10 заблуждений о самураях, в которые мы верим благодаря фильмам и играм

Их представления о чести, обычаи и даже оружие были совсем не такими, как вы привыкли считать.

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

1. Главное оружие самурая — катана

Фото: Kusakabe Kimbei / J. Paul Getty Museum / Wikipedia Commons

Чаще всего самураев изображают с двумя мечами за поясом — длинной катаной и коротким вакидзаси. Поэтому большинство людей считают их воинами ближнего боя, сражающимися на мечах. Но это не так.

Катану и вакидзаси самураи, конечно, использовали, но только в случаях крайней необходимости. В основном же это оружие служило их статуса, потому что простолюдинам — купцам и ремесленникам — можно было носить только один, короткий меч (а потом и его ).

На поле боя же самураи были в первую очередь конными лучниками. Это привилегия дворян, потому что в маленькой Японии с нехваткой пастбищ лошадь стоила целое состояние. Буси длинный лук вакю, дайкю или юми и бамбуковые стрелы к нему. И умение стрельбы из этого оружия для самурая было важнее, чем фехтование.

Вполне логично, потому что противника обычно легче застрелить, чем тыкать в него мечом.

Щитов самураи, в отличие от европейских рыцарей, не носили. За них это делали их оруженосцы — они таскали большие деревянные щиты татэ, чтобы господин мог за ними укрыться во время стрельбы.

Фото: LA MM / Pexels

Если доходило до рукопашной, самураи брали копья яри, нагинаты (нечто вроде японской алебарды, эдакий гибрид сабли и швабры) и железные дубинки и палицы канабо для борьбы с противником в доспехах. Ещё буси использовали кусаригаму и кусари‑фундо — клинки и серпы на цепи, которыми в кино обычно вооружают только ниндзя.

Наконец, иногда они размахивали нодати — очень длинным, слегка изогнутым мечом (нечто вроде японской версии цвайхандера). Катану же порой и вовсе не брали на поле боя, предпочитая хранить как предмет статуса.

2. Самураи до последнего верны своему даймё

Фото: Nationaal Archief / Wikimedia Commons

В современной культуре слово «самурай» — синоним чести и преданности. Древние японские воины‑аристократы представляются буквально помешанными на этом. Они готовы не только убить, но и умереть за своего господина. И даймё достаточно пошевелить бровью, чтобы его самурай отправился на самоубийственную миссию или совершил сэппуку, лишь бы сберечь достоинство.

Но на самом деле самураи, как и европейские рыцари, вовсе не были такими уж безукоризненно верными. Они служили своему даймё, пока тот платил им — в основном рисом. Если же господин переставал устраивать самурая, тот запросто мог к хозяину получше вместе со всеми своими воинами.

В Европе предательства тоже случались, но к совершившему такой низкий поступок рыцарю окружающие начинали относиться предосудительно. В Японии же уход от господина не считался среди самураев чем‑то совершенно неприемлемым.

Алессандро Валиньяно, иезуитский миссионер, проповедовавший в Японии в 1573 году, так о самураях:

Они восстают всякий раз, когда у них есть шанс узурпировать власть своих правителей либо присоединиться к врагам. Затем они снова меняют сторону и объявляют себя союзниками. Но восстают ещё раз, когда появляется возможность. Такого рода поведение не дискредитирует их вообще.

Алессандро Валиньяно

У японцев до сих пор существует поговорка «семь падений, восемь подъёмов». Именно столько раз даймё, по идее, мог простить предавшего его доверие . Или временно освободить подданного от службы, чтобы тот не возмущался.

3. Катаной можно легко разрубить другой меч

Существует поверие, что самурайские клинки невероятно прочны и остры. Ими можно рассечь несколько человек пополам одним ударом, разрубить вражеский меч или ствол огнестрельного оружия, разделить на две части брошенный шёлковый платок или конский волос и так далее.

Однако катана не особенно отличалась от сабли или шашки. Дело в том, что у японцев было очень мало хорошей , а потому никакими качествами, которых не было бы у западного длинноклинкового оружия, катаны похвастаться не могли. Остроту их сверхъестественной назвать тоже нельзя: бумагу, ткань и другие вещи европейские клинки режут ничуть не хуже, а то и лучше.

Так что разрубить катаной другую катану, а уж тем более европейский полуторный меч, невозможно. Если не верите — посмотрите, как экспериментатор в немецкой передаче Welt der Wunder пытается это проделать.



Самураю с такой катаной, схлестнувшемуся с рыцарем или хотя бы наёмником‑ландскнехтом, пришлось бы нелегко.

4. Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали

Фото: Wolcott, Katherine / The University of Vermont / Wikimedia Commons

Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.

Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.

Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа железистый песок от примесей и лучше в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.

Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.

А когда японцы начали завозить металл из Европы, то вообще бросили тратить силы на сита‑китаэ, ведь европейская сталь была дешевле и гораздо лучше по качеству.

И катаны не ковали годами. В среднем на один меч от трёх недель до нескольких месяцев.

5. Огнестрельное оружие для самурая неприемлемо

Иллюстрация: Unknown Japanese Edo period (1603–1868) artist / Public Domain / Wikimedia Commons

Как известно, огнестрел придумали трусливые гайдзины, которым неведом путь чести. Настоящему самураю противны такие штуки. Он сражается с врагом лицом к лицу и только на мечах. А если враг стреляет в него, самурай примет смерть с мужеством. Ну или отобьёт пулю в полёте катаной. По крайней мере, в кино.

В реальности самураи не только не презирали огнестрельное оружие, но и приняли его на вооружение почти сразу, как его завезли в Японию европейцы. Португальский колесцовый замок, названный японцами , в 1543 году, изменил войны в Японии.

Воинские отряды стали формировать из аркебузиров и пикинёров. Японцы настолько увлеклись огнестрелом, что к концу XVI века корпусом аркебузиров численностью больше, чем у любой европейской страны.

Фото: Daderot / Mueller Museum / Wikimedia Commons

В основном огнестрельное оружие — и ручные пистолеты, и винтовки, и пушки — в Нидерландах. И владеть каким‑нибудь крутым импортным стволом у самураев считалось не позорным, а, напротив, почётным и статусным.

6. Самураи были элитными воинами

Фото: Marshall Astor / Wikimedia Commons

Обычно самураев считают бесстрашными воинами, которые всю свою жизнь посвящают войне. Но это неверно. Слово самурай, если поискать ему альтернативу в других языках, будет значить скорее не «воин», а «дворянин» или «аристократ», а напрямую переводится как «тот, кто служит».

Соответственно, среди самураев и тех, кто вовсе никогда не сражался. Они исполняли обязанности сборщиков налогов, счетоводов, чиновников и так далее.

Над такими самураями иногда даже настоящие воины, говоря, что те носят мечи неправильно — в более горизонтальном положении, которое не позволяет мгновенно выхватить оружие.

И самураев вряд ли можно назвать настоящей элитой. Например, в 1600 году в Японии проживало 18 миллионов человек, и самураи 5–6% от общей численности. Так что вряд ли можно назвать их малочисленным сословием.

7. Умелый самурай остановит катану хлопком ладоней

Кадр из фильма «Ниндзя‑убийца»

Порой воинские умения самураев в фильмах и аниме показывают совсем уж неправдоподобно. Так, иногда опытные буси умудряются остановить удар катаны противника, зажав её между двух ладоней. Выглядит это очень круто, но абсолютно нереалистично.

Вообще, в разных школах фехтования — и японских, и европейских — существовали приёмы, позволявшие отобрать у противника меч. Но перед тем как хватать оружие за клинок, крайне желательно надевать наручи и плотные перчатки. Голыми руками же лезвие не трогают — хватать можно только рукоять или руки оппонента.



Остановить же удар клинка хлопком ладоней попросту невозможно — вам просто изувечат или вовсе отрубят конечности.

8. Самураи следовали кодексу Бусидо

Фото: Richard Mortel / Royal Arsenal Museum, Copenhagen / Wikimedia Commons

Считается, что «Буси‑до», путь воина, — некий свод правил, регламентирующий жизнь самурая. И каждый буси должен знать этот кодекс. Если он нарушит его, то будет вынужден совершить ритуальное самоубийство сэппуку, ведь воин должен строго блюсти свою честь.

В реальности же правила поведения у самураев, конечно, были, но неписаные. Наиболее полный их список в своей книге «Хагакурэ» самурай Ямамото Цунэтомо. Вот только есть одно маленькое но: он не был буси, не видел никогда войны и работал управляющим в поместье даймё Сага.

И записывал Ямамото не какие‑то незыблемые правила, а воспоминания старых самураев и свои собственные представления об идеальном воине. Так что судить о буси по «Хагакурэ» — всё равно что составлять представление о рыцарях по куртуазным романам.

У настоящих самураев представления о чести сильно отличались от современных. И, если уж на то пошло, каждый сам составлял для себя правила.

Многие буси не видели ничего предосудительного в том, чтобы зарубить врага со спины без объявления о начале поединка.

Братоубийство, предательство, служба нескольким хозяевам одновременно среди самураев тоже имели . Да что уж там говорить, целое искусство баттодзюцу посвящено тому, чтобы быстро выхватить меч и убить человека, пока он ничего не подозревает — например, во время чайной церемонии. Это не очень‑то напоминает честный поступок.

9. Сэппуку — лучший конец для самурая

Иллюстрация: Kunikazu Utagawa / Public Domain / Wikipedia Commons

Самурай, уронивший своё достоинство, по идее, непременно должен был совершить ритуальное самоубийство сэппуку. Заключалось оно в следующем: буси облачался в белое, писал прощальные стихи, затем становился на колени и коротким клинком кусунгобу вспарывал себе живот. Сделать это следовало без колебаний и с непроницаемым лицом.

А товарищ самурая, называемый кайсяку, должен отрубить ему голову, но не до конца, а так, чтобы та повисла на куске кожи. Если кайсяку по небрежности снесёт голову начисто, самурай будет покрыт позором. Если же самурай держался стойко, живот его был вспорот правильно и голова была отрублена безукоризненно, то его честь была спасена.

Звучит жутко, но на самом деле в большинстве случаев делали не ради спасения чести, а чтобы избежать ещё больших неприятностей. Например, если самурай терпел поражение в бою и ему угрожали плен и пытки, он выбирал более быстрый конец, который к тому же помогал сохранить лицо.

Вполне разумно, учитывая, насколько зверски самураи с пленными — сожжение, распятие и сварение в кипятке были обычным делом. Особенно невезучего могли распилить пополам… деревянной пилой.

А для самураев, опозоривших своего даймё, сэппуку иногда было единственным средством сохранить имущество.

Ведь если буси вспорет свой живот, его состояние будет передано наследникам. А если его будут судить и приговорят, то имущество конфискуют.

Наконец, мучительное харакири по правилам делали не так уж часто. Если самурай понимал, что гибель неизбежна, он мог ритуально коснуться живота , обойдясь без страданий, вывалившихся внутренностей и крови. И кайсяку быстро обезглавливал его.

Фото: DopefishJustin / The Rev. R. B. Peery, A.M., Ph.D. / Fleming H. / Revell Company / Wikimedia Commons

И вдобавок, если даймё самурая погиб или совершил харакири сам, буси не обязательно было следовать его примеру. Он мог уйти в монастырь и жить там — это считалось допустимой альтернативой сэппуку. Либо можно было немного поступиться правилами и найти себе нового господина.

10. Ронины — честные и порядочные ребята

Иллюстрация: кадр из фильма «47 ронинов»

В современной культуре ронины, бродячие воины без хозяина, дома и средств к существованию, изображаются благородными одинокими рыцарями. Они без колебаний встают на защиту простых людей, ставят на место зарывающихся самураев и стараются восстановить свою честь и доброе имя благими поступками и смелыми подвигами.

На самом же деле многие ронины становились членами банд, грабителями, насильниками и головорезами.

Самураи в Японии пользовались «убить и уйти», то есть зарубить любого простолюдина за косой взгляд. Или чтобы проверить остроту меча.

Лишившись даймё, ронины не отказывались от своих самурайских замашек. Они убивали, отбирали чужое имущество и занимались рэкетом. Многие из них стали банд якудза. Как видите, в реальности ронины были вовсе не такими приятными личностями, как Затойчи в фильме Такеши Китано.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Запрещённый приём»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
yasivaseei eeei
29.05.22 00:49
| изменено
среди самураев вообще не было суровых мужчин с холодными глазами, которые были мастерами клинка и искусными рубаками? ты сам лично проверял, вояка?)) вообще, настоящие опытные самураи хорошими были воинами и за такое необоснованное оскорбление тебе бы шансов не оставили (и правильно поступили бы). Не стоит забывать, что многие боевые искусства вышли из Восточной Азии. Ну кушали печень, по моему это в духе "суровых мужчин")Да и еще не понятно, а куда именно самураи сувались? можно какие-нибудь конкретные примеры? самураи в основном в Японии воевали и проиграли в итоге своим же соотечественникам
Андрей Калинин
30.05.22 12:38
А Корея?
Кандидат Против Всех
09.11.22 16:40
Строго говоря большевики (+социалисты, эсеры и генералы) СМЕНИЛИ СТРОЙ, в Империи, а с 1943 года начали строить Советскую Империю.
Alex Ponomar
10.11.22 12:48
А почему не с 1944?
Читать все комментарии