6 ужасных вещей, которые ждали настоящих пиратов

В числе бедствий — овцы и куры на корабле, общие жёны, нестриженые ногти и не только.

1. Протаскивание под килем

Килевание. иллюстрация по дереву, 1485–1603 гг. Изображение: Public Domain

Существует стереотип, что пираты заставляли провинившихся членов экипажа или пленников ходить по доске, торчащей за бортом корабля. Пока бедолага не свалится и не утонет в море.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Но это неправда. Такая казнь не имеет никакого отношения к так называемому Золотому веку пиратства — начала она только в XVIII веке. Когда морские разбойники хотели бросить пленника в море, то делали это сразу, не заморачиваясь с какими-то досками. Если же им надо было действительно наказать кого-то, в ход шли куда более суровые методы.

Например, под килем, или килевание. К рукам пленника привязывали верёвки, а к ногам груз. Затем беднягу с одной стороны корабля и тянули, пока он не появлялся с другой. Особо провинившихся могли килевать не от борта к борту, а по всей длине судна, то есть от носа до кормы.

Днище кораблей обрастало всякими ракушками, морскими полипами, усоногими раками и прочими отвратительными представителями океанической фауны. Из-за их острых панцирей провозить пленника под килем было всё равно что водить его по тёрке для овощей. Прибавьте к этому раздражение ран от солёной морской воды с последующим заражением и гниением. Редко кто мог пережить такое.

Уж лучше бы просто за борт кинули, право слово.

Килевание было одним из самых суровых наказаний как у морских разбойников, так и у моряков обычного флота, и по всей Европе по крайней мере с IX по XIX век. Есть также , что этим баловались и античные пираты где-то в 700 году до н. э.

2. Антисанитария и скот на корабле

Реконструкция настоящего гальюна военного корабля «Ваза» XVII века. Изображение: Peter Isotalo / Wikimedia Commons

В серии фильмов «Пираты Карибского моря» корабли флибустьеров выглядят величественно и стильно. Но морские разбойники ютились на утлых судёнышках, не имеющих ничего общего с киношными галеонами и каравеллами.

Дело в том, что большой корабль мало подходил для пиратской морской тактики — слишком медленный, слишком заметный.

Втихаря подобраться к противнику, взять на абордаж, ограбить и уплыть на здоровенном судне невозможно. Поэтому приходилось довольствоваться теми, что поменьше. Так что морские разбойники жили в жуткой тесноте, что способствовало распространению самых разных болезней.

Гигиенические условия на корабле вообще были плачевными. Так, для оправления естественных потребностей приходилось ходить на — носовую часть корабля, служившую уборной. Иногда незадачливых моряков, сидящих на деревянных «унитазах», смывало за борт случайной волной — что поделать, крепче держаться за поручни надо было.

А из-за плохой диеты и инфекций пираты постоянно проблемами с желудком, так что гальюн был довольно популярным местом на корабле.

Но это даже не главная пикантность пиратских путешествий. Поскольку у моряков тогда не было холодильников, на большинство парусных кораблей живой скот и птицу — в качестве консервов длительного хранения. И вся эта весёлая ферма размещалась на верхней палубе, на свежем воздухе.

Куда через щели в палубе стекали продукты жизнедеятельности свиней, коз, овец и телят? Правильно, за шиворот пассажирам судна, живущим в гамаках в кубрике.

3. Общие жёны и браки по расчёту

Элизабет Суонн в плену. Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»

Вот действительно интригующий факт о пиратах: эти ребята одними из первых в истории, ещё в XVII веке, фиктивные браки — платонические союзы по расчёту.

У пиратов была под названием «мателотаж». С французского matelotage переводится как «морской обычай», а в голландском языке слово mattenoot означает «делить постель». Однако под последним выражением имелось в виду не совсем то, что вы подумали.

Просто вахты на кораблях в то время длились аж по 12 часов. И пока один пират спал в кубрике, его товарищ — друг друга они называли мателоты — занимался своими обязанностями на палубе. Потом они менялись. При этом свободный от работы мателот ещё и пожитки общие охранял.

Объединившись в такую парочку, пираты братались, клялись заботиться друг о друге в болезни и здравии, устраивали процедуру, напоминающую бракосочетание, и обменивались обручальными кольцами.

