вместо денег ящики морковки. Доходит до того, что все взвинчивают цены до небес.

Поднимаются и проблемы общения. В серии «Право на одиночество» интроверт Бараш очень устаёт от навязчивых друзей и мечтает, чтобы они исчезли. Вот только, попав на необитаемый остров, он начинает сходить с ума. Даже замкнутым людям нужны друзья.

«Кордебалет» ярко иллюстрирует взаимоотношения начальников и подчинённых. Причём захватывает сразу две стороны. Во‑первых, не каждому дано быть руководителем. А во‑вторых, все хотят угодить старшему, лишь опасаясь неизвестного наказания.

А иногда темы, которые затрагивают «Смешарики», могут выглядеть чуть ли не провокационными.

Так, вся серия «Бабочка» посвящена самоидентификации: Лосяш утверждает, что родился не в своём теле и хочет быть совсем другим. В эпизоде «Это сладкое слово „мёд“» одержимость Копатыча — явный намёк на алкоголизм, а то и наркоманию. Часто ли в детских мультфильмах показывают «ломку»?

Серия «В начале было слово» намекает то ли на историю, то ли вовсе на политику. Барашу не нравится, как Кар‑Карыч пишет их летопись, и он решает создать другую версию. В итоге каждый из смешариков придумывает свою историю, рассчитывая, что для потомков она будет единственно верной.

Возможно, самые взрослые намёки можно найти в серии «Горы и конфеты». Бараш хочет проводить больше времени с Нюшей и смотреть вместе на горы. А она за это требует с романтика сладости. Да, это эпизод о «продажной любви».

Даже поднимая такие вопросы, «Смешарики» редко подают мораль прямо, как это делают в большинстве мультиков. Почти всегда у зрителя остаётся простор для выводов.

Правда ли Нюша хотела только конфет или для неё это было отражением своей значимости? Нужно ли учитывать мнение самих людей, когда пишешь о них? Может, Барашу нужно было не сбегать, а попросить друзей вести себя тише? Решайте сами.

А иногда «Смешарики» уходят в настоящую философию

Задумайтесь: даже если на другой планете есть разумная жизнь, вряд ли инопланетяне когда‑нибудь узнают конкретно о вашем существовании. Большинство людей маленькие и незаметные, особенно в масштабах Вселенной.

Эта мысль взята не из фильма Кристофера Нолана, а из эпизода «Думают ли о Вас на звёздах?». В нём Ёжик начал рисовать круги на полях, чтобы его заметили из космоса. Друзья поняли его беспокойство и помогли.

«Танцор диско» вроде бы пародирует классические азиатские боевики, но на самом деле рассказывает о мимолётности времени и моды.

Но это ещё мелочи. У кого‑нибудь получалось ответить на вопрос о смысле жизни в мультике на шесть минут? «Смешарики» делают это. Возможно, не идеально, зато очень просто и понятно. В серии «Смысл жизни» Бараш во время очередного приступа меланхолии начинает думать, что всё потеряло значимость.

Какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой смысл быть бодрым? Какой вообще смысл «быть» по утрам?

Бараш

В этих неожиданно мрачных темах ему помогает разобраться Кар‑Карыч, отправившись с Барашем в далёкое путешествие. Итог предугадать нетрудно: эпизод посвящён почти буддийской философии «важен путь, а не результат».

«Смешарики» прекрасны своей непредсказуемостью

По описанию может показаться, что это очень взрослый мультфильм с серьёзными темами, разве что поданными в развлекательной форме.

На самом деле нет. Для самых маленьких детей «Смешарики» выглядят весёлой и поучительной историей. Те же «Настоящие ценности» и «Горы и конфеты» наверняка убедят, что дружить и помогать нужно бескорыстно. Эпизод «Это сладкое слово „мёд“» напомнит не объедаться сладким, а «Бабочка» поможет задуматься о своих интересах.

Кроме того, в мультсериале есть и откровенно комедийные эпизоды без глубокого подтекста. Например, в «Маскараде» герои пытаются придумать себе оригинальные костюмы. Наверное, здесь можно найти какой‑то смысл, но лучше просто посмеяться над развязкой.

Такое сочетание, когда невозможно предугадать тему, подтексты и атмосферу каждой серии, разрушает стереотип, что детские мультфильмы взрослым покажутся скучными.

