Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🎄 Ёлка Лайфхакера
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Здоровье
5 октября 2017

Опасно ли курить кальян

Лайфхакер выясняет, правда ли кальян — невинное удовольствие.
Фото автора Анастасия Пивоварова
Анастасия Пивоварова

Автор Лайфхакера

Опасно ли курить кальян

Кальян — устройство для курения с гибкими трубками, в котором дым от табака проходит через жидкость, а уже потом отправляется в лёгкие.

Обычно в кальяне используют ароматизированный табак и древесный уголь, который поджигает листья. Но поскольку кальян — прибор относительно сложный, его неоднократно модифицировали.

кальян

Например, придумали смеси для курения, в которых нет никотина (особенно это помогло после принятия закона об ограничении курения в общественных местах), а в качестве топлива не всегда используют уголь — его заменяет нагревательный элемент на батарейках. По сути, это вейпы в форме кальяна — электронные устройства для употребления никотина и ароматических смесей.

На самом деле неважно, что именно курить, потому что курить вредно.

В кальяне есть никотин

Если на сигарету человек тратит несколько минут, то с кальяном так быстро не расстанешься. Курить кальян каждый день (а один «подход» длится от 20 до 80 минут) — всё равно что выкуривать 10 сигарет. Никотина в организме останется столько же.

И если никотин в сигарете ещё можно посчитать, то с кальяном это сложнее в силу того, что количество табака в одном конкретном кальяне и длительность курения никак не регламентированы, да и сами кальяны никак не стандартизированы: на размеры чаш и труб регламента нет.

Одна сигарета — это примерно 12–15 затяжек, а час кальяна — примерно 200. Попробуйте посчитать, сколько раз вы затягиваетесь, когда курите кальян, и узнаете, сколько сигарет у вас в лёгких.

Из‑за никотина кальян не помогает бросить курить: люди с зависимостью получают свою дозу, а люди без зависимости начинают чувствовать никотиновый голод.

От кальяна больше дыма

Никотин не единственное опасное вещество в кальяне. Дым содержит и другие примеси, вредные для здоровья. Например, угарный газ, который образуется при сжигании угля, металлы, формальдегид, ацетальдегид, бензол — больше 27 канцерогенных веществ.

Дым проходит через воду, которая должна очистить его. Поэтому из‑за водяного пара концентрация многих опасных веществ в кальянных облаках слабее, чем в сигаретном дыме, но они там всё же есть. Вода — это не промышленный фильтр, примеси остаются и поступают в лёгкие. Тот же никотин фильтруется меньше чем на 5%. Свою роль играет и количество дыма.

От одного кальяна лёгкие прогоняют через себя около 90 000 мл дыма, от сигареты — 500–600 мл.

Кстати, для пассивных курильщиков этот дым так же опасен, как и для тех, кто курит. Просто так постоять рядом с кальянами — всё равно что тоже немножко покурить.

Хотя некоторые исследования утверждают, что кальяны в разы менее опасны, чем сигареты, это ещё не значит, что они вовсе не угрожают здоровью. В этом вопросе исследователи скорее сходятся во мнениях: если курить кальян долго, на протяжении нескольких лет, последствия будут сильно так себе.

От кальянов появляются болезни

Кальянный дым в долгосрочной перспективе влияет на организм так же, как сигаретный. Он вызывает множество заболеваний, риск возникновения которых у курильщиков намного выше, чем у тех, кто ничем не балуется:

  • Заболевания сердца и сосудов. Именно из‑за них люди в мире умирают чаще всего. Курение сужает сосуды, из‑за этого повышается давление, в сердце не поступает кровь, то есть приходят гипертония и ишемическая болезнь сердца.
  • Рак. Кальяны повышают риск рака лёгкого, полости рта, желудка и даже мочевого пузыря.
  • Инфекции. Вирусы, бактерии и грибковые инфекции прячутся в трубках, а когда курильщик делает вдох, то пар их подхватывает и доставляет сразу в рот, бронхи и лёгкие, даже если использовать одноразовый мундштук. Кроме того, верхние дыхательные пути хуже сопротивляются другим инфекциям.
  • Последствия для будущих детей. Кальян нельзя беременным, потому что у женщин, которые курят, дети рождаются более слабыми и меньше весят.

