Что такое чайка-менеджмент и как с ним бороться

От таких руководителей порой больше проблем, чем пользы.

Чайка-менеджмент — термин, который впервые появился в англоязычной книге об управлении. Её авторы — Кеннет Бланшар, Патриция и Дреа Зигарми. В русском издании работа вышла под названием «Одноминутный Менеджер и Ситуационное Руководство. Блестящие стратегии управления». В ней авторы описывают разные стили взаимодействия с подчинёнными. Упоминается там и Seagull Manager, или начальник-чайка. Он прилетает, суетится, кричит, гадит и исчезает. А сотрудники стряхивают птичий помёт и не очень понимают, чего хотел босс. Рассказываем, как не пострадать от действий крикливой чайки.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

Как действует чайка-менеджер

Если вы наблюдали за шумными птицами, то легко сможете назвать все особенности его поведения.

  • Появляется, лишь когда возникнет проблема. Если команда работает спокойно и справляется со всеми задачами, начальника-чайки не видно. Однако если что-то пойдёт не так, он тут же прилетит , чтобы поруководить.
  • Не пытается тщательно разобраться в вопросе. А может, и неспособен. Во всяком случае, его шумные замечания редко оказываются действительно полезными.
  • Ведёт себя некорректно. Кричит или разговаривает на повышенных тонах. Может вместо обсуждения проблемы перейти на личности и выговаривать подчинённым за то, что они не похожи на идеальных в его понимании работников.
  • Принимает необдуманные решения. И требует их немедленного выполнения. Так как его анализ ситуации слишком поверхностный, он редко понимает реальную причину неприятностей. Если указание оказывается эффективным, то это скорее результат случайного попадания в цель, а не грамотного менеджмента. Часто распоряжения такого начальника оказываются слишком абстрактными, из серии: «Требую сделать так, чтобы всё было хорошо, и немедленно!» Конкретные команды обычно касаются мелких деталей работы. Поэтому они редко всерьёз меняют ситуацию.
  • Грозит подчинённым неприятностями. В описании мрачного будущего, которое ждёт нерадивых работников, у менеджера-чайки мало равных. Он может напомнить о прошлых ошибках сотрудников, придумать наказания для всех причастных к текущей ситуации и пригрозить карами в будущем. Он не боится давать волю гневу.
  • Быстро исчезает. Обрушив на подчинённых волну ярости, начальник быстро ретируется, предоставляя им самим решать проблемы. А вот похвалить сотрудников, если всё закончится хорошо, может и забыть.

В итоге в команде, которой руководит чайка-менеджер, может царить хаос и безразличие. У сотрудников часто падает мотивация. Ведь никаких позитивных целей он перед подчинёнными не ставит, а страх наказания — ненадёжное топливо для эффективной работы.

Как не страдать от чайка-менеджмента

Радикальный способ — уволиться и поискать компанию, в которой нормой считается дружелюбная и уважительная атмосфера. Но если такой опции нет, а работать как-то надо, то нужно попробовать изменить ситуацию. Вот несколько шагов, которые могут в этом помочь.