«Смешарики» как бы противопоставляют себя откровенному морализаторству «Лунтика» и грубоватому юмору «Маши и Медведя». Зритель любого возраста найдёт здесь что‑то своё. Дети могут ассоциировать себя с Крошем и Ёжиком, а их родители или даже бабушки с дедушками поймут, что похожи на Лосяша или Совунью.

В «Смешариках» полностью отсутствует агрессия

Вспомните критику многих детских мультсериалов: Заяц вечно спасается от Волка, кот Леопольд отбивается от вредных мышей. У Медведя вечно какие‑то проблемы от хулиганки Маши. Это даже не говоря о «Томе и Джерри», где весь юмор строится на попытках персонажей убить друг друга.

Во многих диснеевских мультсериалах вроде «Утиных историй» или «Чип и Дейл спешат на помощь» главные герои вечно побеждают бандитов и спасают мир.

Мультфильм «Смешарики»
Кадр из мультсериала «Смешарики»

В «Смешариках» вплоть до полнометражных работ отрицательных героев нет вообще. Здесь никто никого не грабит и не побеждает. Конечно, у персонажей бывают конфликты. Например, энергичный Крош вечно что‑то выдумывает и втягивает друзей в неприятности, а Нюша утомляет своей заносчивостью. Но это проблемы близких друзей, которые в итоге помогают друг другу в сложных ситуациях.

Мультсериал полностью лишён негатива, агрессии и серьёзных противостояний. Этого часто не хватает в современном мире.

«Смешарики» запоминаются яркими высказываниями и отсылками

О хороших фильмах часто пишут: «Фанаты разобрали на цитаты». С детскими мультиками такое событие — редкость. Авторы чаще всего упрощают речь героев, считая, что юным зрителям так легче воспринимать происходящее.

«Смешарики» снова доказывают, что можно найти отличный баланс между простотой и интересным подтекстом. У многих персонажей есть свои смешные коронные фразы, которые понравятся детям. Например, «Ёлки‑иголки» — у Кроша, «Укуси меня пчела» — у Копатыча, разные эпитеты вроде «Любезный» — у Лосяша.

Но при этом не меньше в «Смешариках» и отличных высказываний на все случаи жизни, которые могут цитировать взрослые.

  • «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела. А любят нас те, кому мы нужны и безо всяких подвигов» (Лосяш).
  • «То получаешь не совсем то, что хочешь. То получаешь, а уже не хочешь. А то и вовсе не знаешь, чего хочешь на самом деле» (Нюша).
  • «У меня такое ощущение, что у кого с совестью нет проблем, у того и с памятью всё в порядке» (Крош).
Мультик «Смешарики»
Кадр из мультсериала «Смешарики»

То же самое касается и визуального ряда. Картинка в «Смешариках» кажется очень простой. Для детей здесь яркие герои, которых легко нарисовать: кружок, лапки, мордочка, иголки треугольниками — готов Ёжик.

При этом во многих сериях запрятаны десятки отсылок к известным фильмам, зачастую очень неожиданных. Подобные кинематографические параллели и референсы к поп‑культуре можно заметить разве что в высокобюджетных проектах от Pixar.

В серии «Бутерброд» Лосяш, Крош и Ёжик оказываются в хижине, которую занесло снегом. От беспокойства один из героев сходит с ума, и у него начинаются видения. Всё это очень напоминает «Сияние» Кубрика. А в середине эпизода и вовсе есть намёк на «Психо».

Мультсериал «Смешарики»
Кадр из мультсериала «Смешарики»

В «Марафонце» Бараш устаёт от литературного творчества и решает отвлечься, занявшись бегом. Он носит красную кепку, а Ёжик кричит: «Беги, Бараш, беги!» Ассоциации с «Форрестом Гампом» неизбежны.

Таких примеров ещё множество, в Сети даже составляют огромные списки подобных моментов. Но лучше подмечать их самостоятельно. Это сделает просмотр ещё интереснее.


За годы выпуска «Смешарики» превратились в огромную франшизу и узнаваемый бренд. Выходили полнометражные мультфильмы, которые сильно критиковали за 3D‑графику. Есть «Малышарики» для самых юных зрителей, обучающие программы «Азбуки Смешариков» и «ПИН‑код» и ещё множество других проектов.

Но всё же настоящей легендой стал оригинальный мультсериал, совместивший лёгкую подачу и юмор с серьёзными темами и неожиданными поворотами. И потому звание главного российского мультфильма последних лет — это не преувеличение.