Ловушки мышления, или когнитивные искажения, — это механизмы работы мозга, которые помогают быстрее принимать решения. Вот только опираются они на заблуждения, стереотипы, недостаточную или ошибочно обработанную информацию. В итоге принятые решения оказываются далеко не оптимальными. Давайте разберёмся, что с этим делать.

1. Научитесь распознавать распространённые когнитивные искажения

Они очень глубоко укоренены, и просто так преодолеть их не получится. Да и выучить все наизусть сложно, ловушек мышления насчитывается больше сотни. Но можно начать с изучения самых распространённых, мы описали их в нашей книге. Время от времени возвращайтесь к описанию, так вы постепенно запомните признаки разных когнитивных искажений и научитесь распознавать их в своих размышлениях.

Попробуйте отследить, в какие ловушки вы попадаете чаще всего. А перед тем как принять решение или составить суждение о ситуации, спрашивайте себя, не завлёк ли вас мозг в одну из них.

2. Используйте метод HALT!

HALT — это акроним, собранный из слов «голодный», «злой», «одинокий», «усталый» (hungry, angry, lonely, tired). По звучанию он совпадает с английским словом «стой». Так называют метод, которым пользуются люди, чтобы побороть зависимости. HALT! напоминает, что нужно притормозить и обратить внимание на свои ощущения. Это помогает контролировать импульсивное поведение.

Но метод пригодится абсолютно всем. Прежде чем принимать какое‑то решение, подумайте, может, вы сейчас голодны, раздражены, вам одиноко или вы устали. Такие ощущения делают вас менее рациональным. Под их влиянием проще сделать что‑то вредное для себя или принять неадекватное решение. Стоит подождать, пока не почувствуете себя лучше.

3. Применяйте систему S.P.A.D.E.

Она подходит для принятия ответственных решений с серьёзными последствиями. Её создал Гокул Раджарам, работавший инженером в Google, Facebook и Square. Система состоит из пяти шагов:

  1. S — подготовка (Setting). Чётко определите, что от вас требуется, выявите причину, установите временные границы.
  2. P — люди (People). Выясните, с кем нужно посоветоваться, у кого попросить одобрения, кто будет нести ответственность.
  3. A — альтернатива (Alternative). Найдите все возможные варианты.
  4. D — решение (Decide). Попросите обратную связь у остальных членов команды. Можете устроить голосование за лучший вариант.
  5. E — объяснение (Explain). Объясните коллегам суть решения, определите следующие шаги для его воплощения в жизнь.

4. Пойдите наперекор своим предпочтениям

Допустим, вы уже склоняетесь к какому‑то решению. Подумайте, что будет, если вы выберете противоположный вариант. Представьте, что вам нужно защищать его перед другими, и соберите данные, которые понадобятся, чтобы его отстоять. Сравните с теми аргументами, на которые опирается ваше первоначальное решение.

Теперь посмотрите снова, насколько оптимален ваш исходный вариант. Взгляд с другой стороны и дополнительно собранные данные помогут сделать более взвешенный выбор.

5. Отделите ценные данные от нерелевантных

Журнал The Economist провёл небольшое исследование The importance of irrelevant alternatives , попросив своих подписчиков оценить три предложения:

  • подписка на онлайн‑версию за 59 долларов в год;
  • подписка на печатную версию за 125 долларов в год;
  • подписка на печатную и онлайн‑версию за 125 долларов в год.

Первый вариант выбрали всего около 16% опрошенных, остальные предпочли третий. Вроде бы, всё очевидно: он гораздо выгоднее, ведь вы получаете и онлайн‑версию, и печатную. Но когда второе предложение убрали, первый вариант выбрали уже 68% людей, потому что он самый дешёвый. Возможность получить обе версии журнала перестала казаться им выгодной.

Эта статистика демонстрирует интересный факт. Даже информация о том, что нам невыгодно или вовсе не нужно (в примере выше — дорогая подписка на печатную версию издания), может сильно повлиять на выбор решения, которое станет не самым лучшим для нас. Напоминайте себе об этом и о том, что именно для вас важно в каждом конкретном случае, чтобы избежать подобного.

6. Соберите разные точки зрения

Это простой и довольно эффективный способ защититься от ловушек мышления. Обратитесь к тем, кому доверяете: родственникам, друзьям, бизнес‑партнёрам, наставникам. Они смогут высказать честную конструктивную критику и указать на слабые места.

Естественно, они тоже подвержены когнитивным искажениям, но когда вы узнаете точки зрения разных людей и сопоставите их со своей, у вас будет больше шансов принять объективное решение.

7. Проанализируйте прошлое

Вспомните, как раньше принимали решения в похожей ситуации. Какие вам встречались трудности и как вы с ними справлялись? Какой получили результат и чему научились? Ответы на эти вопросы направят вас в нужную сторону.


А чем руководствуетесь вы, когда принимаете решения? Расскажите в комментариях.