Достаточно ли вы рациональны

Развитие рационального мышления поможет подходить к решению проблем с холодной головой и находить выход из запутанных ситуаций, которые нам периодически подбрасывает жизнь. В статье представлен список основных характеристик человека, мыслящего рационально. На его основе вы можете составить собственный список тех качеств, которые хотели бы развить в себе, и отслеживать свой прогресс.

Это не тест на определение степени вашей рациональности. Статья предназначена для того, чтобы вы могли отметить для себя, какие привычки рационального человека вы хотели бы выработать.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

При ознакомлении с каждым пунктом можно задать себе вопрос: «Когда я делал это в последний раз?»

Возможные варианты ответов: никогда, сегодня/вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце, в прошлом году, больше года назад.

Для пояснения каждого пункта в статье представлены реальные примеры из жизни создателей и пользователей блога LessWrong (LW), посвящённого развитию рационального мышления.

1. Как вы реагируете на факты/неожиданности/аргументы

А. Когда вы сталкиваетесь с чем-то странным, если что-то идёт не так, как вы ожидали, вы легко замечаете это, уделяете этому особое внимание и думаете: «Я сбит с толку. Похоже, что-то не так». Или что-то подобное.

Например, на четверг у вас запланирован перелёт. Во вторник вам приходит сообщение от Travelocity с советом подготовиться к завтрашней поездке. Обратите ли вы пристальное внимание на это несовпадение? В подобной ситуации один из пользователей LW не заметил путаницы и пропустил свой рейс.

Б. Когда кто-то говорит о чём-то, что вам трудно понять или представить, вы обращаете на это внимание и просите привести пример.

Элиезер: «Один студент-математик рассказывал о том, что в тот момент изучала его группа. Он упомянул слово „стек“. Я попросил его привести пример стека. Мне ответили, что стек формируется из целых чисел. Тогда я попросил привести пример того, что не является стеком».

Анна: «Подруга сказала, что её парень ведёт себя „слишком конкурентно“. Я попросила объяснить, что это значит. Оказалось, когда её парень за рулём и рядом с ним кто-то заводит машину, ему обязательно нужно тронуться с места первым. Если же он находится в пассажирском кресле и водитель не поступает так же, он просто приходит в бешенство».

В. Когда вместо того, чтобы рассмотреть все варианты, вы начинаете искать аргументы в пользу самого удобного для вас, вы отмечаете это и делаете для себя заметку, что это неправильная стратегия.

Анна: «Я поймала себя на том, что нахожу причины поручать покупку одежды для себя кому-то другому. Вместо этого я могла бы подумать, а не легче ли сделать это самой».

Г. Вы замечаете, когда начинаете избегать каких-либо неприятных для вас мыслей, и делаете вывод, что нужно хорошенько подумать над причиной такого поведения.

Анна: «Когда я не в своей тарелке, я пытаюсь сделать так, чтобы другие подумали, что где-то проштрафились. Так я чувствую себя менее уязвимой. Я вижу, что это неправильная стратегия поведения. Но для того, чтобы осознать это и сформулировать для себя, что именно я делаю неправильно, мне потребовалось приложить много усилий».

Д. Вы сознательно стараетесь принимать во внимание не только хорошие, но и плохие новости, или, по крайней мере, не пренебрегать последними.

Элиезер: «При подготовке к будущим Саммитам сингулярности (Singularity Summits) мы устроили мозговой штурм, во время которого выяснилось, что на прошлых саммитах мы не уделили должного внимания вопросам финансирования. Мой мозг начал сопротивляться негативной информации, поэтому я осознанно заставил себя вспомнить, что плохие новости тоже полезны. Я перефразировал этот принцип таким образом: „Да, это так, однако несмотря на этот факт, за прошлые годы нам удалось собрать определённое количество денег. Поэтому хорошо, что сейчас мы обратили внимание на данную проблему. Так мы можем скорректировать стратегию развития и исправить наши ошибки в следующем году“».

2. Умеете ли вы анализировать и ставить под сомнение чужое мнение

А. Вы замечаете, когда по каким-то причинам избегаете объективной оценки ситуации.

