У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено?  А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник
Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона — эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное — начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.