Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Советы
14 ноября 2013

Inception или как засеять человеку в голову идею

Фото автора Ирина Баранская
Ирина Баранская

alt

Для того чтобы человек сделал что-то с удовольствием, он должен быть уверен в том, что сам так решил или придумал. Есть люди, которые хорошо в этом разбираются. И благодаря им в вашем доме появляются все те странные и ненужные предметы, а в гардеробе — вещи, которые мы никогда в жизни не надели бы на себя. И мы делаем то, что вроде бы и не собирались.

Благодаря фильму «Inception» можно подумать, что посеять свою идею в чужую голову так, чтоб она показалась родной, очень сложно. Но на самом деле сделать это гораздо проще, просто действовать нужно более тонко, чем мы привыкли!

Если вы заметили у себя новую сковородку с новым покрытием, хотя ваша кухня девственна, записались на какие-то курсы или радостно поддерживаете идею, за которую вчера вы бы ни за что и никогда не проголосовали, значит над вами уже кто-то поработал.

Реверсивная психология

Искусство засеивать свои идеи в чужие умы называется реверсивной психологией.

Реверси́вная психоло́гия («психология от обратного») — термин, описывающий психологический феномен, при котором воспитание, пропаганда или склонение к определенному действию вызывает реакцию прямо противоположную предполагаемой (оппозиция или противодействие).

Особую популярность это направление приобрело в 90‑х годах, и основная проблема заключалась в том, что многие люди относились к ней слишком просто, путая реверсивную психологию с пассивно-агрессивным поведением. Это как сказать человеку, которого вы хотите убедить не прыгать с парашютом, что вам абсолютно наплевать на то, что он решил рисковать своей жизнью. Ну да… пусть хоть шею свернет, ему же хуже будет, а вы предупреждали, правда?! 

Это как сказать человеку, которого вы хотите убедить не прыгать с парашютом, что вам абсолютно наплевать на то, что он решил рисковать своей жизнью. Ну да… пусть хоть шею свернет, ему же хуже будет, а вы предупреждали, правда?!

Это очень грубый подход! Если вы действительно хотите убедить человека или заставить его сделать что-то, что больше нужно вам, а не ему, вместо топора нужно использовать алмазный резец! Здесь нужна гораздо более тонкая работа. К примеру, вы хотите сделать так, чтоб ваш сосед помыл посуду. Обычно мы либо напрямую просим, либо идем, вздыхая и кряхтя, и демонстративно гремя тарелками, начинаем их мыть. Этот вариант кроме раздражения ничего не вызовет. К тому же таким поведением вы как бы намекаете на то, что кто-то из вас лентяй и грязнуля. Как сделать так, чтобы человек сам захотел все сделать? Можно сказать что-то вроде: «Слушай, мне так надоело мыть посуду, что я хочу начать пользоваться одноразовой посудой и собираюсь в магазин! Правду круто?! Если ты тоже хочешь, дай мне денег и я куплю для тебя несколько наборов». Вы обошлись без обвинений и при этом заставили соседа задуматься об альтернативах. Если его не устраивает одноразовая посуда, ему придется мыть стандартную.

Ходим вокруг да около

Для того чтобы заставить кого-то сделать то, что ему не нравится, нужно сделать так, чтобы он подумал, будто бы это была его идея. Это основное правило, которое особенно часто используют продавцы. Но об этом гораздо проще говорить, чем сделать. В этом случае вы должны подходить к засеиванию идеи так, как будто вы собрались разгадывать тайну. Медленно, но верно вы должны подсовывать вашей цели целую серию зацепок. И делать это до тех пор, пока нужный вам вариант решения не станет очевидным. 

Главное не торопиться, соблюдать осторожность и быть последовательным, иначе ваше желание навязать свою идею станет слишком очевидным.

Продаем подешевле

«Продать» идею подешевле — это еще один способ засеять свою идею в чужую голову. Это другая, менее агрессивная версия реверсивной психологии. Допустим, вы — продавец. Вы продаете жесткий диск на 250 ГБ, 500 ГБ и 1 Тб. К вам в магазин пришел покупатель с намерением купить то, что ему нужно, и при этом потратить как можно меньше денег. Все покупатели хотят этого — купить идеальный вариант практически задаром. Конечно же, вы знаете об этом и не можете сразу же предложить им купить диск на 1 Тб. Как подвести клиента к покупке, выгодной вам?

Ваш диалог может выглядеть примерно так:

Покупатель: Можете ли вы рассказать мне об этом диске на 260 ГБ? Я хочу удостовериться в том, что это подходящий для меня вариант.

Продавец: Какой у вас компьютер и для чего вы хотите его использовать?

Покупатель: У меня есть ноутбук 2‑летней давности с операционной системой Windows и я хочу использовать его для хранения своих фото. У меня примерно 30 ГБ фотографий.

Продавец: Я думаю, что 250 ГБ для хранения ваших фото будет более чем достаточно. Конечно же, если только вы будете использовать свой ноутбук исключительно для хранения фотографий. Так что до тех пор, пока там будут храниться только фото, все будет замечательно.

В последнем предложении вы делаете акцент на то, что 250 ГБ вполне достаточно только для фотографий, а вот если вы хотите хранить еще что-то… А потом можно добавить, что для уверенности в том, что и в дальнейшем этого диска хватит для хранения других файлов, можно купить более вместительный вариант. Вы ведь заботитесь исключительно об интересах покупателя, а не пытаетесь продать ему что-то подороже.

Есть у меня еще один замечательный пример из жизни таких вот дополнительных продаж. Недалеко от моего дома находится один из ресторанов сети «Челентано» (Киев). И именно в нашей кафешке работает просто замечательный бармен, который умудряется продать вам то, что вы не совсем думали покупать. Благодаря ему толпы посетителей пробуют новые блюда, которые просто так вряд ли решились попробовать. Его работа просто виртуозна! Он не тараторит скороговоркой и без выражения стандартное: «Пирожок на десерт не желаете? А кофе?» Нет! Пока он перепроверяет твой заказ, как бы кстати начинает с тобой беседовать и очень ненавязчиво рассказывает о том, что у них появился один очень интересный десерт/пицца/салат/напиток (нужное подчеркнуть), и что он сам его попробовал — очень напоминает что-то из детства или еще какое-нибудь интересное блюдо, которое пробовали практически все. И пока он доходит до полного расчета, вам уже очень хочется попробовать вот это «новенькое и вкусное». А еще у него очень гибкие кисти с длинными пальцами. Он так ими двигает, что я не раз замечала завороженный взгляд посетительниц :) Думаю, он делает половину выторга всего ресторана.

Теперь, когда буду пытаться идти от «обратного», постараюсь сделать это не в виде «пассивно-агрессивного поведения», а буду ходить вокруг да около ;)

Источник: Lifehacker.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Эти товары быстро расхватают 11.11: добавляйте в корзину сейчас, чтобы урвать

Эти товары быстро расхватают 11.11: добавляйте в корзину сейчас, чтобы урвать

6 комплектов термобелья для защиты от проклятого холода

6 комплектов термобелья для защиты от проклятого холода

Механическая клавиатура Aula F75, которую купили 21 тысячу раз на AliExpress

Механическую клавиатуру Aula F75 отдают за полцены на AliExpress

Подождать, но сэкономить: в России заработал маркетплейс SuperCheap. Что о нём нужно знать

Подождать, но сэкономить: в России заработал маркетплейс SuperCheap. Что о нём нужно знать

Надо брать: внешний аккумулятор для ноутбука от Kuulaa со скидкой 68%

Надо брать: внешний аккумулятор от Kuulaa со скидкой 68%

Melochi do 1 000 rublej

15 мелочей до 1 000 рублей, которые делают жизнь удобнее

120 klassnyh podarkov podrostku na Novyj god

120 классных подарков подростку на Новый год

Компактный перфоратор от DeWalt со скидкой 60%

Надо брать: компактный перфоратор от DeWalt со скидкой 60%

Это интересно
«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

Реклама
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Подождать, но сэкономить: в России заработал маркетплейс SuperCheap. Что о нём нужно знать

Подождать, но сэкономить: в России заработал маркетплейс SuperCheap. Что о нём нужно знать

Реклама
Комментарии
Илья Динец
14.11.13 23:56
Нет понимания темы.
Eugene
15.11.13 09:34
Возможно это худший заголовок года...
Maryli
15.11.13 11:01
Не совсем верное поведение описано в статье для удачной подсадки идеи. В статье предлагается ходить вокруг да около и действовать намеками, без осознания того факта, что многие люди намеков не понимают. Особенно подобные руководства к действию противопоказано читать многим женщинам, которые и без того пребывают во мнении, что если намекать издали на свои желания, то вторая половинка вдруг сама решит, что именно это нужно. В данном случае действовать нужно прямее некуда. Но речь о другом. Как подсадить идею? Нужно не убедить человека, что якобы он придумал ей сам, а позволить ему самому до неё дойти. Майевтика, Сократ - это здесь куда более близко. В Inception идею не "подсадили", они дали ему возможность "самостоятельно решить", то есть придти к ней самолично. В диалоге очень четко прослеживается манипуляция. Покупатель и без того отлично понимает цели и тот факт, что для фото эти 250 гб и предназначаются. И если там будут лежать не только фото, то этого не хватит. Предложение купить два терабайта или даже 500 гб, это уже навязывание. Да, человек, возможно, согласится, но это лишь предложение более адекватного решения, но это очень далеко от манипуляции. Придя домой с ненужными терабайтами, покупатель, если останется недоволен покупкой, еще не начнет обвинять себя в своей же дури, он обвинит в этом менеджера-продавца-консультанта, того, который ему прямо протолкнул данный девайс. Так же не стоит исключать и тот факт, что менталитет наш отнюдь не немецкий и сказать открыто, что в планах только 250 гб, а сумма свыше планировалась на иные расходы - не каждый способен. Гулять так гулять, вот что чаще можно услышать. А потом приходят и думают, простите, нахрена? Навязать можно что угодно, заставить человека поверить, что это было его решением - высший пилотаж.
Filipp Mindorin
18.11.13 23:26
Полностью согласен,но как же подсадить идею без намеков сознательному человеку?Одно дело ребенок,которого можно так подвести,а взрослого человека-то как вопрос.
Что вы могли пропустить
«Трикладушку» Galaxy Z TriFold от Samsung впервые показали на видео
«Трикладушку» Galaxy Z TriFold от Samsung впервые показали на видео
0
10:10
Новости
Советы
Как почистить кулер для воды в домашних условиях
Как почистить кулер для воды в домашних условиях
0
2 ноября
Ликбез
Советы
Правда ли контейнер пылесоса надо чистить сразу после уборки
Правда ли контейнер пылесоса надо чистить сразу после уборки
0
25 октября
Советы
Советы
Как отличить хрусталь от стекла
Как отличить хрусталь от стекла
0
24 октября
Ликбез
Советы
Как избавиться от запаха канализации
Как избавиться от запаха канализации
0
18 октября
Ликбез
Советы
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
0
12 октября
Советы
Советы
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
0
11 октября
Ликбез
Советы
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
0
7 октября
Советы
Советы
Как выбрать одеяло для комфортного сна
Как выбрать одеяло для комфортного сна
0
4 октября
Ликбез
Советы
Где растёт клюква и когда её собирать
Где растёт клюква и когда её собирать
0
30 сентября
Ликбез
Советы
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
0
30 сентября
Советы
Советы
Apple объяснила царапины на iPhone 17 Pro: это не дефект, а следы от MagSafe-стойки
Apple объяснила царапины на iPhone 17 Pro: это не дефект, а следы от MagSafe-стойки
0
25 сентября
Новости
Советы
Чем отмыть руки от грецкого ореха
Чем отмыть руки от грецкого ореха
0
23 сентября
Ликбез
Советы
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители
0
17 сентября
Советы
Советы
Вышел трейлер фильма «Дорогая, я уменьшаюсь» — про человека, который становится меньше спичечного коробка
Вышел трейлер фильма «Дорогая, я уменьшаюсь» — про человека, который становится меньше спичечного коробка
0
16 сентября
Советы
Советы

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Horugvi9 минут назад

0 / 0

Приехали. Теперь вк видео.
Король возвращается: вышел первый тизер байопика о Майкле Джексоне
Аватар автора комментария
Alexandr Al23 минуты назад

0 / 0

зависит от воды из крана всегда заливаю только оттуда, уже много лет, без малейших проблем.
Объясняем за минуту: можно ли заливать воду из-под крана в увлажнитель воздуха
Аватар автора комментария
Игорь Каштаев40 минут назад

0 / -1

У Huawei стоят именно OLED экраны, а не AMOLED (Mate 50/60/70, Pura 60/70/80), это показывает и Aida64, и информация на официальном сайте.
Что лучше — OLED или AMOLED
Аватар автора комментария
Sergey Gorovoy46 минут назад

0 / 0

моего мозжечка "хватило" лишь на "ложку для усов") и, естественно, узнаваемый всеми, мой герой - арифмометр).
15 странных антикварных вещей, назначение которых вы вряд ли угадаете
Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Реклама
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях