1. Ваши сотрудники честно делают свою работу

Во многом от этого зависит, сколько денег зарабатывает бизнес. Когда большую часть дня подчинённые пьют чай и зависают в социальных сетях, а время на выполнение непосредственных обязанностей выделяют по остаточному принципу, прибыли не ждите.

Вы платите подчинённым не за красивые глаза, а за их труд — добросовестный, а не «на отвяжись». Введите прозрачные и понятные критерии оценки эффективности труда. С будут ясно представлять, каких именно результатов от них ждут, а вы быстро узнаете, кто объективно не справляется с задачами.

У каждого сотрудника есть свои обязанности и зона ответственности, на основе которых можно рассчитать показатели эффективности. Так, у менеджера по персоналу это может быть отношение успешно закрытых вакансий к общему их количеству, а у продавца‑консультанта — средний чек и выручка за день или месяц. Навешивать на каждого сотрудника по десятку критериев не нужно, достаточно 3–5 достижимых и объективных показателей.

2. Вы всегда в курсе, как идут дела у бизнеса

Или можете быстро это узнать. Статистикой продаж и средствами, которые поступают в кассу или на счёт от заказчика, всё не ограничивается. Важно знать, сколько у вас в обороте остаётся живых денег после вычета обязательных платежей.

Заведите привычку вести регулярные отчёты о том, что происходит с вашей компанией. К примеру, небольшому магазину под контролем нужно держать дневную выручку и средний чек. Отслеживайте эти показатели в динамике, чтобы понять, как влияют на поведение покупателей скидки или изменения в ассортименте.

Контролировать надо не только прибыль, но и расходы. Проверяйте, сколько денег уходит на налоги и расчёты с арендодателями и поставщиками. Следите за движением товара между магазином и складом, чтобы вовремя пополнять запас самых ходовых позиций и не тратить зря деньги на вещи, которые месяцами лежат и не приносят прибыли.

Вряд ли ваши продажи весь год держатся на одном уровне, наверняка есть периоды спада и подъёма. Заранее подготовьтесь к тёмным временам, чтобы внезапно не остаться без копейки в кармане. Регулярно откладывайте часть прибыли и создавайте подушку безопасности: если выручка снизится, у вас будут деньги на зарплату, аренду и закупки.

3. Вы не тратите время на рутину

Настройте рабочий процесс так, чтобы упростить задачи, которые отнимают большую часть времени. Причина низкой прибыли может быть в том, что вам или вашим сотрудникам приходится полдня корпеть над бумагами, а для инвентаризации и вовсе останавливать работу и лишаться выручки за день.

Автоматизация полезна не только крупным компаниям, но и небольшому магазину. Например, с помощью товароучётной системы можно быстро создавать отчёты, оформлять возврат остатков поставщикам и добавлять в базу данных онлайн‑кассы новую позицию, отсканировав штрих‑код.

Чтобы устроить инвентаризацию, не нужно на весь день закрывать магазин: с продвинутым товароучётным сервисом можно постепенно проверить остатки по каждой группе товаров. Дождитесь, когда в торговой точке не будет наплыва покупателей, и в спокойной обстановке выгрузите список остатков по категориям — например, «Женские зимние ботинки» или «Минеральная вода». Сравните фактический остаток товара на складе и в магазине с данными системы. Когда сверите запасы, товароучётный сервис автоматически оформит акты списания и документы по пересортице.

У владельцев «МТС Кассы» есть доступ к товароучётной системе, которая помогает избавить сотрудников от рутинных задач. В базе данных системы есть более 40 аналитических отчётов: анализ товарного ассортимента, выручки и прибыли, рейтинг сотрудников по принесённой выручке и рейтинги самых продаваемых и неликвидных товаров. А проверить, как дела у компании, можно прямо со смартфона.

4. Вы знаете, какие товары или услуги приносят вам больше всего денег

Хотя бы раз в месяц анализируйте продажи. Выясните, сколько времени товар проводит на полке с момента поставки, часто ли его покупают и влияет ли на спрос скидка: возможно, клиентов отпугивает завышенная цена.

На основе этих данных можно оптимизировать ассортимент и сократить расходы на хранение товаров, которые лежат на складе мёртвым грузом. Если со спросом всё в порядке, попробуйте повысить цену на товар, а через месяц проверьте, как изменилось поведение покупателей.

В случае с неходовыми товарами есть смысл пересмотреть выкладку и разместить их на местах с большой проходимостью — например, возле кассы. Скидки и акции «два по цене одного» помогут если не заработать, то хотя бы отбить стоимость закупки.

5. Вы следите за изменениями законов

Если игнорируете новые требования государства к бизнесу, то рискуете как минимум столкнуться со штрафами от налоговой. Взыскания последуют и за торговлю без кассы, и за работу с устаревшей техникой.

Оплатить штраф и продолжить нарушать закон не получится. Когда налоговая повторно поймает на торговле без кассы, а сумма расчётов составит миллион рублей и более, работу индивидуального предпринимателя или юридического лица могут КоАП РФ, ст. 14.5 приостановить на срок до 90 суток.

Под штраф подведёт и продажа товаров без маркировки. Сейчас снабжать цифровыми кодами нужно сигареты Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 792‑р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» , обувь, шубы Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками и алкоголь Федеральный закон от 22.11.1995 N 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 12 , а с 1 января 2020 года к этому списку добавится Установлен срок введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции молочная продукция. За торговлю товарами без установленной законом маркировки должностному лицу придётся КоАП РФ, ст. 15.12 заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. Штраф для юридического лица — от 50 до 300 тысяч. Чтобы работать легально, выбирайте кассы, которые автоматически обновляются под изменения в законах. Хорошо, если делать это они будут бесплатно.

«МТС Кассу» можно взять в аренду, при этом вы получаете фискальный накопитель, договор с оператором фискальных данных и круглосуточную техническую поддержку. За подключение и настройку кассы платить не нужно. С арендой вы получаете бесплатный доступ ко всем функциям товароучётной системы.

Всё это поможет вам улучшить работу со складским учётом и оптимизацией ассортимента, оперативно получать нужные отчёты по продажам и, в конечном итоге, увеличить прибыль.

Подключить онлайн‑кассу