8 августа на экраны выходит новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте» — экранизация одноимённой серии детских книг американского писателя Элвина Шварца.
Это история о четырёх подростках из маленького городка Милл-Вэлли образца 1968 года. Накануне Хэллоуина они попадают в заброшенный дом, где, по слухам, обитают призраки, и находят там фолиант со страшными историями. Как выясняется, все рассказы из этой книги сбываются.
Название литературного первоисточника говорит само за себя: это сборник коротких страшилок, предназначенных для юных читателей. Большинство из них основаны на фольклоре или городских легендах. И, конечно же, посвящены всяческим домам с привидениями, кладбищам, мертвецам и прочим традиционным темам.
В экранизации рассказы объединили одним сквозным сюжетом и придумали главных героев, которым и приходится сталкиваться с классическими чудовищами и призраками. И такой подход пошёл истории только на пользу.
1. За дело взялись мастера хорроров
Знаменитый режиссёр Гильермо дель Торо много лет планировал перенести «Страшные истории для рассказа в темноте» на экран: он неоднократно упоминал, что обожает эти книги. Но к моменту съёмок он оказался слишком занят другими проектами, а потому выступил только сценаристом и продюсером.
На пост режиссёра нашли вполне достойную кандидатуру. Андре Овредал, конечно, менее известен, но поклонники ужасов наверняка вспомнят такие его работы, как «Охотники на троллей» и «Демон внутри».
Эти два автора сумели вытянуть максимум из первоисточника. Овредал умеет работать с небольшими бюджетами и создавать хоррор не на основе одних только спецэффектов и скримеров, а именно нагнетая атмосферу. Поэтому даже такая банальность, как проклятая книга, у него выглядит не просто детской страшилкой, а действительно пугает.
И к этому добавляется мастерство дель Торо в создании визуального ряда. Достаточно вспомнить его предыдущие фильмы, например «Лабиринт фавна», чтобы понять: он умеет показывать всевозможных монстров абсолютно живыми.
В его же «Багровом пике» актёрам, игравшим призраков, сначала делали пластический грим, а потом поверх накладывали компьютерные эффекты: обычно используют что-то одно, но дель Торо всегда пытается добиться максимальных ощущений.
В «Страшных историях» структура фильма, основанного на целой серии рассказов, позволила показать совершенно разных чудовищ. И все они действительно хороши: если кого-то не напугает жуткое пугало или существа из больницы, то лезущие из-под кожи пауки точно заставят напрячься.
Плюс к этому всё действие происходит в самых классических для ужасов локациях: заброшенный особняк, сумасшедший дом, кукурузное поле. И это тоже то ли отсылки к популярным хоррорам, то ли просто дань уважения жанру.
2. Это как «Очень странные дела», только с уклоном в ужасы
Новый фильм с первых же кадров напоминает один из главных сериальных хитов последних лет «Очень странные дела». Такой же маленький городок, та же атмосфера ретро, только вместо восьмидесятых здесь конец шестидесятых годов с соответствующими отсылками к культурным событиям: война во Вьетнаме, избрание Никсона на пост президента и многое другое. Хотя, к сожалению, современному зрителю эти референсы уже менее знакомы, и даже плакаты фильмов на стенах мало кто сразу узнает.
А вот мода и антураж скорее порадуют. В фильме стиль шестидесятых, возможно, вышел немного неестественным. Но именно таким его уже привыкли видеть на экранах: широкие красивые автомобили, бигуди на головах девушек, куртки футбольных команд у хулиганов. Всё это создаёт ощущение, что авторы выпустили не новый хоррор 2019 года, а какой-то раскрашенный и улучшенный ужастик из семидесятых.
И сюжет также соответствует этим ощущениям. Классические страшные рассказы, напоминающие сценарии старого кино, связали при помощи нескольких главных героев, которые попадают в круговорот событий.
При этом персонажи тоже отчасти напоминают типажи из «Очень странных дел». Здесь представили несколько иные, но всё-таки очень характерные для жанра образы: заводилой в компании оказывается девочка Стелла, ей помогают «ботаник» Огги и остроумный Чак, напоминающий Дастина не только причёской, но и дефектами речи. И к ним присоединяется загадочный Рамон, приехавший из другого города.
Как обычно, дети влезают в неприятности, с которыми им самим и придётся разбираться. И интересным образом, опять же по аналогии с «Очень странными делами», компиляция классических сюжетов создаёт совершенно новую и вполне занимательную историю, хоть и с сильным уклоном в ностальгию.
Понятно, что героям приходится пройти все стандартные этапы: разобраться в прошлом, спасаться от монстров и доказывать взрослым реальность угрозы. Но некоторые жёсткие повороты и нестандартные ходы не дают заскучать и держат в постоянном напряжении.
Ведь это в сериалах не приходится волноваться за главных героев — у них есть контракты на несколько лет вперёд. А в отдельном фильме может произойти что угодно.
3. Юные актёры играют отлично, но остаются детьми
И ещё один плюс здесь в исполнителях главных ролей. Миф о том, что большинство молодых актёров играют посредственно, разрушили ещё в первых фильмах о Гарри Поттере. А «Очень странные дела» и «Оно» только закрепили уверенность в том, что на возраст можно не делать скидку: дети не уступают взрослым.
В «Страшных историях для рассказа в темноте» основной состав тоже радует, причём большинство исполнителей главных ролей почти новички, знакомых лиц очень мало.
Взрослые же появляются только на вторых ролях. Для подстраховки и привлечения внимания авторы взяли пару довольно известных сериальных актёров. Но дети часто выглядят даже убедительнее.
На них возложена и вся главная драматическая составляющая, и экшен. Но важно, что при всей нагруженности сюжета они остаются просто детьми: в фильме много подростковых шуток, и даже показывают забавную месть хулигану Томми.
И дальше обстановка разряжается постоянными остротами Чака или занудством Огги. Появляется даже любовная линия, но она лишь слегка намечена и не переходит в излишнюю мелодраму. Ребята здесь вообще не решают каких-то жизненных и социальных вопросов, только спасаются от чудовищ.
«Страшные истории для рассказа в темноте» — очень простой, но захватывающий хоррор для всех возрастов. Причём он не пытается заходить на территорию серьёзных социальных высказываний, как это делали в «Мы», «Солнцестоянии» или даже новой версии «Оно». Возможно, ему можно приписать подтекст вроде: «Дети должны справляться со своими страхами».
Но, скорее всего, авторы хотели лишь немного развлечь зрителя и напугать его вечными страшилками о супе с конечностями мертвеца, доме с привидениями и ожившем пугале. И это им отлично удалось.