Михаил Вайханский

Юрист, эксперт в области автомобильного права и страхования.

Идёт первый месяц эксплуатации новенького автомобиля, вы по-прежнему в восторге, но ни с того ни с сего начинаете замечать, что он ведёт себя как-то странно: то заведётся не с первого раза, то двигатель издаёт какие-то необычные звуки, то вовсе плавают обороты. Поначалу вы закрываете на это глаза и пытаетесь убедить себя, что никакой проблемы нет, однако эти неприятные симптомы не уходят и раздражают вас всё больше и больше. И всё это при том, что автомобиль находится на гарантии и обслуживается по регламенту производителя.

Наконец вы решаете отвезти автомобиль на диагностику и выясняете, что неисправность определённо присутствует и носит производственный характер, а значит, должна быть устранена официальным дилером. Или и того хуже — что неисправность серьёзная и эксплуатация автомобиля небезопасна.

Единственным верным решением в данном случае будет незамедлительное обращение к официальному дилеру с требованием устранить дефект в порядке гарантийного обслуживания автомобиля.

Однако это может оказаться большой проблемой, если неисправность действительно серьёзная и её устранение требует значительных затрат. Практика показывает, что в большинстве случаев официальные дилеры отказываются принимать по гарантии автомобили с серьёзными дефектами, ссылаясь на неправильную эксплуатацию машины владельцем, а соответственно, и отсутствие гарантийного покрытия.

Расскажем, как быть в такой ситуации и что делать, чтобы убедить дилера исполнить свои обязательства и отремонтировать дефектный автомобиль либо вернуть уплаченные за машину деньги.

Как действовать, чтобы отремонтировать автомобиль по гарантии

Доставляйте машину только на эвакуаторе

Первый и, пожалуй, самый важный пункт — доставка автомобиля к официальному дилеру. Казалось бы, почему он настолько важен и в чём трудности? Всё в той же формулировке о «неправильной эксплуатации автомобиля», которую дилер может использовать против вас.

При наличии определённых неисправностей эксплуатация запрещается производителем, чтобы не усугубить ситуацию и не привести к ещё более серьёзным нарушениям в работе автомобиля. Выходит, что доставлять дефектную машину в сервис своими силами категорически нельзя: это станет для дилера лишним поводом отказать вам в ремонте.

Что следует сделать? Конечно же, вызывать эвакуатор и на нём доставлять автомобиль прямиком в салон. А все чеки и квитанции за оплату эвакуации нужно обязательно сохранить и предъявить дилеру в качестве расходов, необходимых для доставки автомобиля. Дилер обязан будет их возместить.

Подавайте заявление только в письменном виде

Далее следует написать и подать дилеру письменное заявление с требованием диагностировать и исправить имеющийся дефект либо вернуть уплаченные за автомобиль деньги, если устранить неисправность невозможно.

Заявление составляется в свободной форме в двух экземплярах — один для вас, второй для дилера. Убедитесь, что на вашем экземпляре будет стоять отметка о принятии заявления с официальной печатью компании. Помните, что любую диагностику автомобиля дилер проводит за свой счёт, так что ни в коем случае не ведитесь на уловки автосалона.

Обратитесь к независимому эксперту

В случае, если с момента передачи автомобиля на диагностику прошло больше недели, а какого-либо внятного ответа от дилера до сих пор не последовало, стоит привлечь к делу независимого эксперта. Заручившись его поддержкой, вы получите официальное заключение о характере неисправности и стоимости её устранения, которое будет ещё одним доказательством вашей правоты как на переговорах с дилером, так и в суде, если до этого дойдёт.

Следите за соблюдением сроков

Если дилер признал неисправность гарантийным случаем и принял автомобиль на ремонт, внимательно следите за его длительностью и убедитесь, что дилер не нарушает установленные законом сроки.

Федеральным законом «О защите прав потребителей» установлен Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» срок в 45 дней, в течение которого дилер обязан устранить имеющиеся у автомобиля недостатки.

Когда вы вправе требовать возврата денег за неисправный автомобиль

Если же 45 дней прошло, а машину вам так и не вернули, вы вправе требовать полного возврата денег за бракованный автомобиль.

Для этого необходимо в очередной раз подать дилеру заявление с требованием возврата средств, уплаченных за автомобиль по договору купли-продажи. И если автосалон ответит отказом на ваше требование, у вас будут железные основания для обращения в суд и взыскания этих денег в судебном порядке.

Ещё одним основанием для полного возврата средств является совокупное нахождение автомобиля в сервисе на протяжении 30 дней в течение календарного года. Так что, если машина постоянно ломается и дилер ремонтирует её по гарантии, но из-за этого вы не могли пользоваться автомобилем в общей сумме 30 дней в течение года, требуйте возврата денег.

Что делать, если дилер отказывается исполнять свои обязательства

Требуйте провести независимую экспертизу

Если же официальный дилер ответил отказом на ваше требование об устранении недостатков автомобиля и утверждает, что неисправность не выявлена либо не является гарантийной, незамедлительно подавайте заявление в свободной форме с требованием провести независимую экспертизу на предмет выявления дефекта. По закону «О защите прав потребителей» дилер обязан Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» её провести.

Пока данный вопрос не будет решён, не забирайте автомобиль из сервиса, иначе дилер может этим воспользоваться и указать, что вы согласились с отсутствием неисправности и сами забрали машину. В процессе проведения экспертизы и подписания всех документов принимайте активное участие и будьте внимательны. Если дилер требует от вас подписать какой-либо акт о приёмке автомобиля либо об отсутствии неисправности, не робейте и везде делайте отметку о том, что с позицией дилера вы не согласны и считаете неисправность существенной.

Составьте досудебную претензию

Если независимая экспертиза проведена, но дилер всё же не желает сдвинуться с места, приходит время для обращения к нему с досудебной претензией. Именно она будет служить доказательством ваших добрых намерений и желания разрешить этот вопрос мирно, не доводя до суда.

В претензии необходимо изложить обстоятельства возникшего спора и потребовать у дилера устранить неисправность за свой счёт либо возместить стоимость ремонта в денежном эквиваленте. К претензии мы рекомендуем приложить заключение независимой экспертизы, в котором будет указано, что неисправность является существенной и на её устранение уйдет определённая сумма денег.

Обратитесь в суд

И наконец последний этап — судебный. Если дилер не ответил на вашу претензию в течение двух недель с момента получения либо ответил отказом, смело обращайтесь в суд с целью возврата денег за автомобиль или взыскания стоимости устранения неисправности, которую дилер игнорирует.

По закону вы имеете право обратиться в суд по вашему месту жительства. Как правило, в таких спорах суды встают на сторону потребителя. Вопрос лишь в том, чтобы грамотно доказать наличие неисправности и нарушение ваших прав со стороны дилера. Сделать это поможет заключение независимого эксперта и немного смекалки.

Бонусом при удовлетворении вашего иска судом станет взыскание с дилера дополнительной неустойки и штрафа за отказ добровольно исполнять ваши законные требования. Эти судебные санкции могут равняться самой стоимости автомобиля, то есть увеличивать размер взыскания в два раза.


Что хотелось бы сказать напоследок: постарайтесь мирно решить возникший спор и не конфликтуйте с дилером без причины — в большинстве случаев компания идёт на контакт и способствует скорейшему разрешению спора в вашу пользу. Но если вы видите, что ваши права нарушаются, не бойтесь обращаться в суд и отстаивать их силой.