1. Продуктовый ретейл

Что бы ни случилось, люди будут хотеть есть. В стрессовой ситуации мы покупаем даже больше продуктов. Сам процесс поглощения пищи успокаивает, да и запасы на полках унимают тревожность: вдруг что, а в доме и гречка есть, и картошка.

Продуктовый ретейл активно набирает продавцов. Но особенной популярностью, конечно, пользуются курьеры. Спрос на представителей этой профессии вырос как минимум на 300%. Это хоть и временные, но быстрые деньги. У некоторых курьеров зарплата сравнима с доходом айтишника — до 150 тысяч рублей.

Арсений Федоткин, управляющий партнёр рекрутингового агентства Selecty

Что будет дальше

Очевидно, что продукты покупать не перестанут, но объёмы продаж будут зависеть от финансового состояния населения. Вероятнее всего, за это время многие преодолеют свои страхи перед доставкой и начнут чаще пользоваться ею, когда ограничения будут сняты. Речь прежде всего идёт об экспресс‑сервисах, когда тебе за 15 минут готовы принести батон или мороженое. Хотя и сегмент покупок продуктов на неделю с доставкой может подрасти по сравнению с докарантинным периодом.

2. Курьерские службы

Продуктовым магазинам разрешили не закрываться, другим торговым объектам повезло меньше. Их, как и учреждения общепита, спасают курьерские службы, которые берут доставку на себя. Если выйти из дома (исключительно по делам, разумеется), можно увидеть, как много на улице людей в брендированной одежде. Все они что‑то кому‑то несут. Так что увеличение выручки и штата курьерских служб — естественное следствие карантинных мер.

Что будет дальше

Такой спрос — явление временное. После снятия всех ограничений люди захотят вновь пройтись по торговым центрам и поужинать в кафе. Безусловно, привычка заказывать с доставкой останется, но пока непонятно, в каких масштабах.

Дальше есть неочевидный, но верный путь: логистическим компаниям стоит смотреть в сторону маркетплейсов. Причём делать это надо уже сейчас, иначе можно опоздать. Эту историю в своё время прошла DHL в Германии. Маркетплейс для компаний с развитой логистикой — это возможность перейти в онлайн и новая бизнес‑модель, в которой можно продавать товар, не закупая его.

Андрей Павленко, CEO платформы Scallium

3. Онлайн‑образование

Обучение через интернет — тренд последних лет. Удобно, когда не нужно ехать к репетитору английского через весь город или можно получить профессию, сидя на родном диване. В Сети множество курсов на любую тематику — от рисования до физики. Пандемия добавила к числу онлайн‑учеников тех, кто решил узнать что‑то от скуки или рискует в кризис потерять профессию.

Мы всегда уверенно росли, но уже в первые две недели карантина количество регистраций на нашем портале увеличилось почти на 650%. Связываем это с тем, что у людей появилось время на самообразование. Не менее важная причина роста и в том, что люди испугались кризиса и перестали откладывать получение новой профессии до лучших времён.

Александр Никитин, генеральный директор образовательного портала GeekBrains

Что будет дальше

Вероятнее всего, после снятия ограничений все будут чувствовать себя немного школьниками на пороге летних каникул. Захочется выбежать из четырёх стен на волю, сжечь дневник и никогда больше не возвращаться к учёбе. Но спустя какое‑то время опять захочется (или придётся) узнать что‑то новое. И возвращаться к онлайн‑курсам будет гораздо проще, чем подступаться к ним с нуля.

Мы находимся в уникальной ситуации, которая сильно стимулирует спрос на онлайн‑сервисы. Это отнюдь не естественное рыночное развитие отрасли, и маловероятно, что после отмены карантина спрос на них не спадёт. Но нет сомнений, что текущие события дадут мощный импульс развитию онлайн‑образования.

Николай Спиридонов, СЕО онлайн-школы «Тетрика»

4. IT‑сфера

Эта отрасль и до появления коронавируса не жаловалась на стагнацию, но пандемия подарила ей новые точки роста. Одна из них — инструменты для бизнеса. Из‑за ограничительных мер консервативные сферы, которые медленно и неохотно шли в онлайн, были вынуждены ускориться. Кто‑то встретил пандемию с устаревшими еле работающими сайтами, у кого‑то и вовсе онлайн‑канал не был отлажен. Всё это требовало немедленного вмешательства. Тут и пригодились IT‑услуги.

Пандемия заметно ускорила цифровизацию бизнеса: рознице, доставке и другим сервисам, которым необходимо достучаться до самоизолированных клиентов, потребовались новые инструменты. Ретейлерам нужны интернет‑магазины; крупному бизнесу, госсектору, корпорациям, имеющим собственные образовательные проекты, — приложения для дистанционного обучения; жилищным компаниям — приложения для коммуникации с жильцами.

Игорь Хохряков, HRD в 65apps

В онлайн переместился не только бизнес, но и вообще все сферы жизни. Есть запрос даже на вечеринки в формате видеочата, что уж говорить о традиционных формах развлечений.

Одна из отраслей, которая уверенно набирает обороты, — разработка видеоигр. Из‑за вынужденной изоляции люди стали больше времени проводить в интернете: чаще смотреть фильмы, общаться в мессенджерах и играть. В результате продажи игр в марте выросли на 63%, а игровая аудитория Steam достигла рекордных 22,6 миллиона человек одновременно.

Сергей Занин, IT-предприниматель, сооснователь Alawar

Что будет дальше

У IT огромные шансы сохранить уверенный рост. Во‑первых, ограничения будут снимать постепенно и, возможно, вводить ещё неоднократно. Во‑вторых, пандемия показала, что старый подход больше не эффективен. На коне оказались те компании, которые вкладывались в развитие технологий и следили за трендами. В‑третьих, клиенты привыкают к возможности взаимодействия онлайн и отбирать её у них было бы нелогично.

Мы полагаем, что, как только ограничения по карантину начнут снимать, количество запросов на разработку будет расти ещё быстрее. Мир уже меняется, старые подходы не работают, бизнесу нужно осваивать новые каналы коммуникации со своими потребителями.

Игорь Хохряков

5. Товары для занятий фитнесом дома

Пандемия разогнала по квартирам и любителей тренажёрки, и бегунов, и людей, занимающихся на турниках. Всем им пришлось решать вопрос тренировок в домашних условиях. А потому вырос спрос на компактные тренажёры, резинки и эспандеры, гири и гантели.

Повысился интерес к онлайн‑тренировкам. Если для фитнес‑центров это попытка прокачать бренд и сохранить хоть какой‑то доход, то для тех, кто изначально делал на это ставку, — отличная возможность для роста.

Что будет дальше

На первый взгляд, повышение спроса носит сезонный характер. Однако здесь могут подключиться менее очевидные факторы. Даже когда клубы и студии откроются, они, скорее всего, будут вынуждены следовать рекомендациям ВОЗ, которые предполагают запрет на проведение групповых программ, тщательную дезинфекцию и так далее.

Эти меры приведут к существенному увеличению себестоимости услуг и, как следствие, к удорожанию абонементов. Кризис скажется и на покупательной способности: физически активная аудитория будет выбирать более гибкие и менее дорогие форматы тренировок. Карантин абсолютно точно усилит присутствие фитнес‑компаний в онлайне: люди поймут, что домашние тренировки значительно экономят бюджет и самый главный ресурс — время.

Анастасия Чирченко, профессиональный тренер, основатель фитнес-бренда RAKAMAKAFIT

6. Юридические услуги

Спрос на правовую помощь возникает не от хорошей жизни. К сожалению, пандемия создаёт все условия, чтобы подкинуть людям проблем. Приходится решать вопросы, связанные с закрытием бизнеса, сокращениями, потерей работы, использованием кредитных и других банковских продуктов.

Если взять сухую статистику, то количество обращений от клиентов выросло в два раза. Их так много, что мы набираем новых сотрудников. Доход за апрель вырос. Многие потенциальные клиенты занимают сейчас выжидательную позицию в надежде на исправление ситуации, но будет только хуже. Так что уменьшения потока обращений мы не боимся.

Артур Юсупов, генеральный директор ООО «АЮР „Белая Полоса“»

Что будет дальше

Есть все основания полагать, что правовые услуги и дальше останутся востребованными. И дело не только в возникающих проблемах. В условиях пандемии законы меняются очень быстро, так что без специалиста зачастую не разобраться.

7. Интим‑товары

С одной стороны, режим самоизоляции закрыл доступ к новым знакомствам и ни к чему не обязывающему сексу, а разрядку в стрессовой ситуации получить хочется даже одиночкам. С другой стороны, пары оказались заперты вместе.

Для нас, владельцев бизнеса, это было ожидаемо. Люди оказались заложниками самоизоляции или карантина, появилось то самое долгожданное свободное время. И его стали занимать изучением новых граней. Вырос спрос на игрушки не только среднего ценового сегмента, но и на премиальные.

Вера Кузнецова, коммерческий директор магазина товаров для взрослых «69 удовольствий»

Что будет дальше

Игрушки — покупка не одноразовая, так что вызванный пандемией рост, скорее всего, прекратится. Но сейчас в целом стали больше говорить об интим‑товарах, так что более свободный доступ к информации о них может поддержать тренд.