7 советов для предпринимателя, который выходит на рынок США

Без навыка продаж, отличного знания английского и развитой клиентской базы вам не обойтись. И хорошенько подумайте, так ли вам нужно в Кремниевую долину.

Екатерина Дорожкина
Венчурный инвестор и управляющий партнёр фонда Starta Ventures и сооснователь Starta Accelerator, акселератора для технологических компаний из России и Восточной Европы в Нью-Йорке.

Вывести свой стартап на американский рынок — мечта, пожалуй, любого предпринимателя. Но, как и к любой большой цели, подходить к ней нужно всё хорошенько обдумав.

За три года через нашу нью-йоркскую программу прошли более 70 стартапов из России и Восточной Европы. Большинство из них сталкиваются с одними и теми же проблемами, многие из которых можно решить, если следовать нескольким нехитрым советам. Собрала семь из них, которые пригодятся любому предпринимателю, задумавшемуся о выходе на американский рынок.

1. Определитесь с локацией

У каждого основателя технологического стартапа есть своя «кремниевая мечта»: по моему опыту, практически любой российский предприниматель начинать экспансию на американский рынок планирует именно с Долины. Но нужно понимать, что переезд туда не панацея и не прямой билет в светлое будущее для вашей компании.

Сейчас Кремниевая долина переполнена предложениями, и далеко не на каждое из них есть спрос.

Если вы хотите выйти на конкретного клиента или инвестора, которые базируются в Сан-Франциско, то попробовать перебраться туда можно. Но на самом деле выходить на рынок США проще, например, из Нью-Йорка: здесь и конкуренция ниже, и инвесторов достаточно.

2. Заручитесь поддержкой иммиграционного юриста

Переезд в Штаты — дело трудное и ресурсоёмкое: недостаточно просто купить билет в один конец. Проблемы могут возникнуть уже на этапе получения визы: даже в туристических B-1 и B-2 из-за сложившейся политической ситуации вам могут отказать. А получить рабочую O-1 без приглашения, скорее всего, вообще не получится.

Но визами список юридических проблем не ограничивается: вам предстоит зарегистрировать бизнес в новой стране и сделать это так, чтобы в будущем не возникло проблем с инвесторами.

А ещё — банально снять квартиру, которую без кредитной истории вам никто не сдаст, оформить банковскую карту и открыть счёт на юридическое лицо, чего тоже вот так с порога не сделать. В общем, очень много тонкостей, в которых без глубокого понимания местных законов и порядков не разобраться.

Все эти проблемы, конечно, решаемы, но справляться с ними гораздо проще, если у вас есть надёжный помощник, например местный юрист. Кроме того, хорошей площадкой для старта на новом рынке может стать местная акселерационная программа: там не только помогают решить вопросы, связанные с перемещением в Штаты, но и дают денег для запуска бизнеса на новом рынке. Акселератор предоставляет коучей по каждому направлению работы компании, нанимать которых самостоятельно обошлось бы основателям в 100–120 тысяч долларов в месяц — такова на сегодня зарплата опытного специалиста на американском рынке.

3. Учитесь продажам. Крутой продукт — это еще не всё

У большинства российских предпринимателей есть одна общая проблема: они классные технари, хорошие изобретатели, но вообще не умеют вести продажи и развивать бизнес. Американцы же, наоборот, хороши именно в этом. Поэтому на американском рынке вам либо придётся учиться настойчивости и более агрессивным продажам (и не отступать после слов «Нет, мне не нужен ваш чайник»), либо искать себе в команду местных специалистов (но об уровне зарплат на рынке я вас уже предупредила).

4. Перестаньте винить других в своих неудачах

Вы долго «пилили» свой продукт и, наконец, готовы показать его миру! Приехали на новый рынок с уверенностью, что ваш проект сможет решить все проблемы потенциальных клиентов — и тут внезапно слышите, что с продуктом, в который вы вложили столько сил, всё не так: начиная от целевой аудитории, заканчивая функциональностью.

Это неприятно, но с большой вероятностью люди, которые говорят вам это — если они эксперты из акселератора или ваши потенциальные клиенты, — правы.

В такой ситуации велик соблазн закрыться и сказать, что все вокруг ошибаются и ничего не понимают. Но это прямой путь к провалу. Поэтому важно быть открытым к фидбэку, не воспринимать критику в штыки и по максимуму использовать саму возможность общаться со своим клиентом напрямую.

5. Признайте, что об этом рынке вы не знаете ничего

У очень многих фаундеров из России, если дома они уже успели чего-то достичь, появляется звёздная болезнь. И это вполне закономерно: они сумели довести свою идею до работающего бизнеса с приличными оборотами и первыми экзитами — то есть сделали то, что даже на локальном уровне удаётся далеко не всем предпринимателям. Однако американский рынок совсем другой. Он суперконкурентный: сюда едут предприниматели из Индии, Китая, Индонезии, стран Европы.

Здесь придётся соревноваться уже не с несколькими соотечественниками, а буквально со всем миром.

Поэтому свою «звёздность» надо отбросить ещё по пути в аэропорт. Приготовьтесь к тому, что вам снова, как на самом старте, придётся «выйти в поля», заново учиться продавать, а главное — признать, что вы ничего не знаете ни про рынок, ни про клиентов. И эта способность выйти из зоны комфорта и вовремя осознать, что абсолютно всему придётся учиться с нуля, по моему опыту, ключевая для фаундера, который может чего-то достичь на американском рынке.

6. Наращивайте клиентскую базу

Прежде чем выходить на американский рынок, вашей компании нужно хотя бы какое-то подтверждение, что её продукт востребован рынком. То есть до переезда придётся накопить по крайней мере минимальную клиентскую базу, сумму денег, поступающих на счёт компании от клиентов. Кроме того, продукт, который вы делаете, изначально должен быть глобальным: если вы придумали казахстанский аналог Uber, выводить его на американский рынок не имеет смысла.

7. Учите английский и готовьтесь к стрессу

В США вам придётся очень много разговаривать, причём не просто поддерживать small talk, но и уметь заинтересовать в разговоре буквально каждого встречного — потому что никогда не знаешь, кто может стать твоим инвестором.

Минимальный уровень владения языком для этого — Upper Intermediate, меньшего для активного нетворкинга в Штатах, по моему опыту, будет недостаточно.

Кроме того, переезд, новые условия работы, большая конкуренция — всё это невероятный стресс, который навалится на вас буквально с первого дня. Чтобы не бросать начатое на полпути, лучше заранее оценить свои силы и возможности. Но если вы готовы бороться, не опускать руки, какой бы трудной ни казалась ситуация, учиться на своих ошибках и быть настойчивым — то попробовать точно стоит.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий