Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Устройства
4 декабря 2015

Правильно пользуемся гаджетами: мифы об аккумуляторах

Процесс зарядки аккумуляторов смартфонов, плееров и прочих мобильных устройств оброс массой условностей. Попробуем разобраться, что из этого правда, а что — вымысел. И заодно выясним, как заряжать аккумулятор устройства правильно.
Фото автора Николай Маслов
Николай Маслов

Правильно пользуемся гаджетами: мифы об аккумуляторах

Нельзя использовать неоригинальные зарядные устройства

Спорный вопрос, на который не всегда можно дать однозначный ответ. С одной стороны, нет никакой разницы, какой зарядник использовать — фирменный или no-name. Современные зарядные устройства не используют трансформаторы, вместо них используются ШИМ-контроллеры — микросхемы, превращающие переменный ток в короткие импульсы постоянного. Поэтому риск серьёзного нагрева и неправильной работы минимален.

Зарядкой гаджета управляет специальный чип, устанавливающий потребляемую от сети силу тока. Так что сжечь неправильным зарядником любимую игрушку не получится. А вот продлить процесс заряда на несколько часов или вообще не зарядить вполне реально, если зарядник не способен выдать необходимую силу тока.

Нельзя забывать, что гаджеты не регулируют подачу напряжения с зарядного устройства, поэтому нельзя использовать зарядники с отличным от необходимого напряжением (для большинства планшетов и смартфонов это напряжение USB-порта — 5 В). Низкое напряжение не даст включиться чипу, управляющему зарядкой. Высокое — сожжёт микросхему, придётся сдавать в ремонт (при некачественном проектировании может сгореть что-нибудь ещё, и устройство отправится на свалку).

Но если все необходимые параметры совпадают с характеристиками оригинального зарядника — почему бы не сэкономить? Наценки на фирменные аксессуары достигают 1 000%!

Нельзя пользоваться устройством во время зарядки

Снова палка о двух концах. Любой невыключенный гаджет во время зарядки потребляет ток. Однако, если играть на смартфоне или планшете в «тяжёлые» игры (например, в тот же Asphalt) в то время, пока АКБ устройства заряжается, два разнонаправленных процесса могут повлечь неприятные последствия.

На зарядке гаджеты имеют свойство нагреваться. Аналогично — при усиленной эксплуатации (при любых ресурсозависимых процессах). Фактически нагрев будет суммироваться, и можно перегреть устройство.

К тому же, если использовать смартфон или планшет на зарядке, время пополнения аккумулятора возрастёт. Но всё это не значит, что заряжаемым устройством нельзя пользоваться.

Заряжать нужно только полностью разряженные аккумуляторы

Этот миф родился, когда все устройства использовали аккумуляторы NiMH (никель-металл-гидридные) и NiCd (никель-кадмиевые). Подобные заряжаемые элементы обладают эффектом памяти. Поэтому, если заряжать такие АКБ при неполном разряде, со временем их ёмкость снизится.

Сегодня в большинстве устройств используются литий-полимерные (Li-Pol) аккумуляторы. В отличие от никель-кадмиевых, их процессом разряда управляет микрочип. За счёт этого при низком заряде они всё равно отдают номинальный ток, с тем же напряжением и силой тока, что и при полном заряде.

Однако для работы любой микросхемы необходимо питание. Поэтому литий-полимерные аккумуляторы не заряжаются при полном отсутствии заряда. Пополнять их энергию желательно при снижении уровня заряда до 20–30%. В противном случае процесс зарядки не запустится и придётся использовать альтернативные виды зарядки, запускающие заряд вопреки схемотехнике аккумулятора. И вот это вполне может сказаться на сроке жизни элемента.

Иногда полный разряд нужен для калибровки датчика заряда, но не стоит делать это слишком часто. И не стоит доводить устройство до выключения.

Кроме того, каждый аккумулятор обладает ограниченным сроком службы, выражающемся в количестве полных циклов заряда-разряда.

Нельзя оставлять гаджеты на зарядке на ночь

Ещё один миф, связанный с никелевыми аккумуляторами. Такие вполне способны на перезаряд, приводящий к сгоранию. А вот литий-полимерные останавливают потребление тока, когда микросхема, управляющая аккумулятором, указывает на полный заряд. Так что современные смартфоны можно оставлять на зарядке на любое время (если, конечно, они исправны).

Свободная оперативная память помогает экономить заряд

Это действительно миф. Оперативная память использует не так много энергии. К тому же чаще всего она выполнена в виде одной микросхемы, а значит, одинаково используется всё время, когда устройство включено, сколько бы ни было запущено приложений.

Реально экономить заряд аккумулятора позволяет работа процессора на пониженных частотах. К сожалению, не все приложения умеют эффективно работать в фоновом режиме и тратят энергию АКБ постоянно. Некоторые приложения конфликтуют, из-за чего энергопотребление растет. Поэтому лучше всего не очищать память при помощи разнообразных менеджеров, а использовать диспетчер задач и проводить тонкую настройку системы для отключения ненужных ресурсоёмких приложений.

Нужно отключать протоколы связи для продления жизни аккумулятора

Это относительно верно. Но, вопреки традиционному мнению, больше всего энергии потребляет не Wi-Fi, GPS или Bluetooth, а обычная сотовая связь. При этом использование 3G (и уж тем более 4G) сокращает время жизни устройства значительно быстрее, чем сотовая связь и GPRS.

Все эти протоколы потребляют наибольшее количество энергии в момент подключения. Соответственно в условиях плохой связи (плохого приёма, наличии источников помех) энергопотребление наибольшее.

Все прочие интерфейсы потребляют немного. Правда, это касается только современных протоколов. Нужно помнить, что Bluetooth всегда работает по наиболее низкому и простому протоколу: при подключении старой гарнитуры энергопотребление будет высоким, даже если основной гаджет современный.

Обложка: Georgejmclittle/shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

Распродажа Чёрная пятница наAliExpress

15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

Это интересно
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Комментарии
Серега Незнайкин
05.12.15 08:19
Так все таки нельзя делать полный разряд, потому сто батарея не запустится? Или все таки иногда можно, но не часто? это что, игра в русскую рулетку, а вдруг повезет?)))
Николай Маслов
05.12.15 08:29
Абсолютно полный - нельзя. Батарейка потом заряжаться не будет. Контроллеру питания тоже нужна электроэнергия. А пока он не включится - устройство заряжаться не будет. В таком случае его приходится запускать принудительно - либо долгой зарядкой (работает не всегда), либо «лягушкой». Но для калибровки АКБ средствами системы полезно иногда разряжать устройство до 5-10 процентов
Владимир
05.12.15 09:35
Полный разряд можно сделать только в ручную, обычно устройство отключается раньше полного разряда аккумулятора, так что переживать за это не стоит
Сергей Юхимчук
05.12.15 12:17
Полный разряд можно делать, но нежелательно. В первую очередь потому, что при полном разряде Li-Po аккумулятор изнашивается немного сильнее. Во-вторых, если вы полностью разрядили аккумулятор, а потом забросили устройство на несколько месяцев на полку, то напряжение на аккуме может опуститься ниже критического уровня (2,8...2,5В) и тогда контроллер батареи отключает ее от нагрузки в целях безопасности, так как считается, что подобный разряд Li-Po выводит батарею из строя и дальнейшая ее эксплуатация опасна. Зарядить такую батарею без вскрытия и ручного вмешательства не получится. Да и характеристики батареи после этого сильно пострадают.
Сергей Юхимчук
05.12.15 12:18
А фраза из статьи: "Однако для работы любой микросхемы необходимо питание. Поэтому литий-полимерные аккумуляторы не заряжаются при полном отсутствии заряда. " Бред.
Николай Маслов
05.12.15 12:29
Простите, а контроллер, по Вашему мнению, с чего не заводится? Полной отсечки для АКБ в целях безопасности, если и вводили, то совсем недавно, и отнюдь не все производители. А кривая разряда и напряжение, при котором батарея перестает быть рабочей, увы, интересны и полезны только нам с вами.
Konstantin Yakovlev
06.12.15 14:30
Это упрощённо для обывателей - когда пищит, нужно заряжать, всё равно отключение при (якобы) 0% чревато тем, что вам не смогут позвонить,например.
Николай Маслов
06.12.15 16:43
Проценты в ОС берутся отчасти с потолка. В китайских девайсах, недопиленных прошивках наблюдаются и утечки заряда (куда?), и откровенно странные показания заряда батареи в попугаях (деления). Думаю, большинство из читателей сталкивалось с ситуацией, когда 10-15% заряда либо хватало на очень долгий срок, либо уходили в считанные секунды (минуты).
Николай Маслов
06.12.15 16:50
В сильно упрощенном виде - примерно так и есть. Там либо диодный мост, либо более сложная схема, для которых обратный ток необходим. При полном же разряде: а) обратного тока нет - ключ не функционирует, б) деградируют ячейки АКБ. Если не прав - буду рад прочитать, ткните носом - как реализован контроллер, на какой схеме и в каких случаях. На сколько мне известно, может быть несколько вариантов реализации, в том числе и контроллеры питания на микросхеме, запитываемой в целях контроля работы устройства (АКБ) именно от него, а не от сети. Отключение контроллером возможности заряда происходит именно по этой причине, безопасность на втором месте. И, опять же, насколько мне известно, завести такую батарейку можно: а) если она отлежится с зарядкой (), б) если подать на нее повышенный ток (и при этом не сжечь контроллер).
