Кто такие бизнес‑ангелы

Так называют частных инвесторов, которые вкладывают деньги в перспективные, по их мнению, разработки и проекты.

Сам термин «ангел» в этом значении появился в начале XX века в Америке. Тогда под этим словом подразумевали богатых любителей театра, которые инвестировали деньги в театральные постановки. Это были рискованные вложения, так как прибыль ангел получал, только если постановка становилась успешной.

Сейчас такие инвесторы больше заинтересованы в IT‑разработках, но это не значит, что прочие предприниматели должны опустить руки.

Чем бизнес‑ангелы отличаются от остальных инвесторов

По словам Александра Локтионова, генерального директора LOGA Group и основателя инвестиционного форума Seed Forum в европейской части Евразии, условно инвестиции можно классифицировать на две категории:

  • Структурированный капитал. Это деньги инвестиционных фондов, у которых есть определённые критерии финансирования и обязательства перед инвесторами.
  • Собственные средства бизнес‑ангелов. Эти люди не зависят от требований третьих лиц и сами решают, как вести дело и когда выходить из проекта.

Соответственно, общение с бизнес‑ангелом может быть довольно непредсказуемым. Он не только инвестор, но ещё и человек со своим мнением, желаниями и характером.

Максим Архипенков

Основатель проекта SmartMerch.

Есть такое понятие в кругу стартаперов: «венчурный пахан». Он даёт деньги и берёт под контроль управление компанией, вмешивается в её дела, что не способствует развитию. Такие инвесторы сплошь и рядом. Достаточно посмотреть отзывы: 95% сталкивались с подобными предложениями.

Стоит ли искать бизнес‑ангела

Павел Лисовский, генеральный директор «ADA Россия», среди плюсов работы с бизнес‑ангелом выделяет:

  • Ускорение развития проекта. Во многих случаях без денег реализовать идею практически невозможно, особенно когда речь касается производства или разработок.
  • Получение важных контактов и связей, помощь в продажах — но только если ангел действительно заинтересован в активном развитии проекта.

Перечень минусов при этом несколько длиннее.

  • Интересы ангела и предпринимателя могут отличаться.
Павел Лисовский

Для подавляющего большинства ангелов ключевая идея входа в проект — это последующий выход с хорошим мультипликатором. Дивидендные истории их не сильно интересуют. Предприниматель же может болеть за дело и играть вдолгую, шаг за шагом двигая компанию к светлому будущему. И чем лучше она становится, тем меньше хочется её продавать.

  • Новый участник вносит новые правила. Будьте готовы к появлению отчётности, бюрократии, большего количества бумаг и так далее.
  • Повышается риск новых проблем. Вы впускаете в бизнес человека, которого по факту не знаете, и это нужно очень чётко понимать.
Александр Локтионов

Если в проекте прибыль позволяет реинвестировать в будущий рост, надо делать это и не отвлекаться на поиск инвесторов, сохранив контроль над своим проектом.

Где искать бизнес‑ангелов

Александр Печерский, основатель сервиса «НаПоправку», делит таких людей на два типа:

  • Профессиональные бизнес‑ангелы — это частные инвесторы, занимающиеся поддержкой стартапов на постоянной основе.
  • Бизнес‑ангелы из числа знакомых. Причём речь не всегда идёт об опытных в финансировании проектов людях.
Александр Печерский

Мы в своё время пошли по второму пути. Первые инвестиции стартап «НаПоправку» привлёк, казалось бы, случайно. Я разговаривал с друзьями и рассказал о нашей с супругой идее для бизнеса — сайте, где будут собраны все врачи города и подтверждённые отзывы о них.

Знакомым так понравилась мысль, что они сами предложили вложить свои деньги в старт проекта. Я даже не думал, что у них есть сбережения для таких инвестиций. Так, в неформальном общении, совсем не ожидая результата, мы нашли первые средства.

Стартапу важно помнить: иногда деньги дают люди, от которых этого не ждёшь.

Печерский отмечает, что профессиональные инвесторы более благосклонны к стартапам, которые могут подтвердить идею — пусть и сделанным на коленке продуктом и первыми реальными продажами. Наличие настоящих клиентов принципиально меняет восприятие проекта. Поэтому в начале пути лучше собрать небольшую группу единомышленников, чтобы оформить идею и дать ей хоть какой‑то старт.

Что касается профессиональных бизнес‑ангелов, в России их не так много, но узнать о них достаточно просто. Например, бизнес‑издания часто пишут об их сделках с компаниями. Разумеется, полный список инвесторов на блюдечке вам никто не принесёт, хотя рейтинги периодически составляются. Так что придётся провести некоторую исследовательскую работу. Самый простой способ — участие в профильных инвестиционных мероприятиях.

Александр Печерский

После первого раунда инвестиций мы обратились уже к профессиональным бизнес‑ангелам и венчурным фондам. Я много и долго писал по «холодным» контактам. Искал людей в открытых источниках, мониторил сводки бизнес‑изданий, смотрел в Facebook и LinkedIn. Составлял десятки писем каждый день. Полностью отчаивался несколько раз, но потом находил новый контакт или сделку и пробовал опять.