Кальяны без никотина тоже опасны

Даже если в смеси для кальяна нет никотина, в ней есть дым. А если не дым, то пар, как в электронных сигаретах, в котором есть глицерин или пропиленгликоль. Вопрос о вреде электронных сигарет и безникотиновых смесей мы уже поднимали. Вкратце ситуация такая: исследований ещё мало, но уже понятно, что такое курение небезопасно.

Что это всё значит для нас? Если курить кальян на постоянной основе и думать о здоровье, надо завязывать или хотя бы курить пореже и поменьше. А если на вечеринке приходится выбирать между сигаретой или кальяном за компанию, то лучше выбрать танцпол.

Читайте также
🧐
lifehacker.ru
Как сочетаются курение и тренировки
Электронное курение приводит к смертельной «попкорновой болезни лёгких»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

42 отличных товара, которые часто покупают на AliExpress

36 отличных товаров, которые часто покупают на AliExpress

5 samyh populyarnyh vneshnih akkumulyatorov s AliExpress

5 самых популярных внешних аккумуляторов с AliExpress

Кроссовки от Golden Camel

Надо брать: качественные зимние кроссовки от Golden Camel за полцены

10 muzhskih zimnih kurtok so skidkami do 64%

10 мужских зимних курток со скидками до 64%

У этого шуруповёрта тысячи восторженных отзывов на маркетплейсах

У этого шуруповёрта тысячи восторженных отзывов на маркетплейсах

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары 2025 года

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары 2025 года

Апельсиновая Альфа-карта

Забираем дебетовую карту с кешбэком 7% и 5 000 баллов в «Пятёрочке»

5 товаров для безопасной прогулки с собакой зимой

5 товаров для безопасной прогулки с собакой зимой

Это интересно
Что делать, если ваш сайт упал: пошаговая инструкция для предпринимателей от Т2

Что делать, если ваш сайт упал: пошаговая инструкция для предпринимателей от Т2

Реклама
Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов

Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов

3 возможности сервиса «Сократик», которые помогут сделать презентацию за 15 минут

3 возможности сервиса «Сократик», которые помогут сделать презентацию за 15 минут

проигрыватели на разный бюджет

Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет

Комментарии
Николай Шиганов
05.10.17 20:04|изменено
Нет.
Максим Суховий
05.10.17 20:06
Статью писал капитан очевидность
Gosha Zhukov
05.10.17 20:09
я не курю вообще
Максим Чудов
05.10.17 20:12
Древнейшая инфа. Даже на википедии свежее. Если реально про вред узнать хотите, вот пара видосов:
Алексей Кузнецов
05.10.17 20:31
Автор этой статьи очень поверхностно изучил КАЛЬЯН . Никотин вреден ? ДА ! Глицерин или пропиленгликоль вредны ? ОНИ " СЪЕДОБНЫ " ! Вопрос воздействия на легкие человека пока не изучен ! НО причем тут упомянут КАЛЬЯН при всем его разнообразии " кальянного меню " НЕ ПОНЯТНО . Давайте вспомним баньку/сауну с травами / эфирными маслами . Тоже вредно ?
Алексей Пономарь
08.10.17 05:31
Страсть как люблю поесть глицерина, очень полезно.
Айк Степанян
18.07.18 13:08
Его в еду добавляют
Родион Салманов
05.10.17 20:40
Кальян вреден !!! По сути курящий курит угарный газ от углей, который вызывает кислородное голодание мозга.
Eugene Metlyaev
05.10.17 23:22
Кладите угли на специальную штуку без отверстий снизу (все время забываю как она называется) или используйте электронагреватель.Заметим, что табак в кальяне, если верно уложен, не горит. Он тлеет, а точнее по большей части тлеет сироп.
Cosmo Cosmo
07.10.17 09:38
клауд называется, не представляю, как можно делать кальян без него)
Максим Чудов
06.10.17 09:17
Вы вдохнёте в разы больше угарного газа просто постояв рядом со включенной газовой плитой. И что-то я не вижу, чтобы кто-то против плит воевал.
Nosok
05.10.17 21:05
Час кальяна - 200 затяжек. Хочу увидеть автора, сидящего с кальяном в этом режиме. Это затяжка каждые 20 секунд? Выдыхать будем?:-)
Алексей Пономарь
06.10.17 07:34
Не осилили прочитать внимательно, да?
Литвина Ринатова
06.10.17 11:08
Дословно: "Одна сигарета — это примерно 12–15 затяжек, а час кальяна — примерно 200". В часе 60 минут, в минуте 60 секунд. 60*60=3600 секунд разделить на примерно 200 затяжек 3600/200=18, т.е. примерно каждые 20 секунд затяжка. И за что Вы человека оскорбляете?
Nosok
06.10.17 15:18
Цитирую: Одна сигарета — это примерно 12–15 затяжек, а час кальяна — примерно 200. Попробуйте посчитать, сколько раз вы затягиваетесь, когда курите кальян, и узнаете, сколько сигарет у вас в лёгких. округляем до 180 в час и получаем затяжку каждые 20 секунд. Я так понимаю автор осилил?
Алексей Пономарь
07.10.17 15:47
Не считайте за оскорбление, но стоит все же переходить по ссылкам, если сомневаетесь в написанном. На циферке 200 есть ссылка, там подробно со ссылками описана методика измерений. Для тех, кто считает, что одна затяжка раз в 18 секунд – нереально, добавлю, что кальян не обязательно курить как сигарету, длинными затяжками с выпусканием дыма.
Sergiy G.
05.10.17 21:09
Давайте тогда не будем есть чипсы, они же вредные (а ведь картошка!). Давайте перестанем пить кока колу! Она же вредная! И плевать что соки дорогие и вода из под крана опасная! Давайте не будем есть кулинарные шедевры, а будем смотреть как едят другие и будем покусывать свою капусту! Вредно же! Будем жрать капусту и качать бицуху попивая протеин.
Nosok
05.10.17 21:50
Тогда бросаем кушать и дышать. Это тоже весьма вредно. Чистый воздух дорог, как и еда.
Sergiy G.
05.10.17 21:52
Да ты что, чистого воздуха почти не осталось. В нем есть вредные вещества, точно тебе говорю! А еда полна ГМО, ага!
Nosok
05.10.17 22:18
А что ж мы курим тогда?!
Sergiy G.
06.10.17 00:43
Пердёжь. Он наверное полезный, но наличие углекислых газов в составе пугает.
Nosok
06.10.17 01:03
та не, после гороха там много другого газа.
Sergiy G.
06.10.17 12:56
Слезоточивого?
Семен Аронов
05.10.17 21:47
В сигаретах основной вред несет ни никотин а продукты горения папиросной бумаги.
Nosok
06.10.17 01:04
Это смотря что в ту бумагу замотали:-)
Артур Волохов
05.10.17 23:08
Лично я не курю и гипотетически мне глубоко пофиг, но на мой взгляд статейка ТУПО направлена на борьбу с курением. Взять хотя-бы утверждение о том, что табак сгорает. В кальяне табак не горит, а под действием тлеющего угля испаряется. Когда после употребления чистят кальян, то извлекают еще влажную смесь. В таком духе и вся остальная инфа в этой статье. ИТОГ: я не хочу сказать, что кальян полезен для здоровья, однако не нужно страшилки высасывать из пальца...?
АЛЕКСЕЙ ЧЕРНОВ
05.10.17 23:14
Интересно, если кальян это как 200 сигарет, то любой сразу бы загнулся! Имхо бред. Попробуй выкури 200 сигарет... точно помрешь сразу. Хотите сказать кальян этому соответствует?
Анастасия Пивоварова
06.10.17 07:10
Вам дым мешает рассмотреть, к чему относится цифра 200?)
Алексей Пономарь
08.10.17 05:28
«Одна сигарета — это примерно 12–15 затяжек, а час кальяна — примерно 200.» 200 затяжек, не сигарет.
Илья Лебедев
06.10.17 01:56
Статья - полный асбурд. Посмотрите видео JohnCalliano про вред от кальяна. Там наглядно показывают, в чем вы не правы.
Асыл Ержанулы
07.08.20 14:18
Редакция посмотрите пожалуйста это видео https://youtu.be/ciWRj47bXE8
Alex Ponomar
07.08.20 15:08
В видео сказано, что курить кальян – вредно. В целом, все видео построено по принципу «я кальянщик, я так вижу». Никаких ссылок на исследования, доказательная база отсутствует.
vasya Guskuskudu
06.10.17 02:56
>>последствия будут сильно так себе Не смог понять, что написано. Последствия будут сильными или так себе?
Джон Ленин
06.10.17 06:14
Курите на здоровье! Освобождайте место для жизни))))))других.
Аноним Н
06.10.17 08:34
Автор как-бы говорит нам:"курите сиги - это как кальян, только мне платят за их скрытую рекламу"
Алексей Пономарь
06.10.17 09:43
Как бы не говорит.
Анастасия Пивоварова
06.10.17 09:57
«На самом деле неважно, что именно курить, потому что курить вредно» — сказал автор.
Литвина Ринатова
06.10.17 11:08
Зачем же Вы такое (скрытую рекламу в адрес неопределенного количества табакопроизводителей) приписываете автору? Нет такого, не передергивайте :)
Ринат
08.10.17 03:28
Статья уровня сплетен бабушек из первого канала. Где научные публикации? Ну да ладно, давать реальные пруфы на научные работы это не в моде Ру СМИ как и Ру интернета, остается порядок странностей: 1."Больше дыма потому вреднее" -> бред чистой воды, вначале не дым, а пар т.к. угли не прикосаются к табаку, они выпаривают табак 2.Никотин и так вырабатывается в организме человека и служит для пищеварения, так что если и получишь передазировку никотина то у тебя закружиться голова и ты перестанешь курить, а организм войдет в норму через часа 2, в худшем случае через 6 часов 3.В кальяне "вода" не служит фильтром, а служит как охладитель пара, для очистки "тяжелых" веществ служит шахта и шланг на выходе, там в основном остается глицерин и пропиленгликоль и да, оба этих компонента там пищевые, вы их употребляете каждый день в пище и не какого вреда они не несут 4. В табаке, как в кальяном так и в трубчатом не используется смола(в дещевых за 15 рублей в расчет не беру т.к. табаков очень много и куча хреновых, потому не стоит брать неизвестные бренды), а смола это один из главных компонентов вреда от сигарет, ну и да, в сигаретах так-же нет фильтрации как таковой + горение бумаги + другой десяток или сотня тяжелых металлов в этой статье это не упоминается, в стиле первого канала. И это малый список, все можно найти, походу лайфхакеру денежку дали за такой низкокачественный антипиар, хотя немного опоздали т.к. хайп на кальяны давно пропал, было бы логично про вейпы говорить, ведь там еще больше пара, получается вейпары тысячу сигарет выкуривают? По такой логики все мы как вейперы так и кальяншики давно должны умереть :))) Да и потом, нет не одной зафиксированной смерти именно от сигарет, кальяна, вейпа и т.д. любых табачных продуктов, да, скажут что "курени увеличивает шансы появление рака, грибка стопы, импотенции и т.п. бред", это бред не обоснованный не на чем, а если человек который курить всю жизнь и доживает до 90 лет, то "ему повезло", т.е. абсурд полный, в одной из научной статьи вроде из унивирситета Беркли говорилось что курение сигарет с 18 лет и до 50 увеличивает шанс возникновение рака на ..... 0.003% , это страшно не правдо ли? Да и то они потом извинились т.к. не возможно это оценить, никотин до сих пор не доказан что хоть как-то вреден, лишь споры имеются разных ученных по этому поводу, но исследования не доказали и не опровергли вред или безвредность, знаете почему? Да потому что куча факторов влияет, сердечникам и людям у которым есть проблемы с давлением явно не советуется т.к. курение повышает давление в крови и увеличивает работу сердца, но это не вина сигарет если такие люди умирают, а вина людей которые не смотря на проблемы с здоровьем делают то что им запрещенно как и пить кофе, энергетики, крепкий чай и т.п. Статья полный абсурд, 0 объективности. Угарный газ он отравляет организм, но организм легко восстанавливается от него, как и люди нормально живут после пожара в доме надышавший дыма, организм легко восстанавливает работу после подобного рода отравления. Курение вредно тем у кого проблемы со здоровьем, как и пить кофе и т.п. вредно, но это не глобальная проблема. Сам курю кальян более 5 лет, легкие и бронхи чистые, давление нормальное, зубы не желтые, ногти тоже, живой и здоровый и у меня малый "стаж", мои товарищи по работе курят уже более 15 лет с тех времен когда о этой "культуре" не кто и не слышал практически, для меня это показатель, как и мой отец который курить сигареты с 14 лет и уже за 50 лет ему и проблем так-же 0, не с легкими, не с одной части организма, магия? Да нет, просто СМИ у нас без грамотное. Наш организм довольно сложная, но знаю то что у легких очень высокий уровень восстановления и для него не проблема справится с "бытовыми" проблемами, да и врач тоже самое сказал.
Alexey Golovkin
13.10.17 05:36
столько букв, а смысла - ноль. ты говоришь приведите мне пруфы, но сам делаешь смешные заявления и ничем их не подкрепляешь, про кальян я согласен во многом с тобой, однако воздействие сигарет уже отлично изучено, кратко: 1. Табак убивает до половины употребляющих его людей. 2. Риск развития рака легких у курящих всю жизнь 30%. 3. 85 % злокачественных опухолей легких от сигарет. пруфы 1 - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs339/ru/ 2,3 - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3864624/ больше никогда не распостраняй подобную дезинформацию! рак это страшно(почитай если не в курсе)
Александр Чеботаев
12.10.17 18:53
Ж-журналист. Просто подмена понятий и фактов. Статья уровня 2001года где писали что 1 кальян это 100 сигарет. Не стыдно такое публиковать?
Алексей Пономарь
12.10.17 19:15
К — комменатор. Приведите свои аргументы со ссылками на источники.
Alexey Golovkin
12.10.17 19:35
Вот вам тремя комментариями ниже привели пруфы, от Максима Чудова сообщение, там три видео - ознакомьтесь. Статья в духе этого сайта, главное броский заголовок, и количество кликов.
Алексей Пономарь
13.10.17 05:35
То есть нет, не вредно курить кальян по-вашему? Три непонятных чувака из ютуба сидят и курят кальян, и это достовернее, чем научные исследования? Замечательно.
Андрей Проскурин
23.12.18 22:30
Любой вид курения вреден. Только каждый вреден по своему. Как по мне, самый вредный вид это сигареты или марихуана. Кальян один из наименее вредных видов, но тем не менее.
Vladimir Slesarev
05.06.19 13:45
«Опасно ли ходить по краю пропасти ?»
Нас часто спрашивают
Что делать при алкогольном отравлении
Что делать при алкогольном отравлении
0
1 января
Здоровье
Ликбез
Как избавиться от похмелья: исчерпывающее руководство
Как избавиться от похмелья: исчерпывающее руководство
0
1 января
Здоровье
Ликбез
Предусмотреть всё: 5 причин оформить онкостраховку
Предусмотреть всё: 5 причин оформить онкостраховку
16 декабря 2025
«Горящая изба»
Здоровье
Научный журналист Ирина Якутенко рассказала Лайфхакеру, почему не всегда можно доверять сигналам тела
Научный журналист Ирина Якутенко рассказала Лайфхакеру, почему не всегда можно доверять сигналам тела
0
12 декабря 2025
Здоровье
Новости
7 полезных привычек для контроля и профилактики диабета
7 полезных привычек для контроля и профилактики диабета
1 декабря 2025
«Горящая изба»
Здоровье
Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку
Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку
0
28 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
Профилактика диабета: как повысить свои шансы не заболеть
Профилактика диабета: как повысить свои шансы не заболеть
0
27 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле
24 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
3 фактора, которые влияют на качество вашего сна
3 фактора, которые влияют на качество вашего сна
0
24 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
5 ошибок в уходе, которые могут испортить капы, элайнеры и другие съёмные ортодонтические конструкции
5 ошибок в уходе, которые могут испортить капы, элайнеры и другие съёмные ортодонтические конструкции
21 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
Как ядерные технологии используют в медицине и производстве еды
Как ядерные технологии используют в медицине и производстве еды
19 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
Рак груди во время беременности: что нужно знать
Рак груди во время беременности: что нужно знать
0
12 ноября 2025
Здоровье
Здоровье
Как работает алкогольная зависимость: три этапа порочного круга
Как работает алкогольная зависимость: три этапа порочного круга
0
29 октября 2025
Здоровье
Здоровье
3 факта о продуктах «ФрутоНяни», за которые их ценят родители малышей
3 факта о продуктах «ФрутоНяни», за которые их ценят родители малышей
0
20 октября 2025
Здоровье
Здоровье
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться
17 октября 2025
«Горящая изба»
Здоровье

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Mike20 минут назад

0 / 0

Ну я недалеко территориально от России и у нас это тоже не прижилось. Не прижилось - это я имею ввиду, что не является ежедневным блюдом в отличие от, например, кофе, бутербродов, каш, макарон, котлет, супов и тп. Запад сейчас не такой уже либеральный. В США запретили недавно аборты, прикрутили однополые браки и борятся с мигрантами. Трамп врет каждый день и прижимает прессу, которая его на этом пытается поймать. И американцам плевать. Так что не такие уж это и ценности. С другой стороны, если за свободу слова и курение травки не наказывать... Думаете россияне выйдут на митинги? :) А на геев, я думаю, кроме геям, всем плевать. Что европейцам, что американцам, что русским. Это очень удобнодекларируемые убеждения, которые не требуют никаких действий в реальной жизни среднестатистического гражданина. В отличие от например реальных ценностей вроде саморазвития для чего люди 4-5 лет страдают в университетах. Или те же дети, с которым страданий еще больше и они еще дольше. Да в России исторически и территориально смешались кони-люди и культуры еще со времен монгольского ига. Но последние лет 400 западная тенденация отчетливо видна. Недаром еще Иван Грозный род вел свой от Кесаря, а не Чингиз хана ))
The Guardian включила «Иронию судьбы» в топ-13 лучших новогодних фильмов
Аватар автора комментария
Константин Геннадьевич1 час назад

0 / 0

Мне тож интересно
«Для меня секс и семья — разные вещи». Почему люди выбирают отношения без интимной близости
Аватар автора комментария
Оксана Запевалова6 часов назад

0 / 0

Ссылка рабочая, ведет на товар
Надо брать: качественные зимние кроссовки от Golden Camel за полцены
Аватар автора комментария
Дмитрий Косенков7 часов назад

0 / 0

тоже купил две чугунных сковороды разной формы - плоская и сотейник. мне нравится, я люблю как по старинке картохи с лучком на шкварках нажарить и трескать ее прямо со сковороды. с современными люминивыми и с покрытием так не получится - нельзя по ним ложкой шкрябать - покрытие царапается. с чугунием все норм, если и царапается, то незаметно. минус только один - посудины большие и толстостенные, каждая посудина под 6 кг весом - жена не может поднять, даже двумя руками, даже пустую ))). зато остальное плюсы, не пригорает (на даче прокаливал, воняло даже на улице заметно) дома решетка на газу чуть кривовата, легкие сковороды бренчат, не держаться, крутятся. чугуний вроде норм. ну и для меня плюс, можно при готовке тоже шоркать железной лопаткой. силикон не люблю, гнется, слабый.
Как выбрать сковороду и не прогадать
Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов

Добро пожаловать в научную фантастику! Как технологии меняют современные компании и жизнь их клиентов

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях