Что это за тип мышления

Адаптивное мышление — это умение оценить имеющиеся факты и обстоятельства и изменить что‑то в своей стратегии поведения, чтобы процветать в этих обстоятельствах. Этот тип мышления можно определить и как способность поймать момент, извлечь урок из провала и сменить курс, чтобы двигаться дальше. Можно даже сказать, что это ключевой навык для лидеров. Он позволяет принимать хорошие решения и разбираться с комплексными проблемами.

Адаптивное мышление складывается 5 Principles to Guide Adaptive Leadership. из четырёх компонентов:

  1. Умение предвидеть вероятные будущие потребности, тренды и возможности.
  2. Умение сформулировать эти потребности, чтобы их понимала команда.
  3. Приспособление к новым условиям, которое ведёт за собой постоянное обучение и корректировку своих действий.
  4. Прозрачность принятия решений и открытость для обратной связи.

В чём польза адаптивного мышления

Ничто не длится вечно. Времена меняются, и компании меняются вместе с ними. Чтобы быть успешным предпринимателем, нужно уметь адаптироваться. Это умение особенно ценно во время кризисов, когда ситуация становится неопределённой и изменчивой, информации недостаточно, а реагировать требуется быстро.

Чтобы принять верное решение в сложный период, нужна способность «отодвинуться» от обстоятельств, в которых вы оказались, и посмотреть на всё издалека. Автор книги «Лидерство» Рональд Хейфец называет это «подняться на балкон и взглянуть на танцующих сверху». Такой приём помогает создать дистанцию между вами и ситуацией и понять, что происходит за пределами вашего обычного поля зрения.

Проблема в том, что создать эту дистанцию в кризисной ситуации часто кажется невозможным. Когда каждый день сталкиваешься с новыми трудностями, то полностью погружаешься в борьбу с ними и больше ничего не видишь. Но как раз тогда особенно важно не полагаться на старые подходы, а искать новые пути.

Как развить адаптивное мышление

1. Будьте одновременно участником и наблюдателем

Как говорит Хейфец, лидерство — это искусство импровизации. Предпринимателю нужно постоянно возвращаться с «балкона» на «танцпол» и обратно, месяц за месяцем, год за годом. Потому что в один день избранный вами план действий может работать, а в другой вы можете обнаружить непредвиденные последствия своих решений и вам придётся перестраиваться.

Периодически останавливайтесь и оглядывайтесь вокруг. Наблюдайте и слушайте. Если слишком зациклитесь на своих прошлых стратегиях, вы упустите шанс внедрить инновации.

2. Постоянно оценивайте результаты своих действий

Это даст вам возможность при необходимости скорректировать свои шаги, что и составляет основу адаптивного мышления. Например, во время пандемии коронавируса многие перешли на удалённую работу, соответственно, условия и потребности сотрудников изменились. В такой ситуации как никогда важно следить за тем, как они реагируют на новые подходы к работе, и перестраиваться в зависимости от результатов наблюдения.

Регулярно оценивая свои действия и их результаты, вы быстрее адаптируетесь под меняющиеся условия.

3. Признавайте свои ошибки и извлекайте из них уроки

В трудные времена многим хочется снять с себя вину за трудности компании и переложить её на кого‑то другого. Не поддавайтесь этому желанию и признавайте собственные ошибки. Если вы верите, что ошибки отражают лишь отсутствие опыта, а не отсутствие способностей, они не будут останавливать вас, а станут для вас возможностью расти и становиться лучше.

Вы в любом случае будете ошибаться, пока ищете новые пути развития. Это не повод закрываться от себя и окружающих. Напоминайте себе об этом. Будьте открытым, отвечайте на вопросы, признавайте свою неправоту, просите прощения — всё это не показатели слабости. Это инструменты, которые помогут вам стать лучше и заслужить доверие.

4. Стройте доверие в команде

Открыто говорите с членами команды о том, какие из выбранных методов работают, а какие нет. Это секрет успешного сотрудничества, который заодно поможет выявить способы решения комплексных проблем.

Не бойтесь признавать, что какие‑то ваши решения оказались неидеальными. Откровенность создаёт Psychological safety and learning behavior in teams. психологически безопасную обстановку, которая жизненно необходима для эффективного реагирования в кризис. В такой обстановке сотрудники знают, что на рабочем месте можно высказывать идеи, задавать вопросы, делиться тревогами и признаваться в ошибках. И знают, что их вклад ценится.

Именно прислушиваясь к чужим точкам зрения, вы сможете создать ту дистанцию, которая нужна, чтобы увидеть ситуацию со стороны.