Почему «Чудо-женщина: 1984» — красивый, но пустой блокбастер

Не стоит ждать глубоких идей и сильных впечатлений от фильма, где необычным злодеям не дают толком раскрыться, а яркого экшена слишком мало.

24 декабря в США и некоторых других странах вышел в прокат очередной супергеройский боевик из киновселенной DC. Параллельно «Чудо‑женщина: 1984» появилась и на стриминговом сервисе HBO Max.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В России эта платформа пока не работает, а в кинотеатрах прошли лишь пресс‑показы. До широкого проката фильм доберётся после новогодних праздников — 14 января.

В другие годы сиквел яркой, но слишком уж наивной «Чудо‑женщины» наверняка ждали бы чуть меньше и обсуждали строже — обилие кинокомиксов на большом экране многих утомило. Но в 2020 году фанаты жанра увидели лишь забавных, но максимально проходных «Хищных птиц» и «Бессмертную гвардию», провального «Бладшота» и не менее провальных «Новых мутантов».

Поэтому именно «Чудо‑женщина: 1984» должна стать хоть каким‑то глотком свежего воздуха для всех, кто соскучился по нереалистичным и ярким блокбастерам. С этой ролью фильм вполне справляется, а вот многие детали режиссёру Пэтти Дженкинс не удались.

Максимально светлый и позитивный фильм

С момента действия первой картины прошло почти 70 лет. Диана Принс, она же Чудо‑женщина, всё ещё скорбит по своему возлюбленному Стиву Тревору и старается вести неприметную жизнь. Точнее — она регулярно предотвращает ограбления, вызволяет заложников и спасает прохожих из‑под машин, но пытается оставаться при этом в тени.

В остальное время Диана, которая очень хорошо знакома с древними культурами, работает в научно‑исследовательском центре. Там она и встречает застенчивого геммолога Барбару Минерву, которой принесли для исследования артефакт, якобы способный исполнить одно желание каждого прикоснувшегося к нему.

Вскоре к Диане возвращается Стив странным даже для него самого образом. А тем временем камень попадает в руки властолюбивого Максвелла Лорда, который не намерен тратить единственное желание на мелкие запросы — он хочет мирового господства.

Достаточно посмотреть первые 30 минут нового фильма или хотя бы пару его трейлеров, чтобы понять: «Чудо‑женщина: 1984» — это буквально новогодне‑рождественский подарок. Фильм стал даже ярче и насыщенней, чем первая часть, явно продолжая традиции «Аквамена» и «Шазама» из той же киновселенной.

Галь Гадот в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Первая же сцена во вступлении — флешбэк из детства Дианы на Темискире — превращает действие в аттракцион с неправдоподобной хореографией. В основной части Диана продолжает исполнять невероятные трюки, цепляется своим лассо за молнии, парит в небесах, спасает детей и мило улыбается.

Лучшей экшен‑сценой, конечно, остаётся сражение на дороге, отрывки из которого показывали во всех трейлерах. Безумная постановка со вставками слоу‑мо пришла будто прямо из классических комиксов с их максимализмом.

Но и это ещё не всё. Недаром авторы перенесли действие в одну из самых ярких и модных сегодня эпох американской культуры — восьмидесятые годы. Даже будничные сцены в новой «Чудо‑женщине» блестят и переливаются. Кислотные купальники, броская мода, брейк‑данс, электронная музыка, телевизионная реклама и в конце концов салют — первая половина фильма кажется новогодней ёлкой, которая одним своим видом должна вызывать выплеск эндорфинов.

Галь Гадот и Крис Пайн в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Чтобы добавить ещё больше гротеска, Пэтти Дженкинс использует не слишком честные, зато всегда работающие ходы: показывает преображение Барбары и закидывает в сюжет «попаданца» Стива Тревора. На обоих можно надевать самые необычные и кричащие костюмы, а второму ещё и объяснять все произошедшие в мире перемены, создавая больше комичных ситуаций.

В итоге «Чудо‑женщина: 1984» кажется не просто фильмом‑комиксом про восьмидесятые, она будто сама пришла из этой эпохи. Причём не из времён бёртоновской готичности, а из времён Супермена в исполнении Кристофера Рива и сериала «Чудо‑женщина» с Линдой Картер. Получилось очень позитивно и максимально далеко от мрачного старта, который дал киновселенной Зак Снайдер.

Но есть проблемы с серьёзными темами и экшеном

Однако из восьмидесятых пришёл не только оптимизм. В отдельные моменты кажется, что и в визуальном ряде создатели фильма ориентировались на классику кинокомиксов. Некоторые моменты, особенно те, что происходят в небе, слишком уж напоминают всё те же классические фильмы о Супермене. В современном высокобюджетном блокбастере это выглядит очень грустно.

Галь Гадот в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Ещё печальнее, что при внушительном хронометраже в два с половиной часа на всю картину приходится лишь три действительно масштабные экшен‑сцены. Причём в последней слишком уж чувствуются проблемы со спецэффектами. При домашнем просмотре они, возможно, не бросятся в глаза, но вот в кинотеатре, и тем более в формате IMAX такой грубый подход может разочаровать.

Киновселенная DC уже не в первый раз наступает на одни и те же грабли. Первую «Чудо‑женщину» ругали за слабые спецэффекты; «Отряд самоубийц», помимо прочего, критиковали за финальную битву, в которой злодейка просто стоит на месте. Все эти претензии можно предъявить и новинке.

Чем же занято всё остальное время? В фильме пытаются говорить на серьёзные темы, и вопросы действительно важные и правильные. Минерва, да и сама Диана, постоянно сталкиваются с сексизмом и харассментом. Максвелл Лорд предстаёт типичным бизнесменом, слишком жаждущим власти. Здесь просто невозможно не заметить уже поднадоевшие всем намёки на Дональда Трампа. Но слишком уж хорошо подобная фигура вписывается в идеологию кинокомикса.

Педро Паскаль в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Впрочем, проблема даже не в главных злодеях. Буквально каждый человек в мире слишком одержим эгоистичными устремлениями: от мечты выгнать эмигрантов до желания обладать ядерными ракетами для запугивания враждебных стран. Из такого повседневного эгоизма и строятся мировые проблемы, с которыми даже Чудо‑женщине не разобраться.

Однако в фильме эти вопросы раскрываются самым простым, лобовым способом. Последнюю треть картины Дженкинс будто пытается рассказать зрителю, что быть злым — плохо.

Подобно тому как со смертью Ареса в первой «Чудо‑женщине» внезапно заканчивалась война, в сиквеле все проблемы решаются как‑то сами собой, с обоснованием на уровне детской сказки. Причём известно, что Дженкинс переделывала финал картины. Видимо, Warner Bros. до сих пор считает, что все идеи нужно подавать максимально масштабно и наивно.

Герои стали более неоднозначными и интересными

Это не касается Дианы Принс в исполнении Галь Гадот. Ей добавляют во флешбэке интересную черту, но всё же желание сжульничать в детстве вряд ли можно считать попыткой иначе взглянуть на героиню. Это скорее просто этап взросления.

С другой стороны, в данном случае можно просто вспомнить поговорку «Не нужно чинить то, что работает». Актриса всё так же хороша в образе Чудо‑женщины, а между её героиней и Крисом Пайном, играющим Тревора, чувствуется настоящая химия.

Галь Гадот и Крис Пайн в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

В первую очередь в сиквеле стали интереснее антагонисты. В «Чудо‑женщине» 2017 года Арес представал максимально скучным воплощением зла: он устраивает войны, потому что он бог войны. Максвелл Лорд и Барбара Минерва — гораздо более живые и правдоподобные, в их мотивацию поверить намного легче.

Первый одержим властью, причём у него на это есть причины. Этот закомплексованный неудачник, который широко улыбается с экрана телевизора, на самом деле больше всего боится потерять любовь сына. И Педро Паскаль в очередной раз доказывает, насколько по‑разному он может выглядеть в кадре. Его нервный Лорд с вечно мешающей чёлкой, который так хочет нравиться людям, заставляет моментально забыть и об «Игре престолов», и о «Тройной границе», и об остальных ролях актёра.

Педро Паскаль в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Комедиантка Кристен Уиг в образе Минервы воплощает собой зависть и подавленные комплексы. Причём «Чудо‑женщина: 1984» буквально выворачивает распространённое клише наизнанку. Знаменитые Стив Роджерс и Кэрол Денверс у Marvel тоже выросли из забитых «серых мышек», получивших суперсилы. Но если Капитан Америка и Капитан Марвел из‑за этого становятся главными защитниками добра, то Барбара превращается в злодейку, направляя свою месть на всех подряд.

И даже иронично, что с двумя закомплексованными людьми, которые хотят, чтобы их любили, борется Чудо‑женщина — всесильная полубогиня и нестареющая красавица. Этакая американская мечта наоборот.

Но их просто не успели раскрыть

Как и в случае с экшеном, остаётся только удивляться, насколько нелогично распределены в фильме сюжетные арки. За два с половиной часа о многих героях просто не успевают рассказать. В первую очередь это касается всё той же Минервы.

Галь Гадот и Кристен Уиг в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Чтобы лучше ощутить её перерождение, следовало более подробно и наглядно показать её предыдущую жизнь. Но краткое вступление, где она постоянно лишь мелькает на фоне, не даёт прочувствовать ни её одиночество, ни жизнь в вечной тени других. Может возникнуть ощущение, что всё изменилось просто после визита в магазин.

Причём это ведь не требует слишком большого хронометража. Можно включить «Бэтмен возвращается» Тима Бёртона и посмотреть, как он раскрывает Женщину‑кошку. Знаменитое: «Милый, я дома. Ах, я забыла, что не замужем», — запоминается лучше, чем все долгие рассуждения Минервы.

И даже попытка дополнительно пояснить мотивацию Лорда — мелко нарезанный флешбэк, наполненный страданиями, — добавлена в картину будто в последний момент, чтобы закрыть логическую дыру.

Галь Гадот в фильме «Чудо‑женщина: 1984»

Но самое главное — по ходу просмотра никак не получится избавиться от мысли, что Стив Тревор в «Чудо‑женщине: 1984» не слишком‑то нужен. За его отношениями с Дианой действительно приятно наблюдать. Но в первом фильме он был одной из главных движущих сил сюжета. В сиквеле — превратился в просто функцию, добавляющую нерешительности героине.


В итоге «Чудо‑женщина: 1984» оставляет очень смазанные впечатления. Это снова фильм, в котором буквально не за что зацепиться: персонажи стали интересней, но им не дают раскрыться, а отдельные захватывающие экшен‑сцены тонут в потоке банальных фраз и не слишком эмоциональных затянутых сцен.

Конечно, для тех, кто соскучился по большому супергеройскому кино, картина станет настоящей отдушиной в сильно поредевшем прокате. Но всё же не стоит ждать от неё многого, иначе есть шанс разочароваться. Это просто красивая ёлочная игрушка: яркая, блестящая, приносящая радость — и пустая внутри.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Чудо-женщина: 1984»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Борис Попов
28.12.20 10:17
"Надежды юношей питают" (фольклор)
Алексей Хромов
28.12.20 20:57
Ругать всё подряд, даже не разбираясь, — отличный способ показать свою оригинальность (нет)
Борис Попов
28.12.20 22:42
А если я разбираюсь?... Вы же не хотите сказать, что последние поделки DC греют Вашу душу? Конечно, найдутся поклонники и для вторичного продукта. Мне жалко потраченные на съёмки "этого" деньги. Вряд ли через 10 лет кто-то будет вспоминать этот конвейер. Разве это не Ваши слова "пустой внутри"?... :)
Алексей Хромов
28.12.20 23:17
Последние не греют. А вот на Лигу как раз очень надеюсь, Первые два фильма Снайдера (и большинство остальных его работ) мне как раз греют душу. Тем более полная свобода творчества и четыре часа времени.
Читать все комментарии