Стоит ли бояться эффекта Стрейзанд, если вы не блогер и не звезда

Если ваше фото стало вирусным и вам это не нравится, не спешите его удалять.

Как появилось понятие «эффект Стрейзанд»

Возможно, Барбра Стрейзанд хотела бы, чтобы люди помнили только её яркие актёрские работы и исполнение всемирно известных хитов. Но её имя получил феномен, который может испортить чей-то имидж, — эффект Стрейзанд. Это ситуация, когда кто-то хочет незаметно удалить нежелательную информацию из Сети, но эти попытки лишь привлекают к ней дополнительное внимание. Название феномена, как несложно догадаться, возникло из-за действий известной певицы. 

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В 2003 году Барбра Стрейзанд подала иск против фотографа Кеннета Адельмана. Он был автором некоммерческого проекта, для которого фотографировал побережье Калифорнии. Снимки были нужны, чтобы, например, зафиксировать эрозию береговой линии. Адельман выложил в Сеть более 12 тысяч фотографий. Среди них была одна, на которую попал дом Стрейзанд.

Актриса, узнав о публикации фото, обратилась в суд. Согласно документам, которые выложил ответчик, в исковом заявлении она утверждала: картинка, на которой изображён её особняк в Малибу, нарушает приватность и угрожает её безопасности.

Тот самый дом Барбры Стрейзанд. Фото: Kenneth & Gabrielle Adelman / California Coastal Records Project

Стрейзанд через своего адвоката потребовала немедленно удалить фото. Но этот иск привёл к ошеломляющему эффекту. До разбирательства злосчастное изображение открывали всего шесть раз, причём два из них — адвокаты Стрейзанд. Но потом информация о судебном преследовании фотографа стала широко известной. И в течение следующего месяца кадр с особняком просмотрели более 400 тысяч раз — он неоднократно появлялся на порталах известных медиа и разошёлся по Сети. 

Название у феномена появилось через два года — его ввёл в употребление Майк Масник, основатель блога Techdirt. И сегодня об эффекте Стрейзанд вспоминают, когда хотят показать, что попытка скрыть информацию может привести к её мгновенному и очень широкому распространению.

Почему возникает эффект Стрейзанд

Эффект Стрейзанд, похожий на лесной пожар или мгновенное распространение вирусной эпидемии, возникает при совпадении двух условий:

  1. Попавшие в открытый доступ факты грозят скандалом.
  2. Многие пользователи Сети эмоционально воспринимают происходящее и сомневаются, что справедливо скрывать такую информацию. 

Так, в ситуации с домом Барбры Стрейзанд многие вспоминали про свободу слова. И скептически отнеслись к утверждениям, что фото особняка, снятое с высоты птичьего полёта, действительно может помочь злоумышленникам разработать планы ограбления. Ну а так как на картинке не было ни одной приватной детали, пользователи Сети не понимали, почему этот снимок можно рассматривать как вторжение в частную жизнь.

Конечно, огромную роль сыграла известность певицы. Вряд ли такое же внимание привлёк бы дом человека, о котором обитатели интернета никогда не слышали. 

Ещё одна причина появления феномена — активное неприятие цензуры в обществе. Допустим, известная компания пытается удалить правдивые, но негативные отзывы или фотографии некачественного, быстро пришедшего в негодность товара. Тогда в Сети может возникнуть волна репостов и обсуждений, которая не позволяет скрыть неприятную правду, а в итоге помогает добиться справедливости. Например, выплаты компенсации пострадавшему от некачественного обслуживания.

Может ли обычный человек пострадать от эффекта Стрейзанд

Да, порой стать жертвой эффекта Стрейзанд можно из-за нелепой случайности. Причём пострадать могут не только знаменитости, но и обычные люди. 

В Сети регулярно возникают скандалы с невинными фотографиями из отпусков, с корпоративов, дружеских вечеринок или выездов на природу — словом, сделанными в неформальной обстановке. К примеру, учительница проводит отпуск с подругой на море. Та выкладывает в соцсеть фото, где педагог в купальнике находится на пляже. И вдруг картинка становится вирусной. Люди из соцсетей начинают бурно обсуждать: имеет ли право учитель фотографироваться не в деловом костюме, а в бикини? Как посмотрят на это ученики? Не будут ли они во время урока думать не о формулах, теоремах или исторических датах, а о стройной фигуре педагога?

Увидев, что страсти накаляются, подруга учительницы может убрать фото. И спираль скандала выйдет на новый виток: ага, картинку скрыли! Значит, хотят заткнуть нам рот! Не выйдет! Все на борьбу против того, что лично мне и моим единомышленникам не нравится! Сейчас мы покажем, кто тут прав!

Примерно так от эффекта Стрейзанд могут пострадать обычные люди, которые вовсе не хотели ни скандала, ни повышенного внимания к своей персоне. Когда смартфон с фотоаппаратом есть буквально у каждого, в соцсетях могут появиться изображения или видео с участием любого человека. Ну а чувство такта и уважения к чужой личной жизни, увы, знакомо не всем комментаторам в Сети.

Можно ли бороться с эффектом Стрейзанд

Порой это сделать очень сложно, но стоит хотя бы попробовать. Если речь идёт о знаменитостях или крупных компаниях, для нейтрализации эффекта Стрейзанд PR-менеджеры советуют действовать такими способами:

  • Игнорировать ситуацию. Со временем скандалистам надоест обсуждаемая тема и они переключатся на другой свежий инфоповод.
  • Прямо высказать своё отношение к ситуации. Например, извиниться, если сотрудник действительно убрал правдивый, но неприятный отзыв о продукте или обслуживании. И пообещать, что компания всегда будет открыта для обратной связи.
  • Переключить внимание, организовав новый яркий инфоповод. Если речь идёт о знаменитости, то можно сообщить о новых творческих планах. Или даже устроить другой скандал, который не повредит репутации, но заставит забыть о прошлом провале.

Обычный человек тоже может использовать подобные приёмы:

  • Отказ обсуждать неприятную тему. Если вы активны в соцсетях, то можете просто написать, что не сделали совершенно ничего плохого, поэтому не собираетесь оправдываться. И на этом разговор считаете законченным. Подписчикам, которые хорошо вас знают, этого может быть достаточно.
  • Короткий комментарий с изложением собственной позиции. Иногда имеет смысл подробно объяснить, почему считаете, что хейтеры неправы. К примеру, учительница могла бы написать, что загорать на пляже в купальнике — совершенно нормально и право на такой отдых имеют все, независимо от профессии. А обсуждать чужие фотографии она считает дурным тоном. И на этом закончить дискуссию.
  • Новый пост, в котором предлагается интересная тема для обсуждения. После свежей публикации ваше имя будет ассоциироваться у подписчиков не со вчерашним скандалом, а с новыми рассказами о путешествии, размышлениями о жизни или фотографиями красивых мест. Ну а что будут думать остальные люди в Сети, с которыми вы никогда не познакомитесь, — их проблемы.

И помните, что в наше время новая информационная волна начисто стирает следы прежней. И о скандале, который волновал комментаторов вчера, завтра мало кто из них вспомнит. Ведь их внимание полностью захватят новые темы.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александра Козлова
3 часа назад
Умиляет наивность людей, которые до сих пор думают, что из интернета можно что-то удалить