10 стыдных вопросов об онлайн-образовании: отвечает эксперт по обучению взрослых Елена Тихомирова

Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.

В нашей серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо. В этот раз мы поговорили с экспертом по обучению взрослых Еленой Тихомировой о том, почему мы так часто боимся учиться, начинаем делать это и не заканчиваем, а иногда и вовсе покупаем курсы и даже не открываем их.

Елена Тихомирова

Автор книги «Обучение со смыслом», генеральный директор eLearning Center и эксперт по обучению взрослых.

1. Мне уже 30–40 лет. Учиться уже поздно?

Нет, не поздно. Учиться можно в любом возрасте. Современные исследования в области нейробиологии доказывают, что мозг наш может меняться в течение всей жизни. Всё дело в его нейропластичности — способности наращивать новые нейроны и нейронные связи и менять назначение уже существующих. Именно это происходит в нашей голове в момент обучения. 

Трудности, которые мы часто списываем на возраст, связаны с тем, что взрослый человек загружен, у него много ответственности и задач — как рабочих, так и личных. А потому фокусироваться и воспринимать информацию в моменте может быть сложнее. Не стоит сравнивать себя-студента с собой сегодняшним, потому что в те годы обучение было нашей основной задачей (если убрать вечеринки и друзей). Да и жизнь в юности чаще проще, так как у человека меньше проблем. 

Во взрослом же возрасте у нас куда больше задач. Мы всё так же можем учиться, но для этого нужно создать себе условия. Выделить на обучение время. Найти место, где вы можете сесть, сконцентрироваться и уделить задаче всё своё внимание. А ещё важно отключать уведомления на многочисленных гаджетах, иначе каждый сигнал будет вас отвлекать, мешать концентрации, и учиться будет гораздо сложнее. 

2. Я купил 10 курсов и ни один не прошёл. Почему так?

Сначала задам встречный вопрос: «Зачем вы их покупали?» Ответ на него поможет понять, почему вы их не прошли. Вот несколько возможных вариантов.

  • Вы приобрели курс, потому что испытывали FOMO — страх упустить что-то. Он даёт внешнюю мотивацию. Например, все ваши коллеги проходят курс эксперта X, и вы в итоге тоже его покупаете, потому что боитесь от них отстать. Но результата это не принесёт. Как только вы приобретёте этот продукт и, возможно, пройдёте пару уроков, вам станет неинтересно.
  • Вам было любопытно. Любопытство — это эволюционный механизм, который активирует системы вознаграждения в мозге. Он помогает нам находить ресурсы и лучше запоминать информацию. Но для обучения этого недостаточно: любопытство очень краткосрочное, оно быстро заканчивается. Поэтому курс куплен, а дальше первого урока вы не продвинулись. 
  • Обучение вам продали. Рассказали много всего правильного, и вы решили, что вам это обязательно нужно. Но не потому, что действительно нужно, а потому, что вы просто поверили тем, кто продавал. Это тоже мотивации не добавляет. Чтобы пройти обучение, нужно сначала, ещё до покупки, точно понять, что вам нужна эта тема и вы действительно хотите её изучать. Сделайте скриншот рекламы, сохраните ссылку. А потом подумайте: вам действительно это нужно? Как вы будете использовать то, что изучите? И есть ли у вас вообще время? 

Для обучения нужно найти истинную мотивацию: открыть своё дело, сменить надоевшую профессию, заняться хобби, о котором вы давно мечтали. У такой мотивации два критерия. Во-первых, вам это интересно — хочется про это много читать, вникать и пробовать делать. А во-вторых, вы готовы чем-то пожертвовать ради обучения — просмотром сериала, другим хобби. Только в таком случае появятся и время, и ресурсы, и всё остальное, что нужно. 

То есть главное — понять практическую пользу. Если негде использовать изученное, ваш мозг автоматически вас от обучения отведёт. Он не захочет тратить усилия на то, что нельзя применить. 

3. Правда ли, что можно учиться по 5 минут в день, как обещают онлайн-школы?

Нет. Обучение — это процесс, который требует длительного времени. Так устроен наш мозг. Чтобы взрослый человек что-то изучил, ему нужно сначала отвлечься от того, что он делал до этого, сфокусироваться, потом — начать изучать, после — потренироваться. А затем перейти обратно в мир неучебный. На всё это нужно время, и 5 минут точно не хватит. Оптимальный вариант обучения — 1–2 часа, 2–4 раза в неделю.

За 5 минут вы можете только повторить что-то — даже, скорее, просто вспомнить. Такое упрощённое обучение создаёт иллюзию беглости: кажется, что всё понятно, вот только пользоваться потом изученным невозможно — даже неясно, с чего начинать. 

4. Обещают, что обучение будет лёгким и быстрым, а получается долго и сложно. Почему так?

Простоту и лёгкость обещают ради продаж — ведь если потенциальным слушателям сказать правду, то покупать обучение они не будут. Поэтому в рекламе всегда всё легко, просто и быстро. 

Но на самом деле учиться новому просто не бывает. Ваш мозг создаёт новые связи, осваивает то, чего до этого делать не умел. Это сложно и требует времени. Но что важно: именно сложность нужна нам для обучения. Мы лучше всего учимся тогда, когда нам тяжело и когда мы хотя бы немного сражаемся, прикладываем усилия.

В этот момент наш мозг выделяет миелин — вещество, которое крайне важно для обучения. Оно позволяет укрепить все новые связи и сделать их легкодоступными. То есть благодаря миелину вы сможете всегда в нужный момент воспользоваться изученным.

Так что если хотите учиться, будьте готовы, что первое время что-то может не получаться. Вы будете путаться, делать ошибки в заданиях и просто уставать — и это нормально. Не готовы сейчас вкладывать много времени и сил — лучше не покупайте курсы. 

5. Если в конце курса я хорошо сдал тест — я правда что-то могу?

Тесты чаще всего показывают, что вы запомнили материал. Кроме того, в таких заданиях всегда есть варианты ответов, и вы можете даже случайно выбрать правильный.

Реальный же результат от обучения можно получить, только применяя знания на практике. Если вы ходили на курсы и учились печь пироги, то в итоге вы должны научиться готовить их дома. И они должны быть похожи на те, что вы делали во время обучения. А вот то, что вы запомнили, как их печь, ни о чём не говорит, если десерт всё равно не получается. 

Поэтому перед покупкой курса узнайте, какими будут проверочные задания. И выбирайте тот вариант, где будут не тесты (или не только тесты), но и самостоятельные практические задания. Благодаря им вы сможете попробовать делать то, чему учитесь. Тогда вы сможете понять, есть результат или нет.  

6. Правда ли, что после прохождения курсов я точно устроюсь на работу, как обещают онлайн-платформы?

Это возможно, только если онлайн-платформа обеспечит вам знакомство с потенциальными работодателем, тестовые задания и собеседования. Тогда, если обучение пройдёт успешно и у вас будет контакт с тем, кто заинтересован в нужном специалисте, такой шанс есть. 

В остальных случаях работа сама по себе не появится. Более того, многие курсы очень теоретические. После их прохождения вам понадобятся недели, месяцы, иногда даже годы практики, чтобы научиться делать то, за что компании готовы платить. 

Совет тот же: выбирайте курсы с максимальным количеством практики. Они дадут больше возможностей устроиться на работу — вы будете знать не только теорию, но и то, как её применять. 

7. Нет времени на обучение — откуда его взять?

Оно у вас есть, посмотрите внимательнее. Вы же смотрите кино и сериалы, листаете социальные сети, читаете художественные книги. Может быть, даже в игры играете. Только честно: у вас на самом деле есть время. А если кажется, что его нет, — проблема, скорее всего, в мотивации. Просто обучение для вас не представляет такой ценности, чтобы ради него от чего-то отказаться. 

А так как у нас в сутках всего 24 часа, то, вписывая в расписание что-то новое, придётся чем-то пожертвовать. Если у вас будет мотивация учиться, вы легко найдёте то, что представляет меньшую ценность. Для этого нужно искать темы, которые вам на самом деле интересны и важны и которые сделают вашу жизнь лучше.

Поэтому, прежде чем приобретать какой-то курс, отложите его и последите за своим интересом. Например, вы нашли потрясающее предложение по обучению флористике и подумали: «Хочу делать такие же букеты». Подпишитесь на соцсети преподавателя, курса или школы, которая его разработала, но пока не покупайте — понаблюдайте за собой. 

Продолжаете ли вы читать про флористику через месяц? Смотрите ли обучающие видео в YouTube? Может, покупаете в магазине цветы и пробуете сами собрать букет? Если неделю за неделей вы это делаете — значит, обучение для вас значимо, и время на него найдётся.

8. Все говорят, что надо учиться, а я не хочу. Как себя заставить?

Снова отвечу вопросом на вопрос: «Почему вы не хотите учиться?» Возможно, вы не нашли свою тему? Или, может быть, вас пугает новое? Второе очень вероятно. Именно страх нового чаще всего мешает учиться взрослым. Ведь оно делает нас уязвимыми, даже слабыми.

Придётся задавать глупые вопросы, въезжать в тему, быть тем самым студентом, который ничего не понимает. Мы, взрослые, такое состояние очень не любим. А потому не идём на танцы, не пробуем новые виды спорта и не осваиваем новые навыки. Нам страшно показаться глупыми. 

Поэтому первый шаг на пути к обучению — развитие в себе сознания новичка. Нужно учиться пробовать новое, учиться этого нового не бояться. А второй шаг — искать смысл для себя. Даже в обязательном обучении, которое назначает компания.

Если внимательно поискать, смысл и польза всегда есть. И как только вы для себя их откроете, ваш мозг начнёт учиться с большим удовольствием.

9. Говорят, что учиться надо непрерывно, — это правда так?

Непрерывно — не значит каждый день. В формальном, организованном обучении, то есть в курсах и программах, обязательно стоит делать перерывы. Нужны периоды, когда вы будете впитывать знания и переваривать их.

В этот момент потребуется некоторая тишина. Всё изученное нужно попробовать, посмотреть, как пошло, сделать ошибки. И уже на основе опыта идти учиться дальше. Такой подход помогает более точно видеть свои потребности и выбирать то обучение, которое на самом деле нужно. 

Непрерывно нужно делать только одно — быть открытыми новому. Искать ответы на вопросы, читать, общаться. 

10. Обучение — это только курсы?

Совсем нет. Учиться можно вообще без курсов, семинаров и вебинаров. Книги, статьи, даже короткие посты в социальных сетях — всё это и есть настоящее обучение. Когда вы открыты новому, для него достаточно одной строчки, а иногда — даже одного словосочетания или термина. 

Так однажды произошло у меня. В одной книге я наткнулась на словосочетание «сознание новичка» — оно так меня зацепило, что я начала дальше искать информацию про этот термин. И сейчас я активно использую это понятие в своих лекциях и статьях — а всё началось с банального интереса.

Настоящее обучение — это сбор большого пазла. Сначала вы собираете рамку: определяетесь с темой и осознаёте, как много вы в ней ещё не знаете. Затем переходите к самым ярким частям — это формальное обучение, курсы и тренинги, которые вы пройдёте, чтобы получить основы. А потом начинаете дополнять картину по кусочку, зацепляя новые и важные мысли отовсюду. Изображение собирается, вы учитесь. 

Вот что нужно, чтобы осваивать новое каждый день:

  • Открытость новому. Никогда не говорите: «Я всё знаю». Это сильнее всего мешает обучению. Зато с гордостью говорите: «Я этого не знаю», потому что эта фраза открывает возможности для обучения. 
  • Читайте книги. Художественные, научно-популярные, исторические, любые. Особенно касающиеся той сферы, в которой вы работаете. Смотрите, на кого ссылаются авторы, которые вам нравятся, и читайте их труды тоже. Такие цепочки помогут освоить большое поле знаний. 
  • Соблюдайте информационную гигиену. Не давайте мозгу лишнего и не читайте всё подряд в социальных сетях. Мозг это всё обрабатывает, устаёт, и сил на обучение у него уже не остаётся. Поэтому оставьте лишь те источники, что будут вас питать правильной информацией. 

И повторим ещё раз: главное в обучении — это практика. Выписывайте важное, задавайте себе вопросы о том, как это использовать, рассказывайте друзьям и коллегам, пробуйте применять знания на практике. И вы точно изучите то, о чём мечтаете. 

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анна Исаченко / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter