Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

У вас почти наверняка такое бывало: вы загораетесь какой‑то идеей и вам не терпится сразу же начать что‑то делать. Но прежде чем совершить первые шаги, нужно, конечно, подготовиться — прочесть с десяток книг, изучить опыт других людей, составить план, прокачать определённые навыки.

И вы начинаете скупать мотивирующую литературу, слушаете вебинары, планируете. Но при этом ни на сантиметр не приближаетесь к цели. Разбираемся, почему так происходит и что с этим делать.

Что такое синдром кресла‑качалки и откуда он берётся

Для такой ситуации, когда вы вроде бы что‑то делаете, но при этом никуда не двигаетесь, есть неофициальное, но довольно ироничное название — «синдром кресла‑качалки» Само собой, это не медицинский диагноз и не психологический термин. Это понятие порой проскальзывает The Rocking Chair Syndrome в блогах и очень точно характеризует происходящее.

Обложившись книгами, подкастами, вебинарами и советами, вы, на первый взгляд, предпринимаете какие‑то шаги, а на самом деле просто раскачиваетесь вперёд‑назад, словно сидите в кресле‑качалке. Иногда такое состояние ещё называют «переподготовленностью». Почему всё это с вами происходит? Есть несколько причин.

1. Вас мучают страхи

Великое множество разных страхов, которые буквально парализуют и мешают не только добиваться желаемого, но даже просто начать действовать. Боязнь неизвестности, боязнь провала, боязнь критики, боязнь успеха (да, есть и такая — ведь если вы преуспеете в чём‑то, ваша жизнь может измениться необратимо).

Механизм примерно такой. Вам страшно, например, создать свой бизнес.

Вы боитесь, что потеряете деньги, боитесь нестабильности, осуждения близких, боитесь, что не справитесь.

Но признаться в этом сложно: ведь вы уже поставили цель, пообещали себе, а возможно, и публично заявили, что открываете, скажем, магазин. Сидеть на месте, бояться и ничего не делать в такой ситуации уже стыдно, а бросаться в омут с головой очень страшно.

Поэтому вы создаёте что‑то вроде иллюзии бурной деятельности — ходите на курсы, читаете статьи для предпринимателей, составляете планы и всячески готовитесь. И делаете так месяцами, если не годами. А в результате никакой магазин так и не открываете.

2. Вы стремитесь к идеалу

И не согласны на меньшее. Перфекционизм в современном мире — почти болезнь. Болезнь, от которой с каждым годом страдает Perfectionism on the Rise Among College Students всё больше людей и которая мешает нам наслаждаться жизнью, а также ведёт к тревожному расстройству и депрессии. Существует несколько разновидностей перфекционизма, но общий знаменатель у них один: «лучше не сделать вообще, чем сделать небезупречно».

Руководствуясь этим принципом, человек откладывает пугающие дела, начинает отчаянно прокрастинировать и в итоге переживает паралич You Aren’t Lazy — You’re Just Terrified: On Paralysis And Perfectionism действия. Это часть замкнутого круга, в который нас загоняет перфекционизм.

То самое состояние, когда вы уже устали смотреть ролики на YouTube и тревожно слоняетесь по комнате, не в силах взяться за дело.

В случае синдрома кресла‑качалки мы прокрастинируем более‑менее продуктивно (хотя это как посмотреть). Учимся чему‑то, строим планы, размышляем, общаемся с людьми и пытаемся раздобыть полезные сведения. Но читать истории о том, как люди выучили китайский, — не то же самое, что учить язык. По сути, это всё равно прокрастинация, которая отвлекает нас от главного.

3. Вокруг слишком много информации

Доступные знания и помощь — это, конечно, хорошо. Не нужно копаться в библиотеках, собирать информацию по крупицам, разыскивать специалистов, ездить через весь город на дорогостоящую учёбу. Но у этой доступности есть и тёмная сторона.

Книг, курсов, консультаций и сервисов стало так много, что у любого голова может пойти кругом. В этом изобилии очень сложно сориентироваться: непонятно, как отличить правду от лжи, а полезную информацию — от переливания из пустого в порожнее.

Кроме того, чересчур богатый выбор — тоже не всегда хорошо.

Если вариантов слишком много, легко впасть в ступор. И вместо того, чтобы приступить к решительным действиям, — бесконечно перебирать книги, статьи и вебинары в поисках самых подходящих.

Опасность богатого выбора, кстати, подтвердили и учёные. Так, в ходе их эксперимента When Choice is Demotivating: Can One Desire Too Much of a Good Thing? люди охотнее покупали джем, если на стенде стояло всего шесть разных баночек. И отказывались от покупки, если вкусов было больше 20. Об этом знают маркетологи и владельцы крупных магазинов — и специально убирают с полок часть товаров, чтобы изобилие не сбивало нас с толку.

Как встать с кресла‑качалки и начать действовать

1. Ограничьте выбор

Это нужно, чтобы побыстрее принять решение и начать уже действовать, а не готовиться. Договоритесь с собой, что на первых порах прочтёте не больше пяти книг и пройдёте не больше двух обучающих курсов.

К примеру, вы можете поставить себе условие, что будете читать только работы иностранных авторов или только те, что вышли в последний год.

Попробуйте установить лимит времени: не тратить больше одного дня на выбор подходящей литературы или курса. Словом, поэкспериментируйте, чтобы отбросить лишнее и заставить себя решиться как можно быстрее.

2. Следуйте правилу «чем быстрее, тем лучше»

Это один из приёмов, который поможет вам справиться с перфекционизмом. Примите как данность, что на данном этапе для вас важна скорость, а не качество. Установите максимально сжатые сроки и немедленно принимайтесь за дело.

Например, пообещайте себе, что к концу недели выучите 30 новых слов и 15 базовых реплик нового иностранного языка. Или что напишете за три дня три тысячи слов.

Можете разбить большую цель на много крошечных шагов и над каждым из них работать спринтами.

Попробуйте пользоваться таймером или поучаствовать в творческом или спортивном марафоне. Словом, используйте любые методы, которые помогут вам войти в поток и не отвлекаться на самокритику. Да, результат будет неидеальным. Но внести коррективы в готовую работу проще, чем начинать её с нуля.

3. Соблюдайте баланс подготовки и реализации

Попробуйте вот такую технику. Нарисуйте таблицу из двух столбцов. В первый вы будете вносить дела, которые направлены на подготовку к новому начинанию, во второй — реальные шаги. Соотношение задач не должно быть больше, чем 2 : 1. То есть постарайтесь, чтобы на два подготовительных действия приходился хотя бы один настоящий шаг.

На примере с бизнесом это может выглядеть примерно так. Первый столбец: прочитать новую книгу о личном бренде, посмотреть вебинар о том, как открыть магазин. Второй столбец: поискать помещение для аренды. Если взять иностранные языки, то в подготовительной колонке будет, скажем, выбор учебного пособия и чтение блога, который ведёт популярный преподаватель. А в колонке действия окажутся задачи вроде «выучить простой диалог», «узнать, как посчитать до 10».

Таким образом вы станете не только теоретиком, но и практиком.