Анна: «Обычно я ловлю себя на том, что, когда меня критикуют, мысленно я сначала принимаю оборонительную позицию. Тогда я представляю себе тот вариант, при котором эта критика несправедлива, и вариант, при котором она является оправданной. Это помогает мне взглянуть на ситуацию более объективно.

Например, однажды нас подвергли критике за то, что мы не предоставили в должном объёме предварительную информацию по статистике, собранной для Rationality Minicamp. Я могла бы начать искать себе оправдания и убеждать себя, что я не могла выполнить эту задачу лучше, учитывая то, как много у меня было других дел. С другой стороны, я могла бы представить себе, каким образом можно было выполнить её лучше. Так я смогла бы переключить свой мозг на более успешную модель поведения в будущем. Второй вариант оказался гораздо более полезным. Он помогает выйти из режима „Я ни в чём не виновата“ в режим „Как сделать это иначе?“».

Б. Вы анализируете, что действительно стоит за вашими представлениями, эмоциями и привычками и что послужило причиной их формирования. С помощью этого анализа вы не позволяете своему сознанию начать искать оправдания вашим мыслям и поступкам или отказываетесь от тех оправданий, которые не соответствуют истинным причинам вашего поведения.

Анна: «Когда оказалось, что мы не можем провести Minicamp в том месте, на которое рассчитывали, я нашла сотни причин, чтобы обвинить во всём того, кому удалось снять это место раньше нас. Вскоре я осознала, в чём была основная причина моего негодования. Я просто боялась, что в результате меня будут критиковать за превышение запланированных расходов».

В. Для каждого абстрактного аргумента или правила вы пытаетесь найти конкретный пример.

Если кто-то говорит о правиле, распространяющемся на все целые числа, почему бы не попробовать проверить его на конкретном числе, например 17?

Если вас сильно беспокоит неряшливость вашего соседа по комнате, попробуйте вспомнить конкретный случай, когда он устроил беспорядок, и поразмышлять, что именно доставило вам особенные неудобства.

Г. Когда вы пытаетесь отмести одну из гипотез, используя определённые факты, вы представляете себе вариант, при котором правдивой оказывается первая гипотеза, и проверяете, насколько эти факты подтверждают данную гипотезу. Затем вы представляете себе другой вариант, при котором действует вторая гипотеза, и проверяете, не выглядят ли те же факты более правдоподобными в этом случае.

Возьмём, например, дело Аманды Нокс (Amanda Knox). Вернувшись в камеру после многочасового допроса в участке, Аманда несколько раз сделала «колесо» и села на шпагат. Обвинитель посчитал, что таким образом она отпраздновала убийство. Почему бы не попробовать оспорить это утверждение и представить себе ситуацию, в которой описанный выше факт свидетельствовал бы в пользу невиновности подсудимой? Или, может быть, стоит сначала представить себе, что задержанная виновна, а затем — что она не причастна к преступлению. Тогда можно задать себе вопрос: какова вероятность того, что виновный/невиновный в преступлении человек будет делать «колесо» во время заключения? Какой вариант более правдоподобен?

Д. Вы осознанно стараетесь оценивать только наиболее вероятные варианты и проверять их с помощью конкретных доказательств.

Элиезер: «В разговоре о научности парапсихологии я использовал следующий аргумент. Я сказал, что для того, чтобы я всерьёз рассматривал возможность реального существования парапсихологических явлений, их статистическая вероятность должна быть гораздо выше. Если нет никаких статистически значимых данных, подтверждающих существование этих явлений, то я даже не буду тратить время на обсуждение этого вопроса».

Е. Когда вы сталкиваетесь с фактами, которые кажутся вам недостаточно весомыми для того, чтобы существенно изменить ваши представления или ваше поведение, но при этом они достаточно конкретно свидетельствуют о чём-то, что лежит за пределами ваших привычных представлений, вы стараетесь хотя бы немного расширить эти представления.

Анна: «Я поняла, что, возможно, я не такой хороший водитель, каким себя считала, когда мне разбили зеркало заднего вида. Даже несмотря на то, что я не нарушила никаких правил дорожного движения и, по всей вероятности, это произошло по вине другого водителя, это происшествие гораздо вероятнее могло случиться при варианте, где я вожу плохо».

3. Умеете ли вы справляться с внутренними конфликтами

А. Вы замечаете, когда ваша сознательная часть вступает в конфликт с эмоциональными переживаниями (например, когда в вас борются привычные страхи и здравый смысл). Когда это происходит, вы делаете паузу и спрашиваете себя, к чему действительно нужно прислушаться.

Анна: «Когда я решилась на прыжок с крыши отеля „Стратосфера Лас-Вегас“ я знала, что моей безопасности ничего не угрожает. Мне было известно, что 40 000 человек уже совершили подобные прыжки и остались живыми и здоровыми. Но для того, чтобы полностью осознать это, мне пришлось дважды представить, как все обучающиеся в моём колледже прыгают вниз и остаются живыми».

Б. Когда вам предстоит непростой выбор, вы пытаетесь сформулировать проблему так, чтобы избавиться от мешающих выбору старых предубеждений или, по крайней мере, не зацикливаться на них.

Анна: «Мой брат-программист размышлял над тем, стоит ли ему переезжать в Кремниевую долину, чтобы найти там более высокооплачиваемое место. Он попробовал сформулировать проблему иначе и задал себе вопрос: если бы он уже жил в Кремниевой долине, согласился бы он переехать в Санта-Барбару со своими друзьями по колледжу и получать там на 70 000 долларов меньше (разумеется, нет)».

В. Когда вам предстоит непростой выбор, вы проверяете, какие доводы больше связаны с прошлым и требуют определённых выводов, а какие непосредственно касаются последствий будущего решения.

Элиезер: «Я озаботился качеством моего сна и приобрёл в интернет-магазине матрас за полторы тысячи долларов, который не подлежал возврату. Он обошёлся мне дешевле матраса, который я уже опробовал в магазине неподалёку. Когда я несколько раз поспал на этом матрасе, я понял, что он не очень удобный. Но я не решался потратить ещё больше денег на новый матрас. Тогда я напомнил себе, что эти полторы тысячи долларов уже не вернуть, но я всё ещё хочу хорошо высыпаться».

4. Как вы поступаете, когда понимаете, что зашли в тупик

А. Если кто-то не согласен с вашей точкой зрения, вы достраиваете предположение оппонента до его логического результата, чтобы убедиться, имеют ли на самом деле эти разногласия право на существование.

Майкл Смит: «Когда кто-то выразил беспокойство о том, что тренинг по развитию рациональности может оказаться простым мошенничеством, я предложил ему представить себе возможные негативные последствия прохождения такого тренинга. Оппонент не нашёл что ответить, и вопрос был исчерпан».

Б. Вы стараетесь проверять любые предположения на практике, чтобы прийти к решению, которое покажется вам удовлетворительным (если оно связано с вашими внутренними противоречиями) или будет одобрено вашими друзьями или коллегами (если проблема обсуждается в группе).

Так был положен конец постоянным спорам о том, как назвать нынешний Центр прикладной рациональности (Center for Applied Rationality). Основатели просто опросили 120 человек, какой из предложенных вариантов названия центра опрашиваемые находят наиболее удачным.

В. Если вы поймали себя на том, что зациклились на определённом понятии, вы мысленно ставите его под запрет, то есть избегаете мыслей о слове, обозначающем это понятие, его синонимах и схожих понятиях. Например, если вы постоянно размышляете о том, достаточно ли вы сообразительны, безрассудна ли ваша подруга, или если вы пытаетесь поступить правильно, то используете этот принцип.

Анна: «Я посоветовала знакомому перестать переживать по поводу того, насколько оправданны его действия или действия других людей. Он ответил, что просто пытался понять, как поступать правильно. Я предложила ему прекратить использовать слово «пытаться» и задуматься о том, как на самом деле работает его мышление и что действительно является для него правильным».

5. Отмечаете ли вы для себя, какие из ваших привычек требуют пересмотра

А. Когда вы решаете, стоит ли подробнее изучить то, что вызывает у вас сомнения, или попробовать что-то новое, вы взвешиваете, насколько в конечном счёте результат этих действий повысит вашу эффективность.

Элиезер: «Благодаря активному давлению со стороны Анны, после нескольких месяцев прокрастинации я наконец-то попробовал писать тексты в паре с партнёром. Оказалось, моя продуктивность повысилась буквально в 4 раза (если считать количество написанных за день слов)».

Б. Вы оцениваете масштабы потенциальных последствий ваших решений: как быстро и как сильно они могут проявиться.

Анна: «Когда мы доверили определённому человеку проведение опроса о выборе названия Центра, я переживала, что кто-то другой из тех, кому не дали такого поручения, может обидеться. Мне пришлось заставить себя мысленно оценить, какова вероятность того, что это действительно произойдёт, насколько сильно мог бы обидеться этот человек и как долго он держал бы эту обиду. Только осознав, что возможные последствия не стоят выеденного яйца, я смогла успокоиться».

Другой пример: человек собирается сменить место работы и беспокоится, что подумают об этом его родители. Чтобы понять, что мнение родителей не должно быть решающим фактором при принятии решения о переходе на другое место, он должен мысленно оценить, как сильно в действительности будут расстроены его родители, если он всё-таки сделает это, как долго они будут привыкать к этому факту и так далее.

6. Легко ли вам менять свои привычки и модели поведения

А. Вы замечаете, когда ваши мысли заставляют вас избегать определённых действий.

Анна: «Однажды я заметила, что каждый раз, когда я нажимаю на кнопку „Отправить“, я представляю себе все возможные негативные ответы, которые я могу получить на это сообщение, либо представляю, что после отправки что-то точно пойдёт не так. Казалось, что, нажимая на эту кнопку, я каждый раз получаю мини-удар электрошокером. Тогда я решила положить конец этим ударам и приучила себя улыбаться каждый раз, когда нажимаю на эту несчастную кнопку. Это помогло мне встряхнуться и перестать откладывать дела, связанные с почтой, на потом».

Б. Вы пользуетесь помощью друзей или другими способами самоконтроля, связанными с коммуникацией.

Анна: «Я пью сок грейпфрута, он помогает моему мозгу работать лучше. По окончании работы у меня осталось немного сока. Я в шутку сказала коллеге, что если не выпью его сейчас, то он испортится. Так я поймала себя на том, что допиваю сок только из жадности».

Элиезер: «Когда у меня были проблемы с бессонницей, я рассказал Анне о том, как я пытался придумать себе оправдания, почему я не могу лечь спать вовремя. Вместе со своим другом Люком я придумал для себя систему, согласно которой в специальном журнале я отмечал плюсиком каждый раз, когда мне удавалось лечь спать в запланированное время, и минусом — когда не удавалось».

В. Чтобы помочь себе сформировать новую привычку, вы используете небольшие поощрения.

Элиезер: «Многие заметили, что я стал гораздо более добрым и милым после того, как несколько месяцев назад взял за привычку награждать себя улыбкой или M&M’s за комплименты другим людям. Я просто решил мимоходом высказывать вслух любые приходящие на ум положительные мысли об окружающих меня людях, и вот к чему это привело».

Анна: «Вчера я заметила, что сделала несколько мелких незначительных заданий, в то время как у меня были более важные дела. Замечать ошибки — это полезная привычка, поэтому я решила награждать себя за это улыбкой или мысленным поглаживанием по голове. Так, вместо того чтобы заниматься самобичеванием, я научилась поощрять себя знаками одобрения».

Г. Вы понимаете, что не обладаете легендарной силой воли, и стараетесь отслеживать, что именно влияет на ваше поведение, и контролировать это влияние.

Аликорн: «Я не интересуюсь позицией политиков по вопросу контроля над оружием, потому что знаю, что очень эмоционально реагирую на обсуждение темы, которую считаю неприемлемой по своей сути».

Анна: «Я платила другу за то, чтобы он заставлял меня ежедневно делать записи в дневнике».

Д. Вы умеете смотреть на ситуацию и себя в этой ситуации со стороны.

Анна: «Обычно я звоню родителям раз в неделю, но последние пару недель я не делала этого. Я сказала себе, что сегодня тоже не буду звонить родителям, потому что я слишком занята. А потом попробовала посмотреть на эту ситуацию со стороны и поняла, что у меня не так уж много дел, а завтра я определённо не стану свободнее».

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник статьи: Checklist of Rationality Habits
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Головизнин
12.09.16 00:13
Полезная статья.