Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Работа и учёбаКолонка
12 декабря 2017

Как облегчить адаптацию на новой работе

Советы от одного из самых успешных HR-директоров СНГ Михаила Притулы специально для читателей Лайфхакера.
Фото автора Михаил Притула
Михаил Притула

Как облегчить адаптацию на новой работе

Михаил Притула

Head of HR Preply. Ранее работал в Wargaming, «СТБ», «Альфа-Банке». Более 12 лет в HR.

Теме адаптации сотрудников, или, как её называют на Западе, onboarding, посвящено много исследований, статей, рекомендаций и даже книг в стиле «Ваши первые 90 дней на новой работе». Не буду перегружать вас упоминаниями книг, статистикой, ссылками и прочим, а сразу перейду к делу и дам несколько советов из моего 12-летнего опыта работы в HR.

Адаптация не происходит сама по себе

Какой бы крутой ни был профессионал. Распространено убеждение, что если мы берём на работу суперкрутого профи, то он уж точно сам разберётся, что делать и как адаптироваться. Мол, это чуть ли не признак профессионала. Не адаптировался — значит, не профи. Следующий!

На самом деле в лучшем случае адаптация затянется и сотрудник выйдет на полную мощность через 3–6 месяцев (зависит от уровня позиции и сложности должности). С качественной адаптацией этот срок сокращается вдвое.

Сколько вы там платите вашему новому маркетинг-директору? 5 000 долларов в месяц? И как вы считаете, стоят ваши усилия 15 000 долларов, которые вы сэкономите компании? Агентствам за поиск кандидатов вам три зарплаты платить жалко, а на адаптации вы их легко теряете?

Первый день критичен

Итак, вы поняли, что адаптация — крайне полезная штука. Что делать, куда бежать? Нанимать срочно HR-менеджера, который займётся адаптацией ваших сотрудников? Нет, сначала успокоиться. 90% успеха адаптации заложены в первом рабочем дне, и руководителю под силу сделать это качественно самому. Но придётся подготовиться.

Документы

Удостоверьтесь, что к этому времени документы подписаны (сотрудники не любят, когда подписание документов с компанией затягивается на несколько дней). Лучше сделать это заранее, если возможно.

В «СТБ» мы, например, высылали анкету кандидата, которую человек заполнял дома и присылал нам. В «1С» у нас были шаблоны всех договоров, куда мы подгружали анкету кандидата и за 5 минут печатали все документы. Сотруднику не придётся ждать, пока ваш кадровик наберёт его данные от руки.

В Preply мы вообще подписываем все контракты в DocuSign, у нас даже нет такого понятия, как пойти в отдел кадров. Человек высылает скан паспорта, мы вносим в контракт, загружаем в DocuSign и высылаем на подпись СЕО и сотруднику. Подпись цифровая, можно поставить даже с телефона.

Рабочее место и необходимые доступы

Все учётки должны быть заведены: почта, Slack и прочее. Мы это делаем сразу после подписания контракта.

Проверьте, что компьютер готов, стол и стул ждут хозяина. Вишенка на торте — пакет новичка: ручка и блокнот с фирменным логотипом, футболка, набор наклеек, ленточка для пропуска, значок компании (бюджет — 10–15 долларов).

Знакомство с офисом и сотрудниками

Сотрудники должны быть проинформированы. Если в компании работает менее 100 человек — пишем в Slack, кто к нам присоединился, бросаем ссылку на профиль в LinkedIn (в России — на Facebook*). Если в компании больше 100 человек — делаем то же самое, но только в пределах департамента (который тоже до 100 человек).

В первый день устройте экскурсию по офису: здесь у нас кухня, здесь туалет, тут переговорная (которую мы бронируем вот так), курим мы вот там, здесь бухгалтерия, а тут любимый пони нашего директора.

Познакомьте новичка с теми, кто сидит рядом: «Коллеги, минуточку внимания, к нам присоединился (…), прошу любить и жаловать».

Как себя вести, если вы…

Руководитель

Поздравляю, вам выпала честь адаптировать нового сотрудника. За вас это никто не сделает, но точно смогут помочь. Итак, что же от вас требуется:

  1. Встретьте сотрудника утром. Отметьте это сразу в своём календаре или попросите HR всегда отмечать даты выхода нового сотрудника.
  2. Проведите его по офису. Покажите рабочее место, проверьте, что сотрудник везде залогинился.
  3. Уделите час беседе с новичком. Поговорите о вашей компании, о подразделении, об основных задачах (общих и персональных). Расскажите, что сотруднику нужно изучить в первую неделю, чего от него ждут в первые три месяца: «Вот здесь нужные тебе документы. Вот имена тех, с кем я бы хотел, чтобы ты поговорил о том-то. Со мной лучше общаться в таком-то виде, встречи так назначать, обращаться по таким вопросам. В следующий раз мы с тобой встретимся тогда-то».
  4. Улыбайтесь. Это крайне важно. Даже если у вас парализовано пол-лица, улыбайтесь оставшейся частью. Я серьёзно, не будьте букой, сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителя.
  5. Поставьте задачи и письменно их зафиксируйте, хотя бы отправьте в виде письма по почте (это уже после встречи, когда задачи обсудили устно).
  6. Дайте все необходимые документы и доступы.
  7. Выберите в команде опытного и общительного человека и назначьте его наставником для сотрудника. К нему новичок сможет обращаться по всем вопросам.

Новый сотрудник

  1. Подумайте, какой информации вам не хватает и где вы её будете брать. Смело задавайте вопросы.
  2. Поймите свои задачи на первую неделю, месяц, три месяца. Если руководитель не озвучил, спрашивайте сами.
  3. Записывайте имена всех, с кем знакомитесь. Вообще, первое время рекомендую записывать всё: объём информации большой, точно забудется.
  4. Рассказывайте о себе очень кратко при каждом знакомстве, например: «Я Миша, 12 лет в HR, работал в «Альфа-Банке», «СТБ», Wargaming, сделал самые успешные онлайн-курсы HR в Laba, автор статьи о лайфхаках для резюме, которую прочитали 1 миллион раз». В стартап-среде это называется «питчинг» или elevator speech. Подготовьтесь заранее. Для новых сотрудников вы никто, пока не расскажете о себе. Не упустите шанс произвести хорошее впечатление сразу.
  5. Если должность подразумевает внедрение изменений в компании, проще всего их сделать в первые 60 дней, потом будет тяжелее. Особенно если нужно принять непопулярные решения или просто сложные: наём, увольнение сотрудников, перевод на другую должность, переход на новое программное обеспечение, новая форма отчётности, перестроение процесса, инвестиции во что-то новое.
  6. Спланируйте маленькие победы, они помогут сформировать доверие к вам. Например, выберите небольшие задачи, которые вы бы могли решить в первые 60 дней, и сфокусируйтесь на них. Отложите пока задачи, которые требуют свыше 60 дней вашей работы. Здесь я бы привёл аналогию с подходом Agile в программировании, когда мы не стараемся сделать сразу очень большой и очень сложный продукт, а делим его на части и разрабатываем поэтапно.
  7. Договаривайтесь о 30-минутных встречах со всеми, с кем будете работать. Подготовьте заранее список вопросов и записывайте ответы.
  8. Спрашивайте, что работает хорошо, что плохо, что нужно поменять. Соберёте много информации и построите доверительные отношения.
  9. Проведите аудит и презентуйте результаты, если вы руководитель или эксперт.
  10. Договоритесь с руководителем о регулярной встрече один на один, чтобы рассказывать о результатах и получать обратную связь.
  11. Улыбайтесь коллегам. Никто не хочет работать с угрюмыми сотрудниками, даже если вы пока что в стрессе.

HR

Мог бы написать целую книгу, но дам несколько наиболее важных советов:

  1. Делайте дни новичков: соберите их перед старыми сотрудниками и попросите кратко рассказать о себе (5 минут). Мы так делаем в Preply, и это очень круто работает.
  2. Используйте специальный софт для настройки уведомлений сотруднику и всем вовлечённым, чтобы те не забывали, что нужно сделать при выходе сотрудника. Мы пользуемся BambooHR, где есть раздел Onboarding, позволяющий настроить уведомления любым сотрудникам с любыми задачами и указанием сроков. Например, за три дня до выхода сотрудника админ получает уведомление о создании учётной записи, а в день выхода — руководитель о необходимости поставить задачи.
  3. Регулярно общайтесь с новичками. Если у вас нет HR-бизнес-партнёра, пусть ваши рекрутеры общаются с новичками один раз в неделю.