С этих пор делились друг с другом всем, что имели: провизией, деньгами, водой, жильём на суше. Если один из них погибал, второй наследовал все его вещи и накопления.

Кроме того, если один из мателотов был женат, после возвращения на сушу он должен был разделить супругу со своим товарищем.

Даму особо не спрашивали — что женщина может понимать в суровых корабельных обычаях. Впрочем, особо тёртые корсары, вступая в команду, поддельными именами.

На суше эта хитрость позволяла уйти от подозрений в пиратской деятельности. А на море — отбрехаться от товарищей: «Я не женат, дома и имущества не имею, гол как сокол, но с другом последнюю корку хлеба разделю!»

Пиратки Энн Бонни и Мэри Рид из книги капитана Чарльза Джонсона «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами». Лондон, 1724 год

Иногда суровая морская пиратская дружба и в более тесные связи. Французский губернатор острова Тортуга Франсуа ле Вассер, например, был серьёзно обеспокоен, что служившие ему каперы привыкли к мателотажу, а на противоположный пол внимания не обращали.

Поэтому в 1645 году он у правительства на материке принудительно депортировать на остров две тысячи женщин, чтобы… насильно женить корсаров. Задумка была в том, чтобы честным браком отвадить разбойников от греха и спасти их души.

В то дикое время считалось, что пиратство, убийства, грабёж душе не вредят, если ты делаешь это с каперским свидетельством и во благо короны. А вот мателотаж — очень даже.

4. Скверная вода

Джек Воробей опечален отсутствием рома. Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»

Типичный образ пирата — суровый одноглазый моряк с деревянной ногой, попугаем и бутылкой рома. И напиток этот считается традиционным у морских разбойников не просто так.

Некоторые думают, что пираты постоянно только его и пили, потому что воду на их судах не получалось хранить долго. А вот алкоголь можно было возить с собой в дальние рейды сколько хочешь.

Но это : невозможно утолять жажду крепкой выпивкой, так как она усиливает обезвоживание и только ухудшает положение. Кроме того, за распитие чистого рома на борту могли серьёзно наказать, потому что опьянение не способствует слаженности работы команды. А на парусном судне это критически важно.

На самом деле ромом пираты разбавляли застоявшуюся воду.

И делалось это вовсе не для дезинфекции. Просто затхлая вода, простоявшая несколько месяцев в бочонке, становилась на вкус настолько , что её невозможно было пить, не плеснув туда рому. Причём подмешивали не только его, но и пиво, и кислое вино, и бренди — в общем, всё, что могло отбить противный вкус.

5. Сидение в клетке

Клетка в музее Пиратов Нассау в Нассау, Багамы. Изображение: BrokenSphere / Wikimedia Commons

Cчитается, что традиционное для пойманных пиратов — повешенье. Это действительно так. Впрочем, и в Средневековье, и в Новое время вешали не только флибустьеров, но и вообще всех преступников, приговорённых к смерти, так как это простой и дешёвый способ казни.

Однако пиратов не только отправляли на виселицу, но и помещали их тела в специальные клетки, которые затем вешали в людных местах. В назидание остальным. Так, например, с жизнью знаменитый пират Уильям Кидд и 400 его соратников.

А особо отличившихся разбойников в клетку сажали живыми, чтобы они там посидели и переосмыслили некоторые аспекты своей профессии. Ну, пока не умрут от жары и жажды.

Клетки-виселицы были таким образом, чтобы удерживать даже сильно истлевший труп на весу. Помните сцену из «Пиратов Карибского моря», когда Джек салютует повешенным товарищам? В реальности они давно рассыпались бы и свалились с верёвок, так что для сохранения останков применяли клетки.

Капитан Уильям Кидд, повешенный недалеко от Тилбери в Эссексе в 1701 году. Изображение: Public Domain

Кстати, нередко их с живыми пиратами или мёртвыми телами не на перекрёстках или у дорог, а прямо на жилых домах. Представьте: вешаете вы бельё, а сидящий в паре метров внизу разбойник клянёт вас на чём свет стоит, потому что ему на голову капает. При этом убирать тела было запрещено под страхом сурового наказания, так что горожанам оставалось мириться с их видом.

Кстати, женщин в клетки сажать законом было . Считалось, что зрелище умирающей в цепях на виселице дамы слишком неприличное. Так что храбрые пиратки вроде Энн Бонни и Мэри Рид могли вздохнуть спокойно.

6. Странные суеверия

«Чёрная Борода в дыму и пламени», Фрэнк Шуновер, 1922 год. Изображение: Public Domain

Пираты, как и многие другие люди рискованных профессий, были склонны к самым разным предрассудкам. Многие из них имели в своей основе рациональное зерно — например, запрет брать дам на борт.

Дело в том, что команда за женское внимание могла и передраться. Доходило до того, что взятых в плен девиц некоторые капитаны за борт, чтобы те лишний раз не смущали экипаж.

Но некоторые обычаи пиратов просто невозможно было объяснить логически. Например, в их среде крайне рекомендовалось прокалывать себе уши, так что киношный образ корсара с золотыми кольцами-серьгами вполне действительности.

Почему пираты носили серьги? А считалось, что золото помогает от морской болезни. Каким именно образом — неизвестно.

Кроме того, на серьгах можно было комочки свечного воска, чтобы залеплять им уши во время пушечных залпов. А ещё, если пират умирал в бою, украшения служили оплатой его товарищам по команде, чтобы те доставили его тело домой.

, что хоронить усопших на чужой земле — крайне скверный знак. А в море — ещё хуже. Обиженный покойник мог воскреснуть и пойти по воде за кораблём, чтобы отомстить. Суеверным корсарам этого не хотелось, поэтому мёртвых временно хоронили в балласте — в качестве него пираты использовали песок или грунт. Это сходило за освящённую землю, так что мертвец был доволен.

Энн Бонни. Кадр из сериала «Чёрные паруса»

Казалось бы, разбойники должны быть полными безбожниками. Но они были крайне в таких вопросах. Да что уж там, капитаны, занимая свой пост, даже клялись перед командой на Библии.

Другой настоящих флибустьеров — носить перо птички-крапивника на шляпе. Этот талисман защищал от кораблекрушений на 365 дней при условии, что пташку забили строго под Новый год.

И, наконец, . Находясь в море, пираты не стригли волосы и ногти, даже если командировка длилась годами. Эти части считались дарами богине Прозерпине. Бог моря Нептун же мог обидеться, что на его территории совершают приношения не ему. Так что отложи свой маникюрный набор, юнга.

Правда, о запрете грызть эти самые ногти в пиратских кодексах ни у Генри Моргана, ни у Бартоломью Робертса ничего вроде не сказано — тут оставалась неплохая лазейка.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма "Пираты Карибского моря"
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Barmaley Barmaleev
07.05.22 03:37
Ого, вот это статья 👍 класс, только интересно, сколько лет автору данного шедевра, я думаю он ещё в школе учится, а если это уже взрослый человек, то это, господа и дамы, просто кровь из глаз, особенно про антисанитарию, зачем тогда, по различным описаниям, всё время палубу драили , всё моряки и пираты и нет?, что бы занять персонажей?, авотхуй, как раз с антисанитарией и боролись, а помирали в долгом походе от цинги и других авитаминозов, да и название их капер, флибустьер, пират, капер и флибустьер, это практически одно и тоже, выдавалось свидельство на промысел кораблей страны находящейся в состоянии войны или просто неугодной, флибустьеры в основном на Карибах действовали и кстати многие так называемые "пираты" в итоге стали адмиралами британскими, а вот простых грабителей все "очень любили", да так, что могли предложить перейти на службу и получить патент, то есть стать капером, не хочешь, тогда ты враг и вешать тебя будут все, а так можно было заниматься тем же ремеслом, только не трогая суда страны которой служишь и их союзников, да и вообще, пират ты или не пират, на корабле должна быть железная дисциплина, так что по сути пираты ничем не отличались от персонажей с военных и торговых судов 🧐 как то так
Sergei F
07.05.22 08:00
Мы бедные, мы бедные, мы бедные пираты. Нас очень, очень, очень даже жаль. Мы грабим и корветы и фрегаты, А почему? А потому, Что не привили нам мораль 😁
Сергей Балашов
07.05.22 08:00
да и у вас очень частное замечание
Yevgeny V
09.05.22 01:23
| изменено
Ссылочки на источники к своим утверждениям и умозаключениям дайте, пожалуйста, касательно стерильности палуб. Автора, в отличие от вас этому в школе обучили. А иначе ваш сумбурный текст-это какой-то сплошной "авотхуй"
Читать все комментарии