13 сентября на стриминговом сервисе Hulu стартовал сериал «Y. Последний мужчина», основанный на одноимённом комиксе Брайана К. Вона. Проект находился в разработке ещё с 2018 года, и теперь кажется, что он упустил своё время.
Авторы адаптации сохранили необычную идею из оригинальной истории, но частично изменили её под нынешние реалии. В результате из ироничного постапокалипсиса получилось мрачное повествование о политической борьбе, гендерном неравенстве и проблемах мира после пандемии. Словом, обо всём, что уже и так надоело зрителям.
Мир сериала оказался важнее динамичного сюжета
Йорик Браун (Бен Шнетцер) — обычный неудачник. Он хочет стать известным фокусником, но пока обучает детей трюкам, дрессирует капуцина по кличке Амперсанд и с трудом находит деньги на аренду квартиры. Что, однако, не мешает герою сделать предложение своей возлюбленной Бет (Джулиана Кэнфилд).
Сестра Йорика, Хиро (Оливия Тирлби), работает фельдшером и крутит роман с замужним мужчиной. А вот их мама Дженнифер (Дайан Лэйн) — конгрессмен, мечтающий повлиять на политику президента.
Но жизнь всех героев в одночасье меняется. По непонятным причинам в мире одномоментно умирают все существа мужского пола: как люди, так и животные. Кроме Йорика и Амперсанда. Теперь Дженнифер должна возглавить управление страной, а её сын — скрываться, чтобы не стать жертвой паникующих людей. И все они попытаются выяснить причины апокалипсиса и найти способ спасти будущее мира.
Предыдущий абзац можно считать частичным спойлером к первому эпизоду сериала: как и в оригинальном комиксе, зрителя неспешно готовят к глобальной катастрофе, показывая поворотные события лишь в финале серии. Но без этого описания не будет понятна сама идея истории.
«Y. Последний мужчина» состоит из множества сюжетных линий. Помимо главных персонажей рассказывают, например, о выживании бывшего пресс‑секретаря президента Норы (Марин Айрлэнд) и её дочери. А Хиро путешествует вместе с трансгендерным мужчиной Сэмом (Эллиот Флэтчер). Последнего, кстати, не было в комиксе, но его появление в сериале очень удачная задумка. Сюжет рассказывает о вымирании носителей Y‑хромосомы, которой у транслюдей может не быть.
Рассказ о судьбе разных персонажей, каждый из которых переживает личную драму, напоминает первые сезоны «Ходячих мертвецов» или «Оставленных» — популярнейших постапокалиптичных сериалов. Там точно так же из отдельных историй складывалась полноценная картина. Но в данном случае подобный подход даёт сбой. В приведённых проектах всё менялось окончательно и бесповоротно, поэтому герои просто учились жить в новых условиях. Здесь же линия Йорика намекает, что у проблемы может быть решение, и зрителю интересна именно эта часть. Но, отвечая на фразу коллеги «Без мужчин нет будущего», Дженнифер произнесёт: «Мы просто пытаемся выжить в настоящем». И это кажется главной проблемой сюжета: основные события просто задвигают на второй план, фокусируясь на самом мире.
Сюжет посвящён женщинам, а о главном герое забыли
В комиксах Вон осознанно поместил в центр действия простого парня Йорика, который неожиданно для себя стал наиболее важным существом на планете. Заодно автор показал ощущения человека, который превращается для окружающих в объект изучения.
Со второй идеей в сериале справляются отлично. А вот с первой есть проблемы. И самая очевидная из них в том, что Йорик больше не главный герой. Это подтверждают даже вступительные титры каждого эпизода, в которых имя Бена Шнетцера упоминается лишь третьим. На первый план выходит Дженнифер с её политической борьбой. Отчасти это даже и неплохо: сериал раскрывает тему интриг в постапокалиптичном мире и параллельно заставляет задуматься о нашей реальности. А именно о том, что в огромном количестве областей всё слишком завязано на мужчинах. И это отлично раскрывает ещё одна фраза (нового президента): «Нам нужны женщины, которые были единственными в своей профессии».
В данном случае это трудно назвать сугубо феминистическим посылом, хотя подавляющая часть команды проекта состоит из женщин (речь не только о шоураннере, но и о режиссёрах и даже операторах). Здесь скорее заметен исследовательский потенциал сродни работе «Земля: Жизнь без людей» от National Geographic. Только там размышляли о судьбе планеты после исчезновения всего человечества, а в сериале — о вымирании одного пола.
И тем обиднее, что в отдельных элементах авторы всё же срываются на плоские мысли. Йорик и в оригинале был максимально неуклюжим и нерешительным парнем, который с определённого момента выживал только благодаря сотруднице секретной службы под кодовым именем Агент 355. В сериале её играет Эшли Романс, и это один из самых ярких персонажей. Но в экранизации главного героя из забавного недотёпы превратили в пассивного подростка. В комиксе у него хотя бы хватило ума добраться до мамы, а здесь юноша просто ходит по окрестностям в поисках Бет, а потом ложится спать. И далее его таскают за собой сильные женщины, а он просто капризничает.
Вдобавок всем мужчинам до их вымирания, а также женщинам‑консерваторам добавляют каких‑то глупых негативных черт. Так, возлюбленный Хиро оказывается обманщиком, а противницы Дженнифер излишне озабочены своей внешностью.
Конечно, сравнивать экранизацию с оригиналом — не самый честный приём, ведь любой проект по комиксу или книге лучше считать самостоятельным произведением. И всё же трудно не упомянуть, что в исходной истории именно Дженнифер была противницей абортов и отчасти ретроградом. Но в телевизионной версии будто убрали всю неоднозначность героев, сделав слабых персонажей ещё более слабыми и нелепыми, а сильных и смелых — идеалом будущего мира.
Все главные темы сериала уже надоели
На самом деле почти все претензии к сериалу связаны с тем, что он вышел в 2021 году. В последнее время всё чаще в обзорах кинопремьер можно увидеть слово «опоздала». И в случае с «Последним мужчиной» это проявляется особенно ярко. Тем более что у проекта действительно слишком длинная история.
Впервые об экранизации комикса Вона заговорили ещё в 2008 году. New Line Cinema и Ди Джей Карузо планировали снять трилогию фильмов, а Йорика мог сыграть любимец режиссёра Шайа Ла Баф. Потом постановка переходила из рук в руки, а с 2015 года над сериальной версией задумались владельцы канала FX.
Полноценная разработка началась в 2018‑м. Потом из проекта ушли шоураннеры, а после слияния Fox и Disney он переехал на стриминговый сервис Hulu. Сменился даже исполнитель главной роли — изначально на неё претендовал Барри Кеоган. И это не говоря о задержках из‑за коронавируса.
Почему это так важно в контексте сериала? Достаточно представить, что он вышел бы в 2017‑м, предвосхитив движение Me Too, появился бы до начала пандемии или хотя бы не опоздал к предвыборной гонке в США. Ведь гендерное неравенство, постапокалипсис и борьба за власть — три главных составляющих сюжета. И именно за последние годы об этом сняли слишком много проектов. Уже есть «Утреннее шоу», «Мальчик с оленьими рогами», «Политик», «Рассказ служанки», «Я могу тебя уничтожить», «Противостояние» и чуть ли не десятки других историй. На их фоне идеи «Y. Последнего мужчины» кажутся перемалыванием уже надоевших тем.
Конечно, винить авторов в столь долгом производстве нельзя, но зрителю от этого интереснее не становится.
«Y. Последний мужчина» получился проектом на один раз, который явно упустил своё время. Он привлекает необычной версией апокалипсиса и неплохим раскрытием мира, но буксует в развитии сюжета и в очередной раз повторяет уже известные всем истины. Поэтому остаётся только следить за парой интересных героев и гадать об истинных причинах вымирания мужчин. Но вряд ли эта история хоть сколько‑то запомнится после просмотра.
- 22 лучших фантастических сериала всех времён
- Стоит ли смотреть российский сериал «Эпидемия», который хвалил сам Стивен Кинг
- Почему вам понравится сериал «И повсюду тлеют пожары», если не будете ждать от него слишком многого
- «Тьма» из Исландии: чем впечатляет сериал «Катла», который хвалил Хидео Кодзима
- Почему сериал «Племена Европы» подходит лишь для фонового просмотра