Новости о грядущей экранизации игр про быстроногого Соника начались со скандалов. Ещё в апреле 2019 года студия Paramount опубликовала первый трейлер будущего фильма, и соцсети буквально взорвались от возмущения: образ самого Соника оказался не просто неудачным, а даже жутковатым.

Кадр из первого трейлера фильма «Соник в кино»
Кадр из первого трейлера фильма «Соник в кино»

Компания прислушалась к фанатам, графику исправили, из‑за чего релиз даже отложили на несколько месяцев. В результате ёжик стал более мультяшным и обаятельным. Вот только от остальных проблем фильм это не избавило.

Сюжет как по учебнику

Юный ёжик Соник, способный развивать огромную скорость, живёт в некоем параллельном мире (о котором зрителю так и не расскажут). Спасаясь от охотников, он перемещается в американский городок, где годами скрывается ото всех. Однажды Соник случайно вызывает массовые перебои с электричеством. И тогда правительство нанимает злобного, но гениального доктора Айво Роботника (Джим Керри), чтобы тот поймал загадочное существо.

Помочь Сонику может только бравый полицейский Том Вачовски (Джеймс Марсден), уставший от будней в маленьком городе и мечтающий о настоящей службе.

Итак, необычное, но милое существо, над которым злодеи хотят ставить опыты, ищет себе друзей и сближается с простым человеком. Возможно, этот сюжет что‑то напомнит зрителям. Например, «Инопланетянина», «Лило и Стич», «Короткое замыкание». Список можно продолжать очень долго, дойдя с различными допущениями до «Пятого элемента» или даже «Логана».

Но проблема «Соника» вовсе не в клишированности. Примеры выше показывают, что на одной основе можно придумать истории для совершенно разной аудитории. Беда в том, что в новом фильме к этому скелету забыли добавить хоть что‑то интересное.

Фильм «Соник в кино»
Кадр из фильма «Соник в кино»

По сути, как таковой логики в ленте нет. Это просто набор действий, которые не следуют друг из друга. Соник симпатичный и забавный — это показывают с самого начала. Ёж быстро бегает и много шутит (иногда даже удачно). Но больше нет причин, почему он должен понравиться зрителям.

За всё время герой не совершает ни одного доброго поступка, а только спасает себя. Попав в опасность, Соник тут же идёт к Тому, которого считает своим другом. Только тот вообще не знал о существовании ёжика.

А помогать полицейский решает, видимо, потому, что хотел творить добро. Хотя скорее снова из‑за милоты Соника. Ведь иные причины найти трудно. Дружба на протяжении фильма развивается непонятным образом. Можно снова вспомнить «Инопланетянина» или «Лило и Стич», где герои находили в пришельцах своё отражение. Но у Тома и Соника нет ничего общего, полицейский просто начинает верить новому знакомому.

«Соник в кино» — 2020
Кадр из фильма «Соник в кино»

И когда в финале злодей спрашивает у Тома, почему тот готов пожертвовать жизнью ради Соника, очевидного ответа у зрителя не будет. Просто так нужно для сюжета и всё.

Иногда кажется, что в фильме пропущены какие‑то сцены, необходимые не для сюжетных поворотов, а именно для развития отношений между персонажами. Если учитывать долгое производство картины и небольшой для блокбастера хронометраж в полтора часа, может оказаться, что ленту и правда слишком сильно порезали при монтаже.

Совершенно плоские герои

Конечно, излишнюю стандартность героев можно считать проблемой почти всех экранизаций подобных игр. К простому мультяшному экшену нужно добавить какую‑то смысловую часть и не сделать действие слишком вялым.

«Соник в кино» — 2020
Кадр из фильма «Соник в кино»

Но в недавнем «Детективе Пикачу» как‑то выкрутились. Взяли Райана Рейнольдса на озвучку, создав контраст между внешностью главного героя и его речью, а заодно и поведением. Закрутили саму историю как неплохой детектив. В итоге картина держалась именно на центральном персонаже.

А в «Сонике в кино» быстроногий ёж не слишком‑то интересен. О нём буквально нечего сказать. Хотя в истории есть простор для раскрытия персонажа. Например, его одиночество и желание быть ближе к людям. Или даже увлечённость комиксами про самого быстрого супергероя Флэша. Но всё это показывают мимоходом, быстро возвращаясь к стандартному сюжету.

Фильм «Соник в кино»
Кадр из фильма «Соник в кино»

Ещё хуже дела обстоят с остальными положительными героями. Про Тома можно сказать «хороший парень», и это будет полным описанием. Его жена Мэдди и вовсе просто любит помогать людям и животным. И, видимо, это достаточная мотивация, чтобы ввязаться в смертельную аферу. А её сестра Рэйчел ненавидит Тома. Причин не объясняют, просто она постоянно ему хамит, и это должно быть комичным элементом.

