Нео уворачивается от пуль, а Тринити зависает в воздухе. Как снимали замедленные сцены из «Матрицы»
Первая часть «Матрицы» от дуэта Вачовски — не просто популярный фантастический боевик. Это эпохальное кино с философским подтекстом, прорывными для того времени спецэффектами и крутым экшеном с восточными единоборствами.
Отдельные сцены фильма стали легендарными и разошлись по другим картинам, роликам в Сети и мемам. Но особенно зрители и кинематографисты полюбили один из фирменных приёмов — замедленную съёмку, когда персонажи будто замирают, а камера облетает вокруг них. Такой приём называется Bullet time.
Рассказываем, как снимали эти моменты и как они повлияли на кинематограф.
Что происходит в таких сценах
Сюжет фильма рассказывает, что в будущем власть над миром захватили машины, использующие человечество как источник энергии. Чтобы поддерживать в людях жизнь, они подключают их к общей программе — Матрице, которая создаёт иллюзию обычного мира конца XX века.
Но некоторым людям удаётся вырваться из Матрицы, они пытаются освободить остальное человечество от рабства. Поскольку часть действия происходит в цифровом мире, участники сопротивления научились нарушать там законы физики, поэтому могут двигаться очень быстро.
Впервые момент с замедлением времени происходит в самом начале действия — буквально на третьей минуте. Полицейские приходят арестовывать Тринити, она отбивается от одного из них, подпрыгивает и словно зависает в воздухе.
Что интересно, дальше подобный приём не используют почти до самого финала. В последней трети картины герои отправляются спасать Морфеуса и сталкиваются на крыше с агентами — защитниками Матрицы.
Один из них стреляет в Нео, тот выгибается, чтобы увернуться от выстрелов, — и снова зрителю показывают остановку времени, видны даже волны воздуха, которые оставляет за собой пуля. Потом Морфеус убегает из плена, и Нео ранят в ногу.
А в самом финале Нео дерётся в подземке с агентом Смитом, они прыгают друг на друга, продолжая при этом стрелять, — персонажи снова замирают в полёте.
Кто и как придумал сцену
Вачовски написали основу сценария ещё в начале 1990-х. Поскольку картина совмещала в себе фантастический боевик и экшен в стиле гонконгского кино, нужно было показать драки и перестрелки максимально зрелищно.
В большинстве сцен достаточно использовать замедленную съёмку, чтобы позволить зрителям лучше рассмотреть действие. Но в отдельные моменты создателям хотелось продемонстрировать, что персонажи двигаются очень быстро, и при этом запечатлеть самые важные детали.
В сценарии и раскадровках это выглядело довольно просто: авторы писали про нечеловеческую скорость и рисовали нужные ракурсы. Но когда дошло до работы, стало понятно, что обычная замедленная съёмка для такого не годится — должна быть иллюзия, что камера продолжает двигаться как обычно, то есть в реальности её нужно перемещать с огромной скоростью. Сначала хотели даже прикрепить её к небольшой ракете и запустить летать по площадке.
Но в итоге использовали совсем иную технологию, которая и стала фирменным знаком «Матрицы». В этом авторам помог специалист по спецэффектам Джон Гейта, который предложил необычный подход.
Как проходили съёмки сцены
Обычно в кино просто используют одну или несколько камер, которые покадрово снимают происходящее. Чтобы создать эффект слоу-мо, то есть замедленного времени, просто увеличивают частоту кадров, а потом прокручивают их с обычной скоростью.
Но в данном случае авторам нужна была невероятно большая скорость. Поэтому решили увеличить не только количество кадров, но и количество камер. В таких сценах вокруг актёра ставили 120 статичных фотоаппаратов, которые непрерывно снимали происходящее.
Когда нужно было создать эффект полного замирания, все они срабатывали одновременно — как в первой сцене с Тринити. Если хотелось показать очень медленное движение, камеры фотографировали с небольшой задержкой. Скорость съёмок при таком подходе достигала 12 000 кадров в секунду.
После этого все снимки загружали в компьютер и придумывали траекторию виртуальной камеры, которая как бы двигалась вокруг персонажа. Также при помощи программ делали движение более плавным, добавляя промежуточные кадры.
Почти вся работа в этих сценах проходила на фоне зелёных экранов — всю обстановку и остальные детали потом добавляли с помощью графики. Поэтому, если присмотреться, можно заметить мелкие ошибки: в драке на крыше Нео отбрасывает пистолеты, но при замедлении они исчезают с земли.
Чтобы сами актёры могли взлетать и изгибаться, использовали классические тросы — как в старых боевиках и фантастике. Их ещё с 1980-х годов научились «замазывать» на компьютере, а раньше просто красили под цвет фона. В итоге совсем короткие элементы — прыжок, попытку увернуться от пули — превратили в целые сцены.
Почему Bullet time стало культовым
Вачовски и их команду иногда называют изобретателями этой технологии. Однако они были далеко не первыми. Time slice, как её называли раньше, уже демонстрировал художник Тим Макмиллан в 1993 году. А Мишель Гондри, режиссёр «Вечного сияния чистого разума», использовал такой подход в рекламе.
Ирония заключается в том, что в первой «Матрице» эффект, который стали называть Bullet time, занимает в сумме буквально пару минут экранного времени. Но именно этот ход стал фирменной фишкой фильма и одной из самых копируемых сцен.
Причин популярности несколько. Такие моменты выглядят приятной противоположностью суматошным съёмкам в боевиках. Из-за мелькания иногда не получается ничего рассмотреть — такая проблема существует в кино до сих пор. В отличие от обычного слоу-мо, в «Матрице» камера не замирает, а продолжает двигаться, что выглядит более динамично и оригинально.
К тому же Bullet time — это интересная смесь старых и новых технологий. Необычная хореография с полётами и невероятными способностями тела напоминает классические боевики жанра уся, а сверхбыстрые движения героев показаны в стиле комиксов.
Ещё такая съёмка приближает кино к компьютерным играм, где темп может меняться, а камера движется вокруг персонажей. В конце концов, это выглядит просто красиво и стильно.
Как сцены повлияли на поп-культуру
Известные моменты из фильмов часто копируют и пародируют, но мало кто может сравниться с популярностью Bullet time. Известный критик Джеймс Рольф даже поставил пародии на «Матрицу» на пятое место в десятке самых заезженных кинематографических клише.
И действительно, за следующие несколько лет очень многие попытались повторить или смешно обыграть легенду.
Драка в «Очень страшном кино»
Первая часть комедийной франшизы по большей части пародировала фильм «Крик», но досталось и другим хитам. Во время драки с главной героиней маньяк уворачивается от подноса так же, как и Нео. Правда, последствия этого более реалистичны.
Заставка «Симпсонов»
Авторы знаменитого мультсериала стараются обыгрывать все популярные темы. В 2000 году в заставке показали Bullet time — семейка на время зависла в воздухе. Впоследствии «Симпсоны» регулярно возвращались к отсылкам к «Матрице». Возможно, даже слишком часто.
Драка Фионы в «Шреке»
История огра, который пошёл вызволять принцессу из плена, — не просто детский мультик, а ещё и сборник оммажей на многие популярные фильмы. Так, во время рукопашной с врагами Фиона зависла в воздухе, да ещё и успела поправить причёску.
Перестрелка на мотоциклах в «Ангелах Чарли — 2: Только вперёд»
Дилогия «Ангелы Чарли» — один из ярчайших примеров комедийного боевика начала XXI века. В одной из сцен второй части безумный экшен не уступает «Матрице», разве что выглядит забавнее. Персонажи взлетают на спортивных мотоциклах, при этом совершают акробатические трюки, да ещё и стреляют. Конечно, это пришлось сильно замедлить, чтобы зритель всё увидел.
Воспоминания в «Шерлоке»
Вряд ли в новой экранизации книг Артура Конан Дойла ссылались прямо на «Матрицу». Но популярность Bullet time явно добралась и до британского сериала. При помощи остановки времени показывают множество мелких деталей, которые происходят на свадебной съёмке.
В начале нулевых у «Матрицы» вышло два продолжения, в которых эту технологию использовали ещё чаще. Но всё-таки самые узнаваемые и яркие моменты, в том числе и Bullet time, пришли из первого фильма. Вряд ли сейчас есть хоть один любитель кино, который не узнает момент на крыше или позу Тринити в первой сцене. Так что перед нами полноценная легенда, которая изменила кинематограф.
Станьте первым, кто оставит комментарий