Вы решили купить новый смартфон, выбрали два подходящих, но сомневаетесь, какой из них предпочесть. Оценив все плюсы и минусы, вы, наконец, выбираете один из них и покупаете его.

Теперь он нравится вам гораздо больше, чем полчаса назад, когда вы с сомнением смотрели на оба варианта. А в дальнейшем вы, возможно, станете отдавать предпочтение той же марке, даже если другая будет предлагать лучший по характеристикам продукт за те же деньги.

В этом виновато искажение сделанного выбора — психологический эффект, который обнаружили более 60 лет назад. И с тех пор его существование неоднократно подтверждалось.

В чём суть искажения

Впервые искажение сделанного выбора наблюдалиPostdecision changes in the desirability of alternatives в эксперименте с бытовой техникой. Студенток попросили оценить разные модели, а потом выбрать в подарок один из приборов. Через 20 минут их снова попросили оценить всю технику.

И на этот раз приборы, которые они выбрали в подарок, получили более лестные характеристики, чем в начале теста.

Автор эксперимента профессор Джек Брем (Jack W. Brehm) предположил, что это происходит из-за когнитивного диссонанса. После выбора человека одолевают сомнения, потому что у выбранной вещи тоже есть достоинства, а у отвергнутой — преимущества. Он испытывает психологический дискомфорт, боится, что выбрал не то. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, человек ищет подтверждение тому, что всё сделал правильно. И, конечно, находит его.

Причём чем большеPostdecision changes in the desirability of alternatives. сходства между предлагаемыми вариантами, тем сильнее диссонанс и тем больше человеку нравится свой выбор.

Искажение сделанного выбора наблюдали в самых разных экспериментахPostdecision dissonance at post time. . Был даже проведён опыт с людьми, страдающими амнезией. Они не помнили первую часть эксперимента, но всё равно оценивали уже выбранную в прошлом вещь лучше, чем остальные. Выбор предлагали детям и даже макакам-резусам, и везде наблюдали одно и то же.

Участники всегда предпочитали то, что выбрали в первый раз.

Это работает даже при отсутствии реальной выгоды и меняет реакцию мозга на выбор и альтернативы.

Как выбор меняет реакцию мозга

В одном исследованииHow choice reveals, and shapes, expected hedonic outcome участникам предложили выбрать, куда они хотят поехать в отпуск, и отслеживали активность мозга в момент принятия решения и после него с помощью МРТ. При этом выбор был чисто гипотетический: участникам не собирались дарить путёвку, и они знали об этом.

Оказалось, что после выбора реакция людей на локацию менялась. Когда они представляли отпуск в выбранном месте, увеличивалась активность хвостатого ядра. Это область мозга, которая активируется, когда человек представляет что-то хорошее в будущем. Отвергнутая локация же такого ответа не вызывала.

Почему это может стать проблемой

Нет ничего плохого в том, что вам нравится ваш выбор. Это даже хорошо: вас не мучают сомнения и сожаления.

Проблема возникает в тот момент, когда вы отказываетесь признать, что ваш выбор может быть в чём-то хуже.

Это преданность бренду, который перестал выпускать достойные продукты, застревание в разрушительных отношениях, работа по специальности, которая изначально была выбрана неправильно.

Просто признайте тот факт, что у отвергнутой вещи, специальности, отношений, тоже есть свои преимущества, а у выбранных вами — недостатки. Это поможет вам отказаться от убеждения «своё априори лучше чужого» и не держаться за то, что требует изменений.