Коллега

Конечно, как коллега вы не имеете никаких обязанностей по адаптации новичков, но определённо можете извлечь пользу для себя. Люди хорошо помнят, кто им помогал в трудные минуты (хотя не всегда говорят об этом публично), поэтому у вас есть все шансы построить хорошие отношения с новичком и потом расчитывать на его помощь. Вот несколько советов:

  1. Познакомьтесь первым. Подойдите и скажите: «Привет, меня зовут Миша, я здесь Head of HR. Вижу, ты новенький, давай знакомиться».
  2. Скажите, чтобы он обращался к вам по любым вопросам.
  3. Расскажите, что сами считаете важным и нужным.
  4. Пригласите на обед.
  5. Расспросите новичка о прошлом опыте, планах и целях. Дайте информацию, полезную для их достижения.

Заключение

Адаптация во многих компаниях либо не осуществляется, либо осуществляется крайне плохо, в результате чего страдает как бизнес, так и сотрудник. Причина — отсутствие понимание процесса с обеих сторон. Простые советы, описанные выше, помогут значительно улучшить процесс адаптации в компании, даже если у вас нет HR-сотрудников.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Обложка: masha_tace, Elvetica/ Depositphotos
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Банки запустили в приложениях сервисы для пострадавших от мошенников

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
10 фильмов, напоминающих взрослым, что можно оставаться детьми
10 фильмов, напоминающих взрослым, что можно оставаться детьми
0
19:00
Кино
Кино
Без фотошопа: в Сети показали 15 забавных кадров, которые кажутся отредактированными
Без фотошопа: в Сети показали 15 забавных кадров, которые кажутся отредактированными
0
18:24
Интернет
Новости
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах
0
18:00
Покупки
Покупки
Honor показала флагманы Magic 8 и Magic 8 Pro — оба стали компактнее предшественников
Honor показала флагманы Magic 8 и Magic 8 Pro — оба стали компактнее предшественников
0
17:45
Новости
Устройства
Apple представила новые iPad Pro и MacBook Pro с процессорами М5
Apple представила новые iPad Pro и MacBook Pro с процессорами М5
0
17:15
Новости
Устройства
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
10 вещей популярных брендов со скидками до 65%
16:30
«Горящая изба»
Покупки
5 типичных ошибок при выборе смартфона, которые заставляют зря тратить деньги
5 типичных ошибок при выборе смартфона, которые заставляют зря тратить деньги
0
16:00
Устройства
Устройства
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15:44
Жизнь
Жизнь
Московский международный фестиваль рекламы Red Apple проведёт День контента и креатива
Московский международный фестиваль рекламы Red Apple проведёт День контента и креатива
0
15:17
Пресс-релизы
Пресс-релизы
Что-то на богатом: как разобраться в инвестициях с нуля
Что-то на богатом: как разобраться в инвестициях с нуля
15:00
«Горящая изба»
Стать богатым
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%
0
12:30
Покупки
Покупки
ИИ-редактор изображений Nano Banana появится в Google-поиске и «Google Фото» 
ИИ-редактор изображений Nano Banana появится в Google-поиске и «Google Фото» 
0
12:10
Новости
Технологии
Что приготовить из айвы, пока не закончился сезон
Что приготовить из айвы, пока не закончился сезон
12:00
Еда
Еда
Вышел новый трейлер сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри» от HBO
Вышел новый трейлер сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри» от HBO
0
11:10
Кино
Новости
Как строить отношения с человеком, который серьёзно вас подвёл
Как строить отношения с человеком, который серьёзно вас подвёл
0
11:00
Отношения
Отношения

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Марина Никольская21 минуту назад

0 / 0

Всегда сначала листаю до цены
Обзор Huawei MatePad 12 X (2025) PaperMatte — приятного планшета для рисования и заметок
Аватар автора комментария
Alexandr Al3 часа назад

0 / 0

С чего ты взял, что я говорил об анализе?
«Google Поиск» в России получает режим ИИ, работающий как чат-бот
Аватар автора комментария
вера денисова4 часа назад

0 / 0

На последнем фото пытались вскрыть личинку чужого😀
Это не так работает: 22 фото, как не надо обращаться с гаджетами и техникой
Аватар автора комментария
Alla Luchko4 часа назад

0 / 0

Интересно, а кто-то из тех, кто копит и не тратит задумывался о том, что может тупо не дожить до того момента, когда сможет накопленные деньги потратить?? Он договор о бессмертии подписал?? Или договорился со всеми мошенниками,что его деньги не исчезнут со счетов?! Я где-то читала, что жить будущим, а не настоящим, то есть здесь и сейчас - это психическое отклонение
Взятка кукухе, чтобы не отлетела: 4 причины не лишать себя маленьких радостей ради экономии
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях