Как с помощью философии разобраться, чему верить, а чему — нет

Философы предлагают минимум два разных подхода к решению сложных этических вопросов.

Представьте, что вы сидите на диване и смотрите телевизор. И вдруг слышите стук в дверь. Это полицейские, которые пришли арестовать вашего любимого человека за убийство. Вас шокирует обвинение, ведь он всегда был ласков и внимателен к вам. Вы просто не можете представить, что этот человек способен совершить такое страшное преступление. Тем не менее улики довольно серьёзные: отпечатки пальцев вашего близкого нашли на орудии убийства. Он всё отрицает и говорит вам: «Я знаю, что ситуация выглядит отвратительно, но я не виноват, верь мне! Если ты мне не веришь, то кто поверит?»

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации: встали бы на сторону близкого человека или сочли бы улики убедительным доводом? Правильного ответа на этот вопрос не существует, но философия предлагает минимум две точки зрения на подобные этические дилеммы: эвиденциализм и прагматизм.

Что предлагает эвиденциализм

Верить — значит принимать что‑либо за правду. А разобраться, где правда, помогают неопровержимые доводы или факты. Именно поэтому некоторые философы уверены, что убедительные доказательства — единственное, что должно определять, во что мы верим. Такая точка зрения называется эвиденциализмом.

Его сторонники будут смотреть на ситуацию как незаинтересованные наблюдатели. Это значит, они поверят объективным доказательствам, а не своим субъективным ощущениям, что близкий человек не виновен.

При этом одни эвиденциалисты считают, что руководствоваться доказательствами необходимо потому, что это наиболее разумный и рациональный подход. Другие следуют за рассуждениями английского философа Уильяма Клиффорда: по его мнению, полагаться на объективные доводы важно ещё и с моральной точки зрения, поскольку они не только помогают нам сделать правильный нравственный выбор, но и позволяют избежать нечестности по отношению к самим себе. Именно её мы и проявляем, когда игнорируем доказательства.

Итак, с точки зрения эвиденциализма мы должны поверить полицейским и признать, что наш близкий человек виновен в страшном преступлении.

Что предлагает прагматизм

Согласно этой философской теории, мы можем верить во что‑то даже при отсутствии убедительных доказательств. Прагматизм предполагает, что в описанной выше ситуации нужно учитывать множество факторов, в том числе шанс, что любимый человек всё же невиновен, а ваш брак даст трещину, если вы усомнитесь в честности супруга. И это не считая его чувств — только представьте, каково это, когда вам не верят даже самые близкие!

Прагматики убеждены, что с учётом всех этих факторов принятие чего‑то при отсутствии доказательств — правильный выбор с точки зрения морали. Всё потому, что такой выбор в наших интересах: он поможет поддержать партнёра и сохранить брак. А значит, в истории с убийством верить скорее нужно близкому человеку, который утверждает, что не виновен.

А вы к чему больше склоняетесь: к эвиденциализму или прагматизму? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Софья Игинова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Пименов
28.05.22 08:37
Изначально Души Людские чужие друг другу. Вы никогда не узнаете, что представляет собой душа вашего близкого-чужого Человека. Так что пусть полиция разбирается. Чем -то помочь... Но веру не стоит трогать. Это не детский сад: веришь не веришь.
Петр Набатчиков
06.10.23 03:48
А еще доказательства могут быть липовыми или ошибочными. Если ты сходу отворачиваешься от близкого человека - нахрен ты тогда нужен в его жизни? Верить и закрывать глаза на факты - разные вещи. А факты еще нужно доказать.
Olga
06.10.23 07:14
доверяй но проверяй)
Alexander Shalnov
06.10.23 09:11
Буду считать, что близкий скорее невиновен, но нужно разбираться - в том числе в том, не ошибка ли это, не подлог и насколько улики, которые выглядят убедительно, убедительны в действительности.