Многие дети на уроках в тетради не только пишут, но и рисуют. То, что для постороннего человека выглядит как абстракция или набор нелепых фигур, для ребёнка может стать отличным подспорьем в запоминании материала. Это сложно объяснить (особенно если ты маленький, а над тобой нависает учитель), но проверить легко.

Если ученик хорошо помнит, о чём шла речь на уроке, а изрисованные поля ему только помогают рассказать новый материал, значит, эти каракули доносят нужную информацию.

Рисунки эффективны не только для детей. Попробуйте применять зарисовки на совещаниях, встречах, групповых обсуждениях. Сочетайте слова и визуальные заметки, чтобы организовать и записать то, что говорят ваши коллеги. Это позволит сделать происходящее осязаемым, видимым для каждого участника совещания. Такие заметки помогают коллегам оставаться сосредоточенными, продолжать двигаться вперёд, совершенствовать свои идеи.

Простые слова и картинки помогают нам чётче видеть связь между полученными отрывками информации.

Возможно, стоит научить своих детей (да и себя тоже) не записывать новую информацию, а зарисовывать её?

Студенты неправильно ведут конспекты

Когда студентам рассказывают, как нужно вести конспект, основной акцент делается на способности другого человека потом посмотреть в тетрадь и понять, что же было записано. Но этот подход не особо верен. Во-первых, практически невозможно быстро и качественно вести записи так, чтобы они были понятны постороннему человеку. Во-вторых, это далеко не самый лучший способ понять и запомнить новую информацию.

Самая важная функция конспекта — помочь обучающемуся вспомнить то, о чём же было сказано на лекции. Логично, что студентам и ученикам нужно позволить писать конспекты так, как им удобно, и так, чтобы написанное имело смысл для самого автора.

Неважно, что думает преподаватель: если ученик в состоянии воспроизвести новый материал, используя в качестве подсказки только собственный конспект, значит, он хорошо ведёт записи.

Некоторые люди хорошо разбираются в том, что написали сами, но не обязательно ведут конспекты только словами. Рисунки и композиция конспекта — это отображение работы мозга, который пытается соединить новые отрывки информации в одно неразрывное полотно. Когда вы смотрите на такой конспект, легко можете вспомнить, почему расположили информационные блоки именно так, что послужило причиной для такого решения.

как вести конспекты: загогулина
Isaac Bowen/Flickr.com

Наука конспектирования

Существует большое количество исследований касательно того, как именно нужно вести конспект и как визуальный язык влияет на наши заметки. Некоторые из них могут удивить неожиданными результатами.

Например, одна из работ   Pam A. Mueller, Daniel M. Oppenheimer. The Pen Is Mightier Than The Keyboard. Advantages Of Longhand Over Laptop Note Taking. говорит о том, что рукописные заметки работают намного лучше, нежели сделанные на компьютере. Когда конспект ведётся от руки, человек лучше усваивает и запоминает информацию. Несмотря на то, что цифровые конспекты обычно повторяют сказанное преподавателем слово в слово, это пагубно влияет на запоминание информации.

Когда ученик пишет конспект от руки, он пытает перефразировать услышанное, сократить и обозначить его так, чтобы максимально быстро и эффективно запечатлеть информацию. Это помогает переосмыслить и проанализировать новый материал практически мгновенно.

Другое исследование   Jeffrey D. Wammes, Melissa E. Meade, Myra A. Fernandes. The Drawing Effect: Evidence For Reliable And Robust Memory Benefits In Free Recall. продемонстрировало, что люди, которые быстро создают простые рисунки, могут лучше запоминать слова, чем люди, которые просто выписывают их в столбик или пытаются вызубрить наизусть. Качество рисунка при этом не имеет никакого значения. Четырёхсекундного наброска было вполне достаточно для запоминания. Очевидно, что не нужно быть Леонардо да Винчи, чтобы использовать рисунки в конспекте.

Визуальный конспект берёт лучшее от этих двух исследований. Ученик использует комбинацию слов и быстрых рисунков, чтобы обработать услышанную информацию, взять от неё только самое важное и запечатлеть на бумаге.

Как вести конспект с помощью рисунков?

  • Поверните вашу тетрадь на 90 градусов: так, чтобы ориентация бумаги была альбомной, а не книжной.
  • Сочетайте рисунок со словами: записывайте свою интерпретацию услышанного.
  • Располагайте информационные блоки так, чтобы для вас эта композиция имела смысл.
  • Рисуйте простые фигуры, не нужно высокого искусства.
  • Ваш конспект должен быть понятен вам. Мнение посторонних не имеет значения.

Возможно, вам не подойдёт такой способ вести конспекты или заметки. Но для тех, кто буквально тонет в массиве букв и строчек, при этом не может ничего запомнить и страдает от большого количества информации, это может быть выходом. Рисунки в конспекте — хороший способ взаимодействовать с информацией и окружающим миром.