Цвет – это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной. Пауль Клее

Наша жизнь наполнена цветом. За последние сто лет мир стал ярче. Спектр не расширился, но изменилось восприятие цвета.

Палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех красок (красный, охра, черный и белый). В то время как эпоха Ренессанса, – можно сказать, «буйство цвета». В Венеции, Париже и Амстердаме довольно высокая влажность воздуха. Это дает мягкие переходы цветовых тонов – художникам приходилось искать все новые и новые оттенки, чтобы передать всю красоту неба, моря, пейзажей. Сегодня, благодаря развитию химической промышленности, у нас есть не только голубизна неба, пурпур заката и зелень деревьев, но и краски, созданные человеком (неоновый, золотой и т.п.).

Неизменно одно – цвет влияет на наше психическое и физическое состояние. Как? Узнаете из этой статьи.

Психология цвета

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие: одни тона вызывают тревогу или тоску, другие – радость и воодушевление. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие – раздражают.

Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу. Жак Вьено

Психология цвета зависит от его символики. В разные времена, в разных странах, один и тот же цвет воспринимают по-разному. Так, если в западно-европейской культуре белый – цвет невинности, чистоты, то в Азии – это цвет траура.

Учитывая символику и другие особенности восприятия цвета (пол, возраст, освещение и другие), психологи выделяют следующую психологическую характеристику цветов:

  • Красный – люди, предпочитающие этот цвет, полны энергии и чувства собственного достоинства.
  • Оранжевый – цвет мечтателей, а также людей с сильной интуицией.
  • Желтый – этот цвет выбирают интеллигентные и коммуникабельные личности, легкие и смелые в общении.
  • Зеленый – этот цвет выбирают люди, стремящиеся к самоутверждению.
  • Голубой – цвет беззаботности, люди, которые предпочитают его, как правило, не любят брать на себя обязательства.
  • Синий – люди, выбирающие этот цвет, скромны и меланхоличны.
  • Фиолетовый – предпочитают инфантильные и легко внушаемые натуры.

В темноте все цвета одинаковы. Фрэнсис Бэкон

Однако это лишь наиболее общая характеристика. Фундаментальным изучением психологии цвета занимается швейцарский психолог Макс Люшер.

Методика цветовых выборов Люшера

Макс Люшер
Швейцарский психолог. В 1949 году защитил диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики». Разработал цветовой тест, получивший международную известность и признание.

Восприятие цвета объективно. Однако для человеческого глаза нет «чистого» ощущения цвета. Мы видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой.

Кроме того, на восприятие оказывают влияние и такие факторы, как возраст, пол, воспитание, настроение, физическое состояние человека (к примеру, острота зрения). Из этого складываются субъективные цветовые предпочтения, которые, в свою очередь, позволяют провести анализ личности.

Методика Люшера основана на ранжировании цветов. Человеку предлагается абстрагироваться от всех мыслей, переживаний, а также ассоциаций, навязанных модой (красный – хит сезона), и просто выбирать цвета по принципу: нравится – нравится, но меньше – еще меньше и т.д.

В результате, выбор цвета происходит бессознательно. Это позволяет получить объективную оценку личности. Человек предстает таким, какой он есть, а не таким, каким хотел бы быть.

Тест Люшера получил признание и широкое распространение во всем мире. Им пользуются при подборе кадров, в геронтологических и социологических исследованиях. По сути, это индивидуальный индикатор психологического и физиологического состояния человека. Он показывает, что вас тревожит, к чему вы стремитесь и что нужно сделать, чтобы уравновесить все сферы своей жизни.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. В обоих – довольно запутанная (для непрофессионала) техника интерпретации. Но, к счастью, сейчас есть приложения, которые сделают все за вас. Рассмотрим некоторые из них.

Обзор приложений

iOS

Тест Люшера и психология личности. Определение настроения по цвету
В приложении представлена как краткая, так и полная версии теста Люшера. Перед началом тестирования нужно ввести имя, фамилию, прочесть инструкцию и выбрать тип теста. Приложение бесплатно. Результаты можно расшарить в социальных сетях.

Android

Колорограф (Тест Люшера)
Краткий вариант теста Люшера предполагает таблицу из восьми цветов. В приложении предлагается дважды ранжировать их с промежутком в 1 минуту. После этого появляются результаты. Приложение бесплатно. Возможности сохранять результаты нет.

Тест Люшера
Запускаете и сразу выбираете цвета. Через минуту – повторяете то же самое. Еще через несколько мгновений – получаете результат. Сохранить его нельзя, зато можно опубликовать через соц.сети.

Тест Люшера
Developer: Alekseyt
Price: Free

Тест Люшера
Разработчики этого теста используют как краткую (она бесплатна), так и полную версию теста (89,99 рублей). Техника краткого теста аналогична, но между ранжированием двух цветовых таблиц не нужно ждать минуту. Результаты не сохраняются и не публикуются.