«Дюна» — грандиозная экранизация романа Герберта, которую выдержат не все
16 сентября на российские экраны вышел один из самых ожидаемых и обсуждаемых фильмов последних лет. И это не преувеличение. «Дюна», основанная на романе Фрэнка Герберта, будто бы должна объединить буквально всех зрителей. Режиссёр Дени Вильнёв умеет снимать масштабно и красиво, одновременно оставаясь приверженцем сложных и личных историй. В актёрский состав фильма набрали звёзд первой величины. А великий первоисточник обеспечивает внимание со стороны любителей фантастики.
Именно поэтому писать что‑то о новой «Дюне» — довольно бесполезное занятие. Картину всё равно посмотрят все поклонники книги, режиссёра, Тимоти Шаламе, Оскара Айзека и Джейсона Момоа. А с ними и все фанаты большого кино. Предпродажи кинобилетов в России уже бьют рекорды последних лет. И даже на утренних сеансах в четверг районные кинотеатры не пустуют.
И всё же зрителям перед просмотром стоит скорректировать свои ожидания. Ведь именно размах сюжета и слишком навязчивая рекламная кампания, из‑за которой многие считают новую «Дюну» чуть ли не поворотным моментом в кинофантастике, могут стать главной причиной недовольства. Экранизация получилась действительно грандиозной. Но это просто красивый и очень медленный фильм, который ещё и обрывается на полуслове.
Лучшая экранизация, в которую не поместилась книга
Герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек) со своей наложницей леди Джессикой (Ребекка Фергюсон) и сыном Полом (Тимоти Шаламе) прибывает на планету Арракис, или Дюну. Ей правит злобный барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард).
По приказу падишаха‑императора Лето должен сменить своего давнего врага, приняв у него руководство. Но герой догадывается, что планы Дома Харконненов более сложны и опасны. Никто просто так не откажется от власти на Дюне, ведь там добывают специю — вещество, которое делает возможными межзвёздные перелёты.
Однако эта история не о герцоге Лето, а о его юном сыне Поле, который под началом матери развивает в себе необычные способности. Ходит поверье, что он и вовсе должен стать новым мессией. А ещё Полу предстоит унаследовать титул отца. Вот только подросток, одержимый странными снами, сомневается в своём предназначении. Но герою придётся резко повзрослеть, ведь Харконнены задумали предательское нападение.
Ирония в том, что это — пересказ почти всего фильма. Придираться к спойлерам тут будет глупо. Ведь сюжет «Дюны» наверняка знают те, кто читал оригинал, смотрел одну из предыдущих экранизаций или хотя бы бывал в соцсетях, где уже полтора года подробно обсуждают премьеру.
Гораздо важнее, что для масштабной фантастики в картине маловато событий. Конечно, на экране происходит много интересного. Но Вильнёв адаптировал меньше половины книги Герберта. Ровно в тот момент, когда в оригинале начинаются самые удивительные повороты сюжета, в кино пускают титры. Как иронично скажет одна из героинь в последней сцене: «Это только начало».
Настолько медленный темп — проблема не только нового фильма, но и вообще всех экранизаций легендарного произведения. С ней столкнулся Алехандро Ходоровски ещё в начале 1970‑х. Он хотел снять ленту по «Дюне», но сценарий получился на целый сезон сериала. Поскольку о формате Netflix тогда даже и не мечтали, проект свернули. А Джордж Лукас, по слухам, утащил некоторые наработки Ходоровски в свои «Звёздные войны».
Из‑за этого же провалилась версия Дэвида Линча 1984 года. Режиссёру не хватило ни хронометража, ни возможности добавить в действие свой авторский стиль. Успешной экранизацией с натяжкой можно считать лишь мини‑сериал канала Sci Fi 2000‑го. Вот только бюджет проекта не позволил показать и малой части красоты «Дюны».
Упоминание всех предыдущих версий в контексте нового фильма неизбежно. Ведь помимо необходимости соответствовать уровню книги от Вильнёва требуют исправления ошибок прошлых версий.
Добавьте к этому ещё и рекламу, которая перешла все границы дозволенного: в описаниях заявляют, что это «фильм, о котором будет говорить весь мир». И в результате получается какая‑то слишком грандиозная картина, а на её авторах лежит огромная ответственность.
Вот только Дени Вильнёв, похоже, не собирался ничего исправлять и доказывать. Для него экранизация «Дюны» — воплощение детской мечты, как для других визит в Диснейленд. Режиссёр рассказывал, что влюбился в книгу в 12 лет и долго не мог поверить в возможность лично взяться за постановку.
Именно поэтому он позволяет себе превратить фильм на неподъёмные два с половиной часа в знакомство с миром и основными действующими лицами (в «Звёздных войнах» на это выделили бы две минуты улетающего вдаль текста). Вильнёв, видимо, просто не представляет, что кого‑то такая неспешность может утомить. Ему важен каждый герой и каждая сцена. Он даже не пытается разъяснить причины происходящего на экране и само устройство вселенной «Дюны»: все и так должны помнить книгу наизусть.
Но из‑за этого до настоящего экшена доберутся лишь через полтора часа. А Пол и вовсе начнёт меняться только в самом финале. От этого остаётся явное чувство недосказанности: как если бы первая «Матрица» закончилась на моменте пробуждения Нео в реальном мире.
И здесь ничего не поделаешь. Лучше заранее запастись терпением на пару лет вперёд, а пока получать удовольствие от других составляющих фильма.
Экспозиция с небывалым размахом
Фанатичная любовь режиссёра к оригиналу не только заставила его замедлить и без того неспешный темп повествования, но и словно превратила его в большого ребёнка, которому дали почти безграничные ресурсы. Буквально каждый кадр «Дюны» кричит о масштабности постановки.
Но, к счастью, вкус у Вильнёва развит намного лучше, чем у условного Майкла Бэя. Режиссёр не просто нагромождает спецэффекты на экране, а действительно создаёт целые миры. У каждой планеты здесь своя атмосфера, как в погодном, так и в эмоциональном смысле. Дождливый мир Атрейдесов погружает в меланхолию, что создаёт ещё больший контраст с жарой Арракиса. А антураж родины Харконненов будто подсмотрели в дизайнах Ханса Руди Гигера, работавшего с Ходоровски.
Если «Довод» Нолана продвигали как фильм, ради которого стоит вернуться в кинотеатр после изоляции, то работа Вильнёва просто обязана стать лучшей рекламой IMAX. Даже в обычном зале каждое появление гигантского червя вызывает чуть ли не дрожь в коленях. А уж если сесть перед самым большим экраном, то можно просто провалиться в мир песчаной планеты.
На нарисованные кое‑как спецэффекты и костюмы из предыдущих экранизаций сейчас смотреть скорее забавно. Так, в сериале 2000 года черви получились даже хуже, чем в фильме Линча. А Вильнёв на высоте в каждой детали. Например, кажется, что от старта очередного летательного аппарата в зал надует песок с экрана.
Причём режиссёр сохранил так подходящую истории эстетику ретрофутуризма: безумные дизайны космических кораблей соседствуют с дворцами, коврами и почти средневековыми порядками. Ведь недаром в этом мире предпочитают холодное оружие. Хотя о том, что «Дюна» относится не к фэнтези, а к произведениям о технологичном будущем, напоминают постоянно. Например, треском во время драк с включёнными энергетическими щитами, который и при просмотре создаёт ощущение лёгкого удара током.
В этом, кстати, отчасти заслуга не только картинки, но и звука. Саунд‑дизайн в «Дюне» — одна из важнейших составляющих. Режиссёр и в предыдущих своих работах уделял много внимания шумовой части, переплетая её с музыкой лучших композиторов, в данном случае — Ханса Циммера. Последний снова дополняет действие самыми разными мелодиями: от своих любимых ритмичных барабанов (что отлично стыкуется со стуком колотушек) до этнических вокальных напевов.
О проработке костюмов и всевозможных девайсов и говорить не приходится. Лучше всего это заметно по образу барона Харконнена. В предыдущих экранизациях его пытались сделать просто толстым и максимально мерзким — Линч даже добавил ему кожную болезнь. Здесь же это тот самый монстр из книг: гора жира, которая передвигается только благодаря силовому полю.
Он внушает не неприязнь, а почти животный страх. И в этом заслуга мастеров грима, спецэффектов и, конечно, оператора. Грег Фрэйзер если и не получит за свою работу номинацию на «Оскар», то точно удостоится похвал от всех экспертов. Мало кто способен снять совершенно нереалистичные пейзажи и дома настолько живо.
Можно и дальше описывать красоту съёмок в новом фильме. Но лучше просто подвести итог одной фразой.
«Дюна» — это два с половиной часа невероятной визуальной эстетики.
Увы, из‑за всё той же медлительности сюжета фильм не успевает дойти до самых масштабных событий. Зрителей ждёт единственное сражение, и поставлено оно очень круто. А вот на гонки на червях и восстание жителей пустыни — фременов — пока лишь намекают короткими сценами.
Самая дорогая разговорная драма
При всей крутости спецэффектов картина с бюджетом более 150 миллионов долларов во многом завязана не на графике, а на персонажах и диалогах. Это несвойственно для Дени Вильнёва. Если посмотреть на его фильмографию, то у него яркие герои часто оставались молчаливыми: что Кей в «Бегущем по лезвию 2049», что Алехандро в «Убийце». Режиссёр всегда предпочитал раскрывать героев действием.
В «Дюне» же на фоне великолепных декораций персонажи говорят почти бесконечно. И иногда чувствуется, что Вильнёв с этой формой подачи справляется хуже, чем с визуальным рядом. Диалоги начинаются неаккуратно и порой звучат как простая подача информации. До сухости Нолана им, к счастью, далеко, но всё же хочется увидеть больше жизни и простоты.
Значительная часть первой книги Герберта посвящена переживаниям Пола Атрейдеса: юный герой, и раньше чувствовавший себя странным, оказывается в совершенно другом мире. Он ищет себя, общаясь то с родителями, то с различными наставниками. И каждый делится с ним своими знаниями и опытом. Но в романе всё это происходило на фоне политических интриг, а экранная «Дюна» окончательно превращается в то, что в англоязычных странах называют coming‑of‑age drama (буквально «драма взросления»).
Отчасти Вильнёва хочется похвалить за такую смелость. Он даже главный блокбастер года умудрился превратить в очень личное и эмоциональное кино. Такими же были и «Бегущий по лезвию 2049», и «Прибытие». И тут снова нельзя не вспомнить «Довод», где Нолан окончательно отказался от проработки персонажей в угоду концепции.
Но, возможно, именно драматичность окончательно стопорит развитие сюжета: расстановка сил понятна изначально, а Пол весь фильм просто ходит и пытается понять себя. Но одно дело — наблюдать за переживаниями Тимоти Шаламе на фоне летней Италии в фильме «Назови меня своим именем», совсем другое — смотреть, как герой грустно бродит по фантастическим мирам.
Звёзды, которым тесно в кадре
В «Дюне» Вильнёв, подобно Уэсу Андерсону и Адаму МакКею, превращает действие в своеобразный капустник для классных актёров. Знакомые лица мелькают даже на второстепенных ролях: кто‑то на перспективу для сиквела, а кто‑то — чтобы просто порадовать зрителя.
Из‑за этого иногда даже обидно: режиссёр хоть и старается дать хотя бы небольшой выход каждой звезде, но времени катастрофически не хватает. Разве что Джейсон Момоа в образе Дункана Айдахо выдаёт чуть ли не лучшую свою роль. А вот Гурни Халлек в исполнении Джоша Бролина лишь мелькает на фоне, но тоже заслуживает большего.
Кому‑то и вовсе не нашлось места. Например, Зендая, которая весь сентябрь рекламирует «Дюну» на фестивалях, провела на площадке всего четыре дня. В фильме её героиня Чани действительно появляется совсем мало. Причём большую часть времени она просто призывно смотрит в камеру, приходя к Полу во снах.
Хитроумного Фейд‑Рауты — главного помощника барона Харконнена — и вовсе пока нет в сюжете. Неизвестен даже актёр, который исполнит эту роль. А ведь именно ему придётся перебить яркий образ Стинга из фильма Линча. Зато Дэйв Батиста, играющий Глоссу Раббана, как и Скарсгард, становится лучшей экранной версией злодея. Этому персонажу идеально подходит книжное прозвище Зверь.
Но всё это — второстепенные герои. Основное действие сосредоточено на семье Атрейдесов. И тут можно с уверенностью сказать, что выбор Шаламе на главную роль — очевидный успех авторов. В предыдущих версиях и Кайл Маклахлен, и Алек Ньюман казались слишком уж взрослыми и бравыми. А ведь на начало действия Полу всего 15 лет, и после смерти отца герой носит его слишком большое кольцо на большом пальце (у Линча же персонаж как будто специально надевал его на мизинец).
Разумеется, в новой «Дюне» актёр тоже старше своего прообраза. Но не звать же Линклейтера, который будет 10 лет снимать подростка, пока тот не повзрослеет. Тимоти Шаламе в нужные моменты сохраняет образ и повадки неуверенного юнца, которому приходится слишком быстро взрослеть. При желании можно придраться разве что к росту: было бы лучше, если бы Пол смотрел на родителей и наставников снизу. А так он стоит вровень и с отцом, и с Гурни, которого в оригинале вообще называли глыбоподобным. Ситуацию спасает хрупкое телосложение. Кстати, оно не мешает актёру неплохо показывать себя в экшен‑сценах.
А Оскар Айзек превращается буквально в образец аристократичности и благородства. Отметим, что артист в последний месяц буквально захватывает экраны. Ещё совсем недавно он поражал эмоциональностью в «Сценах из супружеской жизни», а скоро появится в «Холодном расчёте» Пола Шредера. Но при этом Айзек не превращается в аналог настолько же плодовитого Дуэйна Джонсона: во всех ролях он разный. Его Лето прекрасно балансирует между силой правителя и искренностью любящего отца.
Что же касается Фергюсон, то она в очередной раз показывает свой талант драматической актрисы. Достаточно увидеть сцену, где леди Джессика приводит Пола на испытание: это моментальное превращение из решительной женщины в испуганную мать, еле сдерживающую истерику.
Разумеется, при таком визуальном ряде «Дюна» держалась бы и без столь удачной и тонкой игры. Но именно эта троица добавляет в историю теплоты, не позволяя превратить сюжет в банальный набор спецэффектов на фоне истории становления героя.
Может показаться, что в тексте перечислено много недостатков картины, которые помешают получить удовольствие от просмотра. Но это не так. Описанные проблемы — не причина пропустить этот фильм или ждать его выхода в цифровом формате, чтобы посмотреть дома. Картина поражает своим масштабом, визуальным рядом и актёрами. На «Дюну» стоит сходить именно в хороший кинотеатр.
Просто лента остаётся в плену многих факторов: сложного оригинала, из которого Вильнёв не собирается выкидывать хоть какие‑то куски, завышенных ожиданий зрителей, наследия предыдущих экранизаций.
Строго говоря, мы сможем понять, насколько удался фильм, только посмотрев продолжениe. Хочется верить, что это случится через пару лет. Благо, Warner Bros. уже заявляет, что окупаемость картины в кинотеатрах не так важна. Учтут и показатели премьеры на стриминговом сервисе HBO Max. Тогда действие сложится в полноценную историю с неспешным развитием, кульминацией и финалом. Пока же авторы дают зрителям самую красивую и масштабную завязку, которая погружает в атмосферу, знакомит с героями и очень быстро прощается.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»
Обзор TECNO Phantom V Fold 2 — самого доступного «фолда»
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи
Как не заскучать на новогодних каникулах: 8 идей для детей и взрослых
Реклама