Почему мы боимся терактов, но переходим дорогу на красный свет

Одни факты мы запоминаем лучше, чем другие
Вы услышали о теракте, который унёс жизни многих людей. О трагедии рассказали на всех каналах, написали во всех изданиях, упомянув и предыдущие похожие случаи. Теперь вам кажется, что в вашем городе теракт может произойти в любой момент.
Вы избегаете людных мест и с опаской выходите на улицу. Но при этом продолжаете перебегать дорогу на красный свет, забывая, что вероятность попасть под машину несоизмеримо выше.
Или другой пример. Вы прочитали статью о людях, которые выиграли в лотерею. Однажды они просто купили билет, и им повезло. Вам начинает казаться, что и ваши шансы на приз достаточно высоки.
При этом вы забываете, что ещё миллионы людей, участвующих в лотерее, ничего не получили. Подобные искажения в мышлении встречаются сплошь и рядом.
Сложившиеся воспоминания приводят к ошибке мышления
Такая ошибка называется эвристикой доступности. Это интуитивный процесс, при котором человек оценивает частоту или возможность события по тому, насколько легко вспоминаются примеры подобных событий. Мы используем его, когда нужно принять решение или оценить идею.
Термин «эвристика доступности» ввели психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман в 1973 году. Этот процесс происходит бессознательно, а в его основе лежит принцип «Если вы об этом подумали, значит, это важно». То, что легко приходит в голову, кажется более распространённым и достоверным, чем есть на самом деле.
Проблема в том, что одни события запоминаются лучше, чем другие.
Иногда случай отпечатывается в памяти из-за новизны или связанных с ним переживаний. Необычные происшествия, такие как теракт или нападение акулы на человека, кажутся нам более важными. Поэтому складывается ложное впечатление, что они очень распространены.
А иногда это происходит из-за широкого освещения в прессе. Например, мы слышим новости об авиакатастрофах и боимся летать на самолёте, хотя автомобильные аварии случаются гораздо чаще.
Исследователи описали подобную ситуацию с рекламой средств от депрессии. Участники опроса, которые чаще слышали об антидепрессантах, вспомнили больше лекарств. И посчитали, что депрессия среди населения встречается часто.
Другие учёные доказали, что люди используют эвристику доступности, даже когда судят о ценовой политике магазина. Чем больше они вспоминают недорогих товаров в нём, тем выше оценивают магазин в целом.
Но когнитивного искажения можно избежать
Не полагайтесь на воспоминания: они не самый лучший советчик. Доверяйте только фактам. Ищите подтверждённые данные, изучайте статистику. Попытайтесь вспомнить противоположные примеры, а потом принимайте решение. Другими словами, прежде чем покупать лотерейный билет, подумайте, каковы реальные шансы на выигрыш.
Если вы разрабатываете какой-то продукт, не ограничивайтесь исследованием конкурентов. Допустим, компании X и Y используют один и тот же метод, но это не значит, что он поможет вам. Принимайте решения исходя из потребностей собственных клиентов. Проведите А/В-тестирование, соберите данные, получите обратную связь от пользователей.
Старайтесь не забывать, что мозг опирается на доступные ему воспоминания, и изучайте вопрос со всех сторон. Только так можно принять объективное решение.
У Лайфхакера есть книга о том, как нас обманывает собственный мозг. В ней, опираясь на науку, мы разбираем самые разные ловушки мышления и помогаем избавиться от заблуждений, из-за которых ошибаемся в себе, неразумно тратим деньги и страдаем в отношениях.
Купить книгу





Лучшие предложения
Селфи на миллион сердечек: 5 лайфхаков для классных кадров на складной смартфон TECNO
Цена дня: трикотажное платье Zarina за 2 079 рублей
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, ECCO, Sela и других магазинов
Надо брать: планшет Blackview Tab 16 за 12 719 рублей
17 украшений, чтобы нарядить ёлку от основания до макушки
Выгодно: мужские кеды Li-Ning со скидкой 30%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
Аккумуляторные батарейки, коврик для теста, ёлочные игрушки и другие интересные товары дешевле 500 рублей
5 фактов об автомобильных технологиях, которые вы не знали
РекламаВзять от распродаж всё: 6 советов для сезона скидок
РекламаСемью заводить можно? А детей? Тест о жизни с ВИЧ
Социальная реклама7 неочевидных причин открыть пункт выдачи заказов Ozon
Реклама