«Дуров» без Дурова. Новая документалка рассказывает обо всём, кроме главного героя
24 апреля в онлайн‑кинотеатре Kion вышел документальный фильм «Дуров», рассказывающий о создателе «ВКонтакте» и Telegram. В этот же день премьера картины состоялась на 43‑м Московском Международном кинофестивале. Снял «Дурова» Родион Чепель — далеко не новичок в неигровом кино.
Например, Чепелю принадлежит авторство документального расследования «Листьев. Новый взгляд». Родион, по его словам, давно наблюдал за основателем «ВКонтакте», который всегда казался ему очевидным героем для документалки.
Авторы, в общем‑то, не скрывают: «Дуров» — это фильм, в котором героя в прямом смысле нет. Павел, ради которого, собственно, всё и затевалось, появляется в кадре только в архивных видео. Всё остальное время за него говорят бывшие коллеги, партнёры по бизнесу, учителя и даже — и это больше всего удивляет — сам режиссёр. Такой ход создатель тут же объясняет тем, что ни один из интервьюируемых не хотел отвечать на вопросы искренне.
На первых порах это подкупает, тем более что в первой трети фильма Чепель действительно пытается анализировать личность Дурова. На «русского Цукерберга» собирают внушительный профайл: как он учился в гимназии при СПбГУ, куда потом поступил на факультет филологии, как ещё в юности отличался болезненным отношением к приватности, любил «Матрицу» и поэтому хотел быть похожим на Нео, что позже проявится в стиле одежды.
Хотел этого режиссёр или нет, но рассказы одноклассников, знакомых и подчинённых постепенно складываются в образ социопата и тирана. Создаётся ощущение, будто Родиону достался герой не из приятных. Тем не менее радует, что создатели хотя бы постарались донести, как сформировались и откуда идут характер и особенности Дурова. На этом этапе наблюдать за расследованием действительно интересно.
Но дальше фильм уходит в сторону войны Дурова с владельцем «Амедиа» Александром Акоповым. Авторы пытаются разобраться, почему пользователи оказались готовы на реальные действия ради мессенджера Telegram. При этом в кадре ни разу не появятся ни родственники, ни близкие друзья Павла — за исключением бывшего топ‑менеджера «ВКонтакте» Ильи Перекопского. Последний годами не давал интервью, поэтому его появление тут подаётся как невероятная удача.
Правда, на деле высказывания Перекопского не добавляют ничего ценного. Комментируя один из самых неоднозначных моментов существования «ВКонтакте» — истории с разбрасыванием пятитысячных купюр из Дома Зингера, Илья просто говорит, что это была шутка пополам с экспериментом. Но как именно это раскрывает личность Павла, не очень ясно.
Проблема картины в том, что она скачет по верхам. Автор вводит в повествование предполагаемую гражданскую жену Дурова и сразу отбрасывает эту тему. Начинает обстоятельный рассказ о закрытии блокчейн‑проекта TON и намекает, будто «русский Цукерберг» и не собирался выполнять данные инвесторам обещания, но на этой ноте тут же замолкает.
Ещё в начале фильма учитель Дурова Георгий Медников упоминает, как в школе тот однажды признался, что хочет быть «интернет‑тотемом». И весь фильм Чепель как будто пытается разгадать, что скрывается за этими словами. Беда в том, что постановщику, кажется, так и не удалось понять своего героя. Поэтому чувства после просмотра остаются смешанные.
Что касается режиссёрского стиля, сказать об этом в целом нечего. Картина выполнена на уровне качественного ролика с YouTube. А основателя «ВКонтакте» изображает аноним в капюшоне, сидящий за ноутбуком, словно герой Рами Малека в «Мистере Роботе». И ближе к финалу это даже чуть‑чуть забавляет.
Фанаты Павла вряд ли почерпнут из картины что‑то новое о своём кумире, а те, кто мимоходом слышал про самолётики из денег и рассчитывал узнать побольше, будут попросту разочарованы. С другой стороны, фильм подойдёт тем зрителям, кто вообще не имеет представления о создателе Telegram и хотел бы с чего‑то начать.
Станьте первым, кто оставит комментарий