Мария Зелинская

Сценарист, драматург, мастер сценарного курса в Московской школе нового кино.

Моими глазами

  • Триллер.
  • 2012 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • IMDb: 6,50.
  • Фишка сериала: новая форма.

Очень качественный авторский триллер, который поразил всех формой повествования, найденной режиссёром, оператором и продюсером Зауром Болотаевым.

Нам рассказывается о страшных мистических событиях, произошедших на выпускном старшей школы, вот только как рассказывается! Каждая серия — это субъективная точка зрения того или иного героя, который видел только часть необъяснимых событий. Это то, что в кино называется POV (Point of view). Этот эффект достигается способом съемки: камера крепится на голову того или иного героя, и мы видим всё буквально его глазами, как в игре-бродилке.

Помимо формы, надо отметить прекрасную драматургию сериала и невероятно достоверный способ актёрского существования. Не зря это был чуть ли не первый российский сериал последнего времени, который захотели купить американцы для того, чтобы сделать адаптацию. Этим можно гордиться, потому что обычно адаптации покупаем мы.

Обратная сторона Луны

  • Фантастика, триллер, драма.
  • 2012 год.
  • Длительность: 2 сезона.
  • IMDb: 7,70.
  • Фишка сериала: адаптация лучше оригинала.

«Обратная сторона Луны» — это как раз купленная адаптация британского сериала «Жизнь на Марсе». И — о чудо! — наш сериал благодаря творческому подходу к адаптации стал гораздо сильнее, чем оригинал, по драматургии и сеттингу (миру, в котором разворачивается история).

Это ретросериал. Да, ретро уже набило оскомину, и смотреть сериалы про прошлое совершенно невозможно. Но это исключение из правил. Здесь советское прошлое, в которое попадает главный герой, преподнесено настолько органично и интересно, что вызывает искренний интерес. Этому помогает сильный движок сериала: герой переселился в тело своего отца, и ему предстоит посмотреть на своего родителя новым взглядом.

Первый сезон «Обратной стороны Луны» можно назвать блестящим, второй же сняли с эфира из-за слишком низких рейтингов. Иногда создателям стоит смириться с тем, что у хорошего сериала может быть один сезон.

Сладкая жизнь

  • Драма, комедия.
  • 2014 год.
  • Длительность: 3 сезона.
  • IMDb: 7,00.
  • Фишка сериала: современные герои с современными проблемами.

Очень многие любят поносить «Сладкую жизнь» за то, что «ну там же все дико пошлые и вообще не имеют никакого представления о морали». Именно поэтому данный сериал можно считать неким вызовом старым героям и старым ценностям.

На телевидении существует негласный формат: надо создать такого героя, чтобы зритель мог на него равняться. Желательно, чтобы он не менял сексуальных партнёров, а если бес попутал и он пошёл на измену, чтобы жутко раскаивался и молил о прощении.

Считается, что телевидение должно показывать героев, которые лучше, чем мы. Но персонажи «Сладкой жизни» вообще не заморачиваются по этому поводу. Они не лучше нас, они такие же, как мы, а в каких-то ситуациях бывают хуже: решаются на то, что нас обычно останавливает. Они действительно за сезон сто раз меняются партнёрами друг с другом, но интересно другое. Больше всего не принимают этот сериал люди, у которых в жизни происходит примерно то же самое.

Измены

  • Мелодрама.
  • 2015 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • IMDb: 7,50.
  • Фишка сериала: женщина нового образца.

Уникальная по своей смелости работа, в которой чуть ли не в первый раз решили разрушить образ «женщины из сериала». Сценарист Даша Грацевич написала о героине, у которой есть муж и три любовника. То есть общее количество её мужчин — четыре. И это нисколько не делает её тем словом, о котором вы подумали.

Раньше, если бы вы пришли с такой историей на «Первый канал», «Домашний» или какие-то другие, вас бы послали куда подальше. Потому что женщина из телевизора должна быть верной, варить борщи и всю жизнь любить только одного мужчину. Создатели «Измен» сказали своим сериалом: «Да что за чушь?!» — и вывели в эфир героиню нового типа.

Она сильная, она запуталась, она травмирована прошлым опытом, и она отчаянно пытается выбраться из того положения, в котором оказалась. И если в первой серии можно поймать себя на мысли: «Четыре таких разных мужчины, хм, прикольно», — то последующие серии показывают, насколько это психологически сложно и даже опасно.

Помимо драматургии, стоить отметить режиссуру и суперточный кастинг. Работа над сериалом шла очень долго, только один пилотный эпизод переснимался четыре раза, потому что команда «Измен» ставила перед собой цель сделать что-то качественно другое, чем обычные российские мелодрамы.

Метод

  • Детективный триллер.
  • 2015 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • IMDb: 7,40.
  • Фишка сериала: герой-«Франкенштейн» + реальные маньяки.

Об этом сериале тоже не всегда принято отзываться хорошо. Многие говорят, что в каких-то местах страдают мотивации у главных героев, и мы не станем с этим спорить. Но и не замечать очевидное достоинство сериала тоже не будем.

Создатели «Метода» — страшные фанаты «Декстера», «Лютера» и «Настоящего детектива». Они так хотели сделать что-то подобное, что взяли ото всех телевизионных шедевров понемногу.

Меглин, главный герой, такой же благородный маньяк, как Декстер. Но это не просто калька. Герой докручен: он маньяк, который справляется с этим и учит других серийных убийц держать себя в руках и не приносить вреда окружающим. У Меглина, как и у Декстера, есть кодекс «маньяка в завязке», правилом из которого начинается каждая новая серия. Мы видим отдалённо похожие ситуации, которые были в «Лютере», но их очень мало, да и они решены по-другому. И наконец, из «Настоящего детектива» взята форма повествования.

Казалось бы, что за уродец может получиться, если сшить три сериала, перенести на российскую почву, да ещё и добавить своего. Но это вовсе не уродец. После нескольких серий вы привыкаете к странностям героев и мира и получаете самое главное.

Этот сериал может считаться неким путеводителем по русскому маньячеству, и вот почему. Каждая новая серия имеет кейс, который основан на документальной истории реального маньяка, действовавшего в России и погубившего множество людей. А теперь, если вам уже страшно, можно ответить на вопрос, зачем, собственно, смотреть такие ужасы.

Удачей сериала является проникновение в мышление каждого серийного убийцы. Благодаря «Методу» вы начинаете понимать логику маньяков и, по сути, смотрите не просто сериал, а пособие «Как не попасться в руки серийного убийцы». Потому что предупреждён — значит, вооружён.

Полицейский с Рублёвки

  • Криминал, комедия, драма.
  • 2016 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • Фишка сериала: новый тип полицейского.

«Полицейский с Рублёвки» (как и «Мажор») вывел на экран новый вид блюстителя правопорядка. Раньше благодаря серии ментовских сериалов по разным каналам образ полицейского ассоциировался у телезрителя с чем-то страшным, тёмным и не очень приятным. В этих же сериалах главный герой — модный богатый парень, который попал в полицию и начал совершенно честно разбираться, что же происходит вокруг. У него есть деньги, а значит, взятки ему не интересны. Ему интересна правда и поиск себя.

Таким образом, мы получаем привлекательного персонажа-полицейского, которого уже даже ментом не назовёшь. Ну вот не подходит ему это слово, потому что он симпатичный, обаятельный, справедливый и в целом он нам нравится.


Работа над хорошими сериалами идёт. Просто не так быстро, как хотелось бы. Надо помнить, что мы отстаём от Америки, в которой что ни сериал, то шедевр, минимум на 10 лет. Поэтому нужно время.