Необходимость додумывать мотивацию персонажей самостоятельно сильно вредит истории.

Получается, что во всём фильме нет ни одного героя, к которому можно привязаться и понять его. Зато есть отличный злодей.

Злой Джим Керри — единственное украшение фильма

Авторы картины явно подстраховались на случай, если образа Соника не хватит, чтобы привлечь зрителей. Поэтому на роль доктора Роботника пригласили легендарного Джима Керри. И это без преувеличения главное достоинство фильма. Актёр перетягивает на себя буквально всё внимание.

Кадр из фильма «Соник в кино»
Кадр из фильма «Соник в кино»

Конечно, Керри сейчас блистает в сериале «Шучу», напоминая о своём драматическом таланте. Но в «Сонике» он возвращается к обожаемой всеми комедии времён «Эйса Вентуры». Актёр явно много импровизирует, весело танцует и доминирует в любом диалоге. Каждое появление Айво Роботника на экране — безумный перформанс с богатой мимикой, жестами и нескончаемым потоком шуток.

Кадр из фильма «Соник в кино»
Кадр из фильма «Соник в кино»

Он и оказывается самым ярким и проработанным персонажем. При всей комичности образа у злодея есть особенный характер, а ещё он успевает рассказать о своём прошлом и травмах детства. И именно за этим героем следить интереснее всего. Вот только Керри отыгрывает исключительно антагониста, а потому времени ему уделяют значительно меньше, чем он того заслуживает.

Мультяшный экшен

Отчасти можно понять изначальную идею создателей «Соника в кино», которая и привела к появлению того самого неудачного ролика. Они попытались представить персонажа более реалистичным и близким к человеческому миру. Но не учли, что это может выглядеть пугающе.

«Соник в кино — 2020»
Кадр из фильма «Соник в кино»

Исправление графики, безусловно, пошло фильму на пользу. Но это почти полностью исключило ощущение контакта между живыми актёрами и Соником. Конечно, здесь всё намного реалистичнее, чем в ленте «Кто подставил кролика Роджера», да и технологии совсем другие. Но всё же в упомянутом «Детективе Пикачу» покемонов хотя бы было много, а здесь ёж один, окружающий мир прост, и герой не всегда выглядит органично в компании актёров.

Ещё хуже, что режиссёр толком не разобрался, как именно хочет показать способности Соника.

Поэтому сцена драки в баре снова копирует уже знакомые сюжеты. Причём она напоминает не знаменитую сцену с Ртутью в «Днях минувшего будущего», а момент из «Футурамы», когда Фрай выпил сто чашек кофе. Это просто забавно, но очень долгая подготовка выливается в гэг на пару секунд.

«Соник в кино»
Кадр из фильма «Соник в кино»

Радуют лишь отсылки к играм, особенно когда в финале Соник убегает от Роботника. Здесь действие почти полностью превращается в мультфильм, но зато выглядит это очень динамично и ярко. Быть может, «Сонику» и вовсе не стоило становиться игровым кино, в анимационном формате он явно чувствует себя лучше.

Забавная история только для детей

Разумеется, все описанные выше претензии можно попытаться перечеркнуть одной фразой: это фильм для детей. И не стоит его оценивать по таким серьёзным критериям.

«Соник в кино» максимально простой, будто пришёл из утреннего эфира телеканала Disney. Шутки мультяшного героя и харизматичный злодей наверняка запомнятся самым юным зрителям. Но кино для детей (особенно полнометражное и такое масштабное) вовсе не обязано быть настолько наивным. Так, Pixar умудряется создавать яркие мультфильмы вроде «Вверх» или «Тайны Коко», которые нравятся и взрослым, показывают интересных героев и поднимают важные темы.

Кадр из фильма «Соник в кино»
Кадр из фильма «Соник в кино»

Про «Инопланетянина» и многие другие детские фильмы и говорить не приходится. Даже тот же «Детектив Пикачу» выглядел не настолько плоским, превращаясь в семейную драму.

Кажется, авторы «Соника» просто не придумали, что им делать с любимым зрителями персонажем, и поместили его в сценарий, который годится для любого подобного героя.

Это работает, но всё же ёжик заслуживал чего‑то поинтереснее даже с точки зрения сюжета. Можно было показать, как Соник учится использовать свои способности во благо других, а не только для себя. Раскрыть, что у них с Айво Роботником много общего: оба превосходят людей по развитию, но страшно одиноки. Или хотя бы просто рассказать побольше о самих персонажах, не превращая их в театральные маски.

Однако легче сказать, что детям хватит и забавных героев. Наверняка фильм окупится в прокате, а потом ещё и запустят такой же развлекательный сиквел. Просто хотелось бы, чтобы желание напомнить о некогда известном персонаже и поднять продажи игрушек было прикрыто более интересным действием.