Как найти профессионального бизнес‑ангела

Дмитрий Калаев, директор «Акселератора ФРИИ», советует следовать такому алгоритму.

1. Составьте список всех доступных бизнес‑ангелов

Используйте все возможные источники: рейтинги (например, Angel List для поиска зарубежных инвесторов и РВК — для российских), публикации в СМИ, рассказы знакомых, чтобы собрать максимально полный перечень.

Дмитрий Калаев

В России о своих инвестициях в стартапы объявляет примерно 100 бизнес‑ангелов. Далеко не все журналисты отслеживают все 100% сделок, какая‑то часть остаётся не озвученной. Поэтому не стесняйтесь использовать данные интернет‑источников, чтобы найти сделки с компаниями, с которыми вы работаете в близких сегментах.

2. Актуализируйте список

Обратите внимание, когда ангел в последний раз инвестировал. Если в течение года не было никаких сделок, возможно, это знак, что он разочаровался в процессах на венчурном рынке или у него закончились деньги. Актуализируйте список, чтобы не потратить время зря на организацию встречи с человеком, который не инвестирует в стартапы вовсе.

3. Изучите ангелов, поддержавших бизнесы, похожие на ваш

Если инвестор вкладывал деньги в похожие проекты (например, вы делаете приложение для детей, а у ангела в портфеле есть несколько стартапов для детей), то это хороший знак.

Обратите внимание, что речь идёт о похожих проектах, а не о прямых конкурентах.

4. Проранжируйте список инвесторов по приоритетности

Калаев советует в первую очередь встречаться с теми, кто меньше всего подходит вам.

Дмитрий Калаев

Это нужно, чтобы к моменту прихода к топу инвесторов ваш питч, презентация и ответы на вопросы были хорошо отработаны. Если вы начнёте с тех, кто наиболее привлекателен для вас с точки зрения роста бизнеса, сегмента, нетворкинга, вы рискуете проявить себя неподготовленным и потерять возможность презентовать себя с максимальной проработкой. На момент встречи с тем, на кого большая надежда, вы должны ответить на все возможные возражения других инвесторов и быть максимально подкованным во всех вопросах своего бизнеса.

5. Ищите выход на бизнес‑ангелов

Найдите тех, кто поможет вам познакомиться с бизнес‑ангелом и представит ему вас. Большой процент успеха зависит от того, насколько инвестор доверяет человеку, который вас привёл.

Дмитрий Калаев

Потратьте время, чтобы понять, кто уже зарекомендовал себя на рынке и может вам помочь. Часто я сталкиваюсь с основателями, которые после неудачных переговоров со мной как с инвестором просят меня познакомить их с кем‑то ещё.

Конечно, если я уже принял решение не инвестировать в стартап, я не буду советовать это делать кому‑то другому. Скорее всего, мне очевидны неразрешимые проблемы в команде и бизнесе и есть стоп‑факторы, которые я считаю существенными. Большинство инвесторов пользуются правилом «сам не верю и не буду никому рекомендовать», и такие просьбы вам в меньшей степени помогут.

И наоборот, если инвестор говорит, что готов участвовать в сделке, то, скорее всего, он может порекомендовать вам и ещё соинвестора, и об этом вполне можно спросить.

6. Найдите индивидуальный подход

Обращение к бизнес‑ангелу должно быть личным. Никаких «мы ищем инвестиции, посмотрите презентацию». Дайте понять, что вы обращаетесь со знанием дела.

7. Правильно себя презентуйте

Умирающий стартап, последняя надежда которого — бизнес‑ангел, никому не интересен. Опытному инвестору не хочется спасать тонущих. Будьте компанией, к которой есть желание присоединиться. И завтра это присоединение может стоить дороже, чем сегодня, потому что вы активно растёте.

Александр Печерский

Самое неприятное — это постоянные отказы и полнейшее игнорирование. Инвесторам ежедневно приходят десятки, а то и сотни предложений, и пробиться сквозь них нелегко. Не бойтесь и преодолевайте стыд. Если вы не будете настойчиво писать и рассказывать о проекте всем, шанс найти инвестора стремится к нулю. Главное — дождаться того самого одного «да» на 99 «нет».

Сложнее всего найти первых инвесторов. Дальше действует сарафанное радио. Инвесторы общаются между собой, обсуждают проекты. Если ваши идея или продукт крутые, у вас уже есть поддержка первого бизнес‑ангела, остальные постепенно подтянутся.

Что важно запомнить

  • Взвесьте все за и против, прежде чем искать бизнес‑ангела. Следите, чтобы минусы от сотрудничества не перевешивали плюсы.
  • Больше общайтесь на тему бизнеса. Никогда нельзя знать заранее, кто будет готов вложиться в ваше дело.
  • Поиск бизнес‑ангела — большая работа, от которой многое зависит.