Человек Добрый
05.12.15 13:20
1 цикл полного разряда-заряда рекомендуют делать через каждые 30 циклов НЕполного разряда-заряда
Сергей Юхимчук
05.12.15 13:23
А можно узнать смысл подобного шаманства?
Человек Добрый
05.12.15 13:32
При этом происходит перекалибровка измерителя уровня заряда батареи По крайней мере в моем ноутбуке так Я установил программу и она сама считает циклы заряда-разряда
Сергей Юхимчук
05.12.15 14:04
Нечего там калибровать. Понавыдумывали сказок. На самом деле аккумулятор Li-Po это не какая-то шайтан машинка, а обычная железяка со своими техническими характеристиками. Кривая разряда Li-Po на своем рабочем участке имеет линейный вид и жестко привязана к напряжению. Эта кривая не гуляет туда-сюда, чтобы был смысл ее калибровать. То есть если 3,5В = 0%, а 4,35В = 100% то такая привязка будет и сегодня и завтра и через 30 циклов и через 1000. И эта логика жестко зашита на уровне железа. Но обилие программ для калибровки в гугл плее говорит только об одном "Без лоха и жизнь плоха". Уже даже сами разработчики андроида призывают не вестись на эти "калибровки". http://4pda.com.ua/reviews-previews/1768-inzhener-iz-google-kalibrovka-batarei-v-android-putem-udaleniya-fayla-statistiki-eto-mif.html
Андрей Сизых
22.12.15 04:54
Смысл не знаю, но в руководстве к своему смартфону, нашел именно такое замечание- "раз в месяц" делать разрядку акб, до сигнала о низком заряде.
Сергей Юхимчук
05.12.15 12:08
Мамадорогая! Вот что бывает, когда технические статьи пишет человек далекий от предмета. *смайлик бьющийся головой об стену*
Константин Нечаев
07.12.15 18:28
Особенно про ШИМ порадовало. У нас сейчас все обзоры делают гуманитарии, чего тут удивляться...
Алексей Пономарь
07.12.15 20:45
Вы таки заглядывали в диплом автора?
Николай Маслов
07.12.15 23:13
Таки и на заводе меня гуманитарием считают. Чо, радиофизик не инженер.)))
Николай Маслов
07.12.15 23:13
Ребят. Будет очень здорово, если такое усеченное описание уляжется в голове у людей. У меня за полгода трудами 3-х преподавателей дети Броуновское движение разобрать не могут, а вы про ШИМ.) Буду очень рад, если в комментариях будут появляться более подробные объяснения. Очень желательно - разжеванные для гуманитариев. Как могу - так жую и подаю)
Человек Добрый
05.12.15 13:18
Для некоторых - это мифы а для остальных - реальность Зависит от обстоятельств в каждом конкретном случае Нельзя всех стричь под одну гребенку
Человек Добрый
05.12.15 13:26
У меня есть мобильник Сони с оригинальным ЗУ После полной зарядки телефона оно отключается и не греется Другой мой мобильник после полной зарядки не отключается и нужно его отключать вручную во избежание перегрева
Николай Маслов
06.12.15 11:25
Большая часть китайских блоков питания грешат этим.
Человек Добрый
05.12.15 13:29
Устройством во время зарядки возможно пользоваться только если ЗУ достаточно мощное
Николай Маслов
06.12.15 11:25
Процесс зарядки будет идти в любом случае. Другое дело - зарядится АКБ, или нет.
Ksenia Afanasyeva
05.12.15 19:18
Пункт про оставление телефона на зарядке на всю ночь, правда?
Николай Маслов
06.12.15 11:23
Оставлять на зарядке смартфон можно на любое время. (Если исправен смартфон и зарядник.) Шуруповерт с никель-кадмиевой батареей - только до момента полной зарядки.
Сергей Юхимчук
06.12.15 12:35
Смотря какой шуруповерт и какое в нем встроенное зарядное устройство. Если китайский с ограничительным резистром вместо контроллера, то да, нельзя. А если в нем полноценное зарядное с отсечкой по delta U и по температуре, то заряжай сколько влезет.
Николай Маслов
06.12.15 16:52
1) Без разбора это не всегда возможно установить. 2) Бренд в данном случае - не панацея. Бывают и китайцы с LiPo, и Makita с никелем.
Что вы могли пропустить
Huawei показала раскладушку Mate X7 с защитой IP59 и увеличенной батареей
Huawei показала раскладушку Mate X7 с защитой IP59 и увеличенной батареей
0
Вчера
Новости
Устройства
Samsung перезапустит Bixby в Galaxy S26 — в голосового помощника встроят Perplexity
Samsung перезапустит Bixby в Galaxy S26 — в голосового помощника встроят Perplexity
0
Вчера
Новости
Технологии
Huawei выпустила прозрачный роутер с мини-горой внутри и подсветкой
Huawei выпустила прозрачный роутер с мини-горой внутри и подсветкой
0
Вчера
Новости
Устройