Гид по ароматам: разбираемся в парфюмерных группах и советуем, что купить

Рассказываем про духи с запахом лунной пыли, дедушкин одеколон и фужеры в парфюмерии.

Нужно сразу оговориться: единой классификации парфюмерных групп нет. Долгое время индустрия опиралась на Майкла Эдвардса. В ней все ароматы поделены на четыре больших семейства: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждом Эдвардс выделял ещё несколько подвидов. Например, цитрусовые, мшистые, фруктовые. Диаграмма в 1983 году, поэтому в ней не хватает многих современных ароматов — минералов, кожи и других. А ещё сегодня большинство духов нельзя с уверенностью отнести к какой‑то конкретной категории, потому что парфюмеры постоянно экспериментируют и смешивают в одном флаконе множество разных нот.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Среди фанатов парфюмерии популярен сайт Fragrantica — своего рода «Википедия» ароматов. Мы изучили группы, которые представлены на этой площадке, и рассказываем, что купить в каждой категории.

Какими бывают ароматы

Цветочные

Изображение: «Иль де ботэ» / «Лэтуаль»

Пожалуй, самая популярная категория. Она позволяет парфюмерам работать с разными оттенками запахов. Цветочные ароматы могут быть сладковато‑свежими, если на первом плане в композиции стоит сирень или ландыш, густыми и богемными из‑за розы или иланг‑иланга, горькими и бодрыми благодаря бархатцам или чампаке.

Есть стереотип, что все цветочные духи простые, исключительно женские и пахнут чуть ли не дачной клумбой. Это не так. Чистые флористические ароматы, как правило, сбалансированы нотками ягод, дерева, специй и даже минералов, поэтому мужчинам не составит труда найти среди них многогранные и шлейфовые композиции для себя.

Что купить

Фруктовые

Изображение: «Иль де ботэ» / «Лэтуаль»

Большая группа, которая часто идёт рука об руку с цветочной. Производители уважают ноты тропических фруктов, груши и яблока, в эту же категорию включают и ароматы ягод — например, чёрной смородины или земляники. В последние годы благодаря парфюмеру Квентину Бишу и его аромату Fleur Narcotique для Ex Nihilo популярным стало личи. А с Lost Cherry от Tom Ford в тренды ворвалась вишня.

Фрукты и ягоды иногда используют и в моноароматах, то есть таких, где нет сложной пирамиды запахов и ярко выражена только одна нота. Например, у Demeter Fragrance есть варианты с голубикой, дыней, гранатом и апельсином.

Что купить

Восточные

Изображение: «Лэтуаль»

Пусть название не вводит вас в заблуждение. Восточные ароматы выделяют скорее по принципу общего эффекта, а не по запаху душного арабского базара (хотя и такие ноты в них, безусловно, можно найти). Категория получила своё название от ориентальных парфюмерных традиций, где столетиями использовали духи на основе душистых масел, ладана, специй, древесных смол и травяных бальзамов. Современные композиции такие же яркие, многослойные, обволакивающие и всегда оставляют шлейф. При этом по звучанию они могут быть любыми: сладкими, горькими, солёными, пряными и даже с сочной кислинкой.

Сложные восточные композиции нередко вызывают противоречивые мнения, поэтому с ними так любят экспериментировать производители нишевых духов. Например, запах знаменитого Baccarat Rouge 540 у одних ассоциации с сахарными петушками и миндалём, у других — воспоминания о йоде и больничных бинтах.

Кстати, в последние годы в России стали популярны не только ароматы, вдохновлённые восточными традициями, но и творения арабских парфюмерных домов. Amouage, Attar, Rasasi — что‑то из этого вы наверняка уже слышали на коллегах или друзьях.

Что купить

Пряные

Изображение: «Иль де ботэ» / «Золотое яблоко» / «Яндекс Маркет»

Яркие ароматы с характером, которые являются частью более широкой восточной группы. В них отчётливо слышатся душистые специи: чёрный перец, кардамон, кориандр, шафран. Чаще всего такие композиции внегендерные, но в зависимости от доминирующей пряности их можно классифицировать по температуре. Например, ароматы с анисом или имбирём обычно получаются прохладными, а с гвоздикой и корицей — тёплыми.

Что купить

Акватические

Изображение: «Иль де ботэ» / «Лэтуаль» / «Иль де ботэ»

Эта группа включает любые фантазии авторов на тему того, как пахнет вода, будь то море, утренняя роса или кубики льда. Акватические ноты свежие и прохладные, они нередко ассоциируются с чистотой. В природе сырьё для таких духов получить невозможно, поэтому парфюмерам остаётся добиваться ощущения воды, смешивая разные синтетические компоненты. Эта группа широко представлена в массмаркете и люксе, а вот нишевые парфюмеры её особо не жалуют.

Что купить

Древесные

Изображение: «Золотое яблоко» / «Лэтуаль»

Здесь может быть множество вариаций: влажная кора, копчёная древесина, смолистая хвоя, догорающее в недрах камина полено и даже берёзовый дёготь. Ароматы этой группы терпкие, уютные и бархатисто‑горькие, лишь иногда играющие сладковато‑дымными аккордами или дорогим алкоголем.

Обычно парфюмеры используют дерево как подложку, выставляя вперёд более броские цитрусы или специи, но в нише получится найти духи с такими нотами в авангарде.

Что купить

Кожаные

Изображение: «Иль де ботэ» / «Яндекс Маркет» / «Арома бутик»

Косуха байкера, салон статусного авто, а иногда и тихая замша. Нота очень узнаваема, и перебить её чем‑то сложно. И хотя производители умудряются обрамить главный аккорд табаком, смолами, травами и даже ванилью, привычные парфюмерные эпитеты вроде «сладкий‎» или «свежий» этой группе не подходят. Кожа пахнет кожей.

С нотой заигрывают в основном нишевые парфюмеры. Для люкса и тем более массмаркета запах кожи не так выгоден, как, например, цветов или фруктов. Но этот вариант однозначно стоит попробовать, если вы любите что‑то нетривиальное.

Что купить

Зелёные

Изображение: «Лэтуаль»

В этой группе преобладают ноты трав и листвы. Такие ароматы почти никогда не звучат ярко. Они скорее тонкие, прозрачные, с лёгкой свежей горчинкой. Из‑за этого зелень редко бывает самодостаточным акцентом, чаще всего её обрамляют цветами. Но прелесть группы в том, что многие травяные ароматы универсальны и подходят как женщинам, так и мужчинам.

Что купить

Фужерные

Изображение: «Иль де ботэ» / «Яндекс Маркет»

Бокалы тут ни при чём. Фужеры в парфюмерии — родственники зелёных ароматов. Своё название эта группа получила от парфюма Fougere Royale, выпущенного в 1882 году брендом Houbigant. На французском fougère — «папоротник». Чтобы передать впечатление от этого растения, автор аромата, Поль Парке, использовал мох, лаванду, бергамот и кумарин — синтетическое вещество, пахнущее свежескошенной и увядшей травой. К слову, кумарин в итоге стал базовым компонентом фужерных духов.

Ароматы этой группы сами по себе травянисто‑землистые. Но в сочетании с другими нотами могут играть разными оттенками. Например, сладковато‑пряными в паре с восточной и гурманской группой или свежими и чистыми с акватикой и минералами.

Что купить

Шипровые

Изображение: «Иль де ботэ» / «Яндекс Маркет» / Randewoo

Их иногда путают с фужерами. Если последние более свежие и «зелёные», то шипры, благодаря доминирующей ноте дубового мха, — древесные и терпкие. Отдельной категорией они стали в 1917 году после выхода французской туалетной воды Chypre от Coty. Название пошло оттуда же.

Первые шипры были довольно жёсткими, поэтому их долго считали исключительно мужскими ароматами. А на территории СНГ ещё и «дедовскими», хотя тот самый знаменитый советский одеколон был клоном французского Chypre. Сейчас такие ядрёные варианты уже не выпускают. Парфюмеры стараются оттенить ноту мха цветами, фруктами и более свежей зеленью, поэтому в этой группе много женских и унисекс‑композиций.

Что купить

Гурманские

Изображение: «Иль де ботэ» / «Randewoo» / «Яндекс Маркет»

Нетрудно догадаться, что ароматы этой группы напрямую связаны с запахом еды. Как правило, они сладкие, тёплые, уютные. Гурманские монопарфюмерия и массмаркет довольно просты для восприятия. В них можно услышать сахарную вату, шоколадное печенье, ягодный пирог, сливочный крем, мёд или солёную карамель. Сложнее обстоят дела с нишевой гурманикой. К ней относится, например, Black Orchid от Tom Ford. Здесь ароматы шоколада и пачулей в основе смешаны с запахом трюфельных грибов. С такой комбинацией сможет подружиться далеко не каждый покупатель.

А ещё к этой группе относят алкогольные ноты. Явно чувствуете в аромате пряный ром или густой портвейн? Значит, с большой вероятностью перед вами гурманика.

Что купить

Минеральные

Изображение: Lamoda / «Золотое яблоко»

Пожалуй, самая молодая и интересная группа. Её ароматы отличают ноты неорганических веществ. Это могут быть песок, бетон, мел, металл, почва, соль, нефть и даже лунная пыль, как в Moon Dust от MiN New York. Оттенки определить непросто, потому что все они — результат парфюмерных экспериментов с синтетическими компонентами. Минеральные ноты — сухие, прохладные, тонкие. Но в сочетании с аккордами других групп могут звучать шлейфово, а порой и чересчур навязчиво.

Что купить

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Undi Cham
30.07.23 13:58
вот за такие статьи я люблю лайфхакер.
Sophia Kotova
30.07.23 19:57
О, если про море то несомненно нужно учесть Orto Parisi Megamare
Аринушка
31.07.23 05:25
Спасибо. Отличная классификация!