  • Попросить сменить тон. При этом стоит разговаривать вежливо и не отвечать хамством на хамство. Иначе конфликт станет ещё острее. Для начала вполне подойдёт фраза: «Давайте обсудим ситуацию спокойно». Или: «Мы понимаем вашу тревогу — самим невесело. Послушайте, пожалуйста, что мы предлагаем».
  • Перестать бояться. Определите, где та грань, которую вы не позволите перейти никакому боссу. Например, вы решили, что не потерпите пренебрежительных комментариев о своей внешности. Если чайка-менеджер перейдёт эту черту, стоит чётко, спокойно и уверенно сказать, что его поведение недопустимо. Если понадобится — даже повысить голос, чтобы он вас услышал. Иногда такого твёрдого заявления оказывается достаточно. Но не стоит тоже поддаваться гневу. Ваше спокойствие может послужить холодным душем для чайки-начальника, а сильные эмоции порой лишь разжигают пожар.
  • Переключать внимание начальника на небольшие детали. Например, спросить, что он думает о каком-нибудь незначительном вопросе. Допустим, кто именно из сотрудников, по его мнению, должен позвонить клиенту, который отказался от крупного контракта. Или кому конкретно он поручит оформить заявку на ремонт сломавшегося оборудования. Пусть чайка-босс решит мелкие вопросы и удостоверится в собственной компетентности. Когда он уйдёт, атмосфера нервозности исчезнет, и можно будет спокойно работать дальше.
  • Конкретизировать задачи. Самая распространённая проблема чаек — абстрактные претензии в духе: «Сделайте хорошо, а плохо — не делайте». Помните, что правильная постановка задачи — это ответственность руководителя, а не подчинённого. Вы имеете право спрашивать о деталях до тех пор, пока они не будут понятны. Можно так и сказать: «Пожалуйста, расскажите мне подробно, что именно требуется, и я сразу возьму это в работу». Договорённости лучше фиксировать письменно, чтобы не дать чайке шанса в следующий раз обвинить вас в непонимании.
  • Относиться к его выступлениям с юмором. Нет, не стоит высмеивать его в лицо или рассказывать о нём неприличные анекдоты за спиной. Но можно вспомнить, как школьники иногда относятся к учителям, которые тоже порой срываются на крик. Ученики спокойно слушают их возмущённые реплики и не вступают в спор. А потом могут посмеяться, передразнить преподавателя, но быстро забывают о случившемся. Можно относиться к чайка-менеджеру примерно так же.

Но эти меры могут не помочь, если поведение вашего начальника мешает работать всей команде. Тут могут понадобиться более серьёзные действия. Например, поговорить с вышестоящим руководителем об атмосфере в коллективе. Возможно, он поможет справиться с ситуацией.

Что делать, если чайка-менеджер — это вы

Бывают ситуации, в которых каждый может вести себя как чайка — суетиться и шуметь. Важно, чтобы подобный способ реагировать на неприятности вы не использовали слишком часто. Вот как не закрепить эту не самую эффективную привычку.

  • Разобраться, почему вы погружаетесь в стресс. Обычно человек переходит на крик, когда не может исправить ситуацию иначе. Как правило, это происходит в состоянии стресса. Поэтому стоит разобраться, что именно в происходящем заставляет вас нервничать. Например, вам кажется, что коллеги сомневаются в вашей компетентности. Или вы ждёте скептического к себе отношения из-за большой разницы в возрасте между вами и основной частью команды. Возможно, подобные проблемы стоит обсудить с психологом.
  • Брать паузу, когда начинаете нервничать. Главное — не перейти на крик сразу же, как только вы получили возможность высказаться. Можете сначала посчитать до 20 и при этом стараться глубоко дышать, а потом уже говорить. Если не получается, возможно, вам поможет фраза: «Мне надо подумать. Вернусь с решением через 15 минут». После неё стоит уйти и немного побыть в одиночестве. За это время вы можете успокоиться и решить, что сказать коллегам.
  • Узнать больше о ваших подчинённых. Стоит отнестись к вашей команде не как к противникам, которых каждый день нужно побеждать. Законы джунглей давно в прошлом, и лидеру вовсе не обязательно постоянно выигрывать дуэли у всех, кто хочет бросит ему вызов. В то же время люди — это не персонажи онлайн-игры, у которых нет индивидуальности. Их не получится двигать по игровому полю мановением мышки. Чтобы взаимодействовать с коллегами продуктивно, стоит побольше узнать об их характерах, рабочих привычках, профессиональных плюсах и минусах. Тогда вам будет проще принимать взвешенные решения.

Важно помнить, что любой рабочий конфликт можно разрешить, если обе стороны готовы слушать друг друга.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Станьте первым, кто оставит комментарий