12 марта в российский прокат выходит приключенческое фэнтези «Пиноккио» по классической сказке Карло Коллоди. Над картиной работал итальянский режиссёр Маттео Гарроне, широко известный у себя на родине. Ранее он поставил «Страшные сказки» — мрачную экранизацию сразу нескольких средневековых преданий Джамбаттисты Базиле.

Нищий мастер Джеппетто (Роберто Бениньи) вырезает из полена деревянного человечка и даёт ему имя Пиноккио (Федерико Иелапи). Но негодник почти сразу сбегает от своего создателя. Пиноккио нелегко быть послушным, он регулярно идёт на поводу у провокаторов и жуликов и поддаётся различным соблазнам. Больше всего герой мечтает стать обычным мальчиком, но превращение состоится лишь тогда, когда кукла возьмётся за ум.

Честный пересказ без цензуры

Режиссёр и сам признаёт, что идея снимать очередного «Пиноккио» не нова. Ведь сказку уже множество раз адаптировали для экрана (первым на ум приходит, конечно, диснеевский полнометражный мультфильм 1940 года). Но при этом картина Гарроне не содержит ровно никаких постмодернистских переосмыслений, обязательных для большинства современных фильмов по волшебным сюжетам. И этим выгодно от них отличается.

«Пиноккио-2019»
Кадр из фильма «Пиноккио»

Как и предыдущий фильм режиссёра, «Пиноккио» при всей своей красоте остаётся удивительно анахроничным. Если пропускать всё происходящее через призму современных ценностей, можно удивиться: ведь родители и добрые самаритяне (тот же Говорящий Сверчок) далеко не всегда бывают правы, а в учебных учреждениях нередко учат ерунде. Поэтому назидательную нагрузку картины лучше воспринимать как дань классике, а не руководство к действию в XXI веке.

Но в то же время фильм может оказаться бесценной находкой для всех, кто хочет познакомиться с подлинным «Пиноккио», не искажённым цензурой.

Фильм «Пиноккио»
Кадр из фильма «Пиноккио»

Тут нужно сказать, что Маттео Гарроне подходит к экранизациям старинных сказок с ошеломляющей прямотой и не пытается смягчить спорные моменты. Пиноккио натурально проходит все круги ада: его ноги достоверно сгорают в пламени очага, он попадает в желудок рыбы, его даже пытаются задушить. Если в оригинале четыре чёрных кролика обещали положить Пиноккио в маленький гроб за отказ пить лекарство, то в фильме эту сцену воспроизвели не просто дословно, но и настолько до абсурда пугающе и странно, насколько это вообще возможно.

Жуткие и совсем несказочные образы

Двукратный лауреат «Оскара» дизайнер Марк Кулир («Отель „Гранд Будапешт“», «Железная леди») оживил персонажей сказки при помощи искусного пластического грима. Но их облик напоминает то ли чью-то витиеватую фантазию, то ли ночной кошмар. Даже невинные страдальцы-марионетки предстают перед зрителями как зловещие деревянные истуканы, от вида которых в зале наверняка будут поёживаться даже взрослые. Чего уж говорить о других, ещё менее приятных героях.

«Пиноккио-2020»
Кадр из фильма «Пиноккио»

Надо признать, что на широкого зрителя Пиноккио рассчитан в последнюю очередь. Формально ничего запрещённого для детей там нет. Но наверняка обычный ребёнок придёт в ужас от устрашающих человекоподобных физиономий. Депривация сна — это, возможно, самое мягкое, с чем чувствительный юный зритель может столкнуться после просмотра картины.

Фильм «Пиноккио» — 2020
Кадр из фильма «Пиноккио»

Особенно на этот момент стоит обратить внимание родителям, которые планируют пойти на «приключенческое фэнтези» всей семьёй, но видели только афишу. Им особенно важно понимать, что их ждёт вовсе не весёлый «Буратино» и не диснеевская сахарная вата, а довольно брутальная экранизация, максимально нетолерантная к маленькому зрителю.

Контрастно прекрасные локации

Неприглядная меланхолия фильма странным образом сочетается с необыкновенной красотой итальянских локаций. Камера оператора-постановщика Николая Брюэля зовёт зрителя прогуляться по лесной чаще и нырнуть к морскому дну, скользит вдоль залитых солнцем полей и позволяет в деталях рассмотреть аутентичный средневековый город. Концентрация прекрасного настолько велика, что остаётся только удивляться фантазии тех, кто создавал визуальное обрамление картины.

Кадр из фильма «Пиноккио»
Кадр из фильма «Пиноккио»

Причём на контрасте с пейзажами ослепительной красоты гротескные персонажи ещё больше сбивают с толку и пугают. В итоге всё вместе создаёт на экране достаточно странный коктейль, и нельзя однозначно сказать, удалось ли режиссёру соблюсти гармонию между его ингредиентами.


«Пиноккио» сложно рекомендовать всем подряд, но ценителям искусства его следует увидеть точно. Показывать же неоднозначный фильм детям или нет — личное дело каждого родителя. Не исключено, что младшее поколение вовсе не поймёт, что здесь так смущает взрослых, ведь в конце концов детское восприятие куда проще нашего.