Исследования влияния музыки на настроение слушателей и их производительность труда ведутся десятилетиями. Очевидно, что если мы перед работой послушаем любимую музыку, то приступим к заданию с воодушевлением и хорошим настроением. С большой вероятностью хорошее настроение позволит нам закончить больше дел в ближайший час. А там — новый перерыв и снова музыка.
Весь вопрос в том, добьемся ли мы того же эффекта, если будем слушать музыку одновременно с работой? Ученые в этом не уверены. В свое время команда из Уэльса, возглавляемая исследователем Ником Перхэмом, провела следующий опыт.
Нескольким группам участников эксперимента предложили запомнить, а затем воспроизвести в надлежащем порядке серию из восьми показанных им согласных. Людей поместили в различные звуковые среды. В одной царила тишина. В другой играла популярная легкая музыка — Rihanna, Lady Gaga и так далее. В третьей — неприятная жесткая музыка (Thrashers группы Death Angels, если кому-то интересно). В четвертой в случайном порядке фоном звучали случайные цифры (например, 4, 7, 1, 6 и так далее). Наконец, в пятой в качестве фона регулярно повторялась только одна цифра — 3.
Наихудшие результаты показали среды с музыкой и постоянно меняющимися цифрами. Лучше оказалось постоянное повторение тройки. Но на первом месте по способности сконцентрироваться и запомнить нужные буквы была, конечно, тишина.
Исследователи с определенным удивлением обнаружили, что тот факт, любимая ли музыка или нет, не сильно влияет на количество вреда, наносимого нашему вниманию в ходе работы. Они рекомендуют слушать музыку до того, как приступать к работе, а работать в тишине.
Я абсолютно уверен в двух вещах. Во-первых, тишина действительно помогает, хотя привыкнуть работать в тишине очень сложно. Во-вторых, результаты исследования показывают лишь типичную, а не индивидуальную картину.
У каждого человека свои отношения с музыкой. Я, например, не могу слушать бардовские песни и при этом работать. В то же время быстрые композиции с динамичным ритмом вроде Big in Japan группы Guano Apes определенно организуют и подстегивают меня.
С другой стороны, не стоит совсем игнорировать результаты исследования, особенно ту часть, где говорится о более благоприятном, чем музыкальное, влиянии повторений на нашу способность сконцентрироваться. Не все задумываются о том, что фактически речь идет о метрономе, который не хуже чем ритмичная песня способен поддерживать определенную скорость наших мыслей.
Кстати, данный текст был в экспериментальном порядке набран под звук метронома с сайта metronomeonline.com. Тамошний метроном бесплатен, позволяет установить скорость тикания и не сильно надоедает. Другое дело, что сама неумолимость его ритма иногда выводит из себя.
Начните с тишины. Пару дней поработайте, не включая музыку. Останавливайте себя, когда хотите включить любимую мелодию. Если станет совсем невмоготу, помогите себе примерами. Если вам это поможет, знайте, что Борис Стругацкий работает исключительно в тишине.
Если вы обнаружите, что тишина вас расслабляет или не задает необходимого ритма, возьмите наушники-затычки и попробуйте метроном. Только не устанавливайте его на слишком частый стук. Возможно, не следует устанавливать его на частоту выше частоты вашего пульса. Поставьте на самое нижнее деление (это будет около 40 тиков в минуту) и постепенно повышайте, если вам покажется, что время тащится как черепаха.
Лучшие предложения
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, Urban Vibes, Incanto и других магазинов
14 базовых белых футболок, которые просто обязаны быть в любом гардеробе
Это нам надо: наушники Microsoft Xbox Wireless Headset
Надо брать: ноутбук Honor MagicBook X16 за 43 217 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
Уютно, практично и стильно: 8 российских брендов текстиля для дома
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, «Яндекс Маркета», Yves Rocher и других магазинов
«Моя работа — постоянный бег». 3 вдохновляющие истории российских учёных
Какую помощь могут получить молодые мамы в 2024 году: 10 мер, о которых важно знать
Социальная реклама«Young Adult — это не настоящая литература!» Обсуждаем стереотипы о книгах в новом выпуске подкаста «Женщины и всё»
РекламаВыбирай, но проверяй: как найти в магазине качественный товар
Реклама