Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Кино
9 июля 2023

Как Уэс Андерсон, Тим Бёртон и Гильермо дель Торо снимают свои потрясающие сказки для взрослых

Разный подход, но общий посыл.
Фото автора Дмитрий Камышенко
Дмитрий Камышенко

Журналист, кинокритик

Kak Ues Anderson, Tim Byorton i Gil'ermo del' Toro snimayut svoi potryasayushchie skazki dlya vzroslyh

В современном кинематографе есть много авторов, которые намеренно придают своим фильмам форму сказки. При этом тематика произведений не позволяет считать их детскими. Уэс Андерсон, Гильермо дель Торо, Тим Бёртон — несмотря на массу различий в стиле, эти режиссёры снимают фильмы, которые иногда называют сказками для взрослых. Разбираемся, как авторы это делают и почему сказочная форма так удобна.

Уэс Андерсон — мастер ярких цветов и меланхолии

Уэс Андерсон — один из самых стильных режиссёров в истории кинематографа. Уже в первых фильмах он стал использовать приёмы, которые впоследствии переходили в другие картины. Главные из них: симметрия, центрирование, большая красочная палитра, полиграфия, крупные верхние планы. Сочетание этих элементов создаёт уникальный стиль, который сложно с чем‑то спутать.

Кадр из фильма «Королевство полной луны»
1 / 0
Кадр из фильма «Королевство полной луны»
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»
2 / 0
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“»
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
3 / 0
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»

К ним прибавляется и особое отношение к музыке. Уэс Андерсон активно использует уже вышедшие песни, добавляя к ним саундтреки, написанные специально для кино. Через хиты режиссёр передаёт внутренние переживания героев. Причём иногда играет роль не только песня, но и судьба автора. Так, в «Семейке Тененбаум» в одной из сцен слышно трек Эллиотта Смита — музыканта, покончившего с собой. Автор использует его музыку в самый драматичный момент картины.

Каждый приём выполняет важнейшую для фильмов Андерсона роль — создание искусственности, театральности. Когда автор снимает картину про детский лагерь («Королевство полной луны»), то создаёт его с нуля вместо того, чтобы использовать уже существующий. В конечном итоге и получается сказочность, некий детский взгляд на мир.

Фильмы — сказки для взрослых: «Королевство полной луны»
Кадр из фильма «Королевство полной луны»

Кадр из фильма «Королевство полной луны»

Но если визуально картины Уэса Андерсона можно назвать детскими, то тематически точно нет. Семейные отношения, борьба поколений, поиски себя, борьба за свободу — очевидно, что такого рода проблемы понятны взрослой аудитории. При этом решать сложные задачи в фильмах часто вынуждены дети. Как правило, они в целом намного более зрелые, чем взрослые. Когда к конфликту добавляются фирменные визуальные образы, то рождается свойственная лентам Андерсона меланхолия. Красочный мир, вызывающий воспоминания и ассоциации у зрителя, сочетается с проблемами из взрослой жизни.

Важно, что Андерсон очень редко использует действительно сказочные миры (как правило, такое бывает только в мультфильмах). Ему намного интереснее создавать сказки из реальности. Поэтому поезд («Поезд на Дарджилинг»), школа («Академия Рашмор») и подводная лодка («Водная жизнь Стива Зиссу») оказываются более удачным местом действия, чем выдуманные локации.

Тим Бёртон — гений мрака и отсылок

Тим Бёртон тоже снимает сказки для взрослых, но делает это в иной манере. Возможно, из‑за его увлечённости темой смерти, которая играет особую роль в его картинах. Герои умирают, воскресают, борются со смертью, она всегда рядом. При этом она не воспринимается как нечто особенное — это естественная часть жизни. Сама тематика фильмов определяет визуальные образы — получаются тёмные, мрачные ленты.

Фильмы — сказки для взрослых: «Алиса в Стране чудес»
Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес»

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»

Впрочем, стилистика Бёртона определяется не только темами, но и его личными предпочтениями. Режиссёр вдохновляется немецким экспрессионизмом. Он берёт в свои фильмы не только отдельные сцены (отсылок у него всегда очень много), но и дух старых картин. Гиперболизированные эмоции, таинственные герои и мрачные миры — элементы, которые можно встретить почти в любой работе автора. При этом важно, что для Бёртона выше значение света, чем цвета. Возможно, это прямое влияние чёрно‑белого кино, где умение играть с тенями и полутонами часто определяло эмоциональность картины.

Кроме того, Тим Бёртон тяготеет к готике. Тёмные дворцы и таинственные злодеи привлекают его больше, чем современные пейзажи. Даже Готэм в его «Бэтмене» скорее напоминает владения графа Дракулы, а не город из комиксов. С годами стало понятно, что Бёртон способен дать новую жизнь любому произведению благодаря своему визуальному стилю.

Фильмы — сказки для взрослых: «Бэтмен»
Кадр из фильма «Бэтмен»

Кадр из фильма «Бэтмен»

Несмотря на мрак и смерть, задающие тон картинам Бёртона, он почти всегда строит истории вокруг детей. Чаще самых обычных («Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в Стране чудес»), но иногда и вокруг взрослых детей («Эдвард Руки‑ножницы»). Ребяческая наивность оказывается важнейшим свойством героев. К тому же именно ребёнок может посмотреть на мир честными глазами, что помогает решить проблему в отдельно взятом фильме.

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
Кадр из фильма «Суини Тодд, демон‑парикмахер с Флит‑стрит»

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»

При этом если фильмы Уэса Андерсона не будут интересны ребёнку из‑за сложных проблем, то картины Тима Бёртона вполне могут понравиться — хотя и могут присниться в кошмаре. В конечном счёте аудитория Бёртона — взрослые люди, которые скучают по интересным сказкам.

Гильермо дель Торо — интеллектуальный маньяк и анархист

Особый взгляд на сказки демонстрирует Гильермо дель Торо. Он использует их для того, чтобы говорить как о самых простых индивидуальных трудностях, так и о социальных.

Режиссёр — фанат монстров. «Хеллбой», «Форма воды», «Пиноккио», «Лабиринт Фавна» — в большинстве фильмов в центре сюжета оказываются необычные существа, но с типичными человеческими проблемами. Для них принять себя и своё лицо и тело — куда более сложная задача, чем спасти мир. Внешность играет действительно важную роль. Для героев дель Торо уродство — не отрицательная характеристика, а просто черта. А красота в голливудском понимании воспринимается режиссёром как нечто негативное. Дель Торо готов годами работать над обликом персонажей, чтобы подчеркнуть их уникальность.

Фильмы — сказки для взрослых: «Лабиринт Фавна»
Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»

Кадр из фильма «Лабиринт Фавна»

Мексиканский режиссёр переиначивает сказки с точки зрения не только внешних элементов, но и социальных. Имеющие власть почти всегда оказываются злодеями, в то время как трикстер, старающийся разрушить иерархию, вызывает сострадание. Если в классической сказке принц идёт убивать дракона, то в мире дель Торо всё наоборот: замучившееся чудище убивает злого наследника престола.

Фильмы — сказки для взрослых: «Форма воды»
Кадр из фильма «Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

Внешняя сказочность картин дель Торо максимально обманчива. В его историях можно встретить отсылки к историческим и политическим событиям, а также к религии. Иногда выходит совсем на грани фола: так, в недавнем «Пиноккио» режиссёр умудрился соотнести деревянную куклу с Иисусом Христом (не говоря уже о том, что события мультфильма развиваются в фашистской Италии). Возможность играть со стилем и образами позволяет дель Торо говорить на любые темы, используя метафоры.

Фильмы — сказки для взрослых: «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо»

Уэс Андерсон создаёт сказки из реальности, Тим Бёртон превращает их в готические романы, Гильермо дель Торо ищет в сказках элементы реального мира. Каждый из них блестяще работает с визуальным рядом и настроением, спутать их картины невозможно. И несмотря на то, что внешне фильмы могут выглядеть легкомысленными, они всегда оказываются сложнее, чем кажется.

Читайте также
🧐
8 фильмов ужасов про проклятые дома, которые напугают до чёртиков
13 лучших фильмов с несравненной Хеленой Бонем Картер
Забавные зомби, хулиганы-призраки и неуклюжие маньяки: 22 отличных комедийных ужастика
Обложка: кадр из фильма «Алиса в стране чудес»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»

5 отличных планшетов со скидками на распродаже «чёрная пятница»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома со скидкой 38%

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Это интересно
Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

5 ошибок в уходе, которые могут испортить капы, элайнеры и другие съёмные ортодонтические конструкции

5 ошибок в уходе, которые могут испортить капы, элайнеры и другие съёмные ортодонтические конструкции

Реклама
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Комментарии
Анастасия Наумцева
11.07.23 07:27
Стиль дель Торо визуально мне совсем не близок
Что ещё посмотреть
«ВАЛЛ·И» и «Район №9»: Collider выбрал 10 лучших фильмов-антиутопий
«ВАЛЛ·И» и «Район №9»: Collider выбрал 10 лучших фильмов-антиутопий
0
Вчера
Кино
Новости
10 добрых и комфортных сериалов, которые помогут расслабиться
10 добрых и комфортных сериалов, которые помогут расслабиться
0
Вчера
Кино
Кино
Вин Дизель обратился к Дуэйну Джонсону, похвалив его «Крушащую машину»
Вин Дизель обратился к Дуэйну Джонсону, похвалив его «Крушащую машину»
0
Вчера
Кино
Новости
«Очень странные дела» установили рекорд Netflix — сразу четыре сезона вошли в топ-10
«Очень странные дела» установили рекорд Netflix — сразу четыре сезона вошли в топ-10
0
Вчера
Кино
Новости
Маколей Калкин предложил идею продолжения «Одного дома» — он готов сыграть Кевина
Маколей Калкин предложил идею продолжения «Одного дома» — он готов сыграть Кевина
0
Вчера
Кино
Новости
«Час пик — 4» запущен в работу — от автора предыдущих частей
«Час пик — 4» запущен в работу — от автора предыдущих частей
0
Вчера
Кино
Новости
В «Уэнсдей» ещё одно звёздное пополнение — в 3-м сезоне снимется Ева Грин
В «Уэнсдей» ещё одно звёздное пополнение — в 3-м сезоне снимется Ева Грин
0
25 ноября
Кино
Новости
5 причин, почему мы любим «Чёрный котёл» — один из лучших мультфильмов Disney
5 причин, почему мы любим «Чёрный котёл» — один из лучших мультфильмов Disney
0
25 ноября
Кино
Кино
Вышел трейлер фильма «Наследник» с Гленом Пауэллом и Маргарет Куолли
Вышел трейлер фильма «Наследник» с Гленом Пауэллом и Маргарет Куолли
0
25 ноября
Кино
Новости
Сэди Синк и другие звёзды «Очень странных дел» назвали по 4 любимых фильма
Сэди Синк и другие звёзды «Очень странных дел» назвали по 4 любимых фильма
0
25 ноября
Кино
Новости
Хью Джекман намекнул на возвращение Росомахи в новых «Мстителях»
Хью Джекман намекнул на возвращение Росомахи в новых «Мстителях»
0
25 ноября
Кино
Новости
От «Голого пистолета» до «SuperПерцев»: Variety назвал 100 лучших комедий всех времён
От «Голого пистолета» до «SuperПерцев»: Variety назвал 100 лучших комедий всех времён
0
25 ноября
Кино
Новости
По игре Far Cry выйдет сериал — его снимет автор «Фарго»
По игре Far Cry выйдет сериал — его снимет автор «Фарго»
0
25 ноября
Кино
Новости
Скарлетт Йоханссон дебютирует в жанре хоррор — она снимется в новом «Изгоняющем дьявола»
Скарлетт Йоханссон дебютирует в жанре хоррор — она снимется в новом «Изгоняющем дьявола»
0
25 ноября
Кино
Новости
10 фэнтези-фильмов с невероятно красивым визуалом
10 фэнтези-фильмов с невероятно красивым визуалом
0
24 ноября
Кино
Кино

Новые комментарии

Аватар автора комментария
gerdeserder herderserde13 минут назад

0 / 0

Батарея как у телефона всего 8000мач,сейчас минимум надо для планшета 10000мач
Xiaomi выпустила планшет Poco Pad X1 с экраном 144 Гц — мощный и доступный
Аватар автора комментария
5453 минуты назад

0 / 0

По типу Бадяги короче.
Косметика с микроиглами: работает или это обман
Аватар автора комментария
Анастасия Наумцева1 час назад

0 / 0

Почему?
5 причин, почему мы любим «Чёрный котёл» — один из лучших мультфильмов Disney
Аватар автора комментария
Алексей Михайлов2 часа назад

0 / 0

Если в данном тексте, заменить "гаджеты" на "офисная работа", то абсолютно ничего не поменяется. Да и просто на "работа" - разве что "синдрому компьютерного зрения" противоречить будет. И то не факт. Особенно у часовщиков.
Представлены Lumia 2 — умные серьги, измеряющие приток крови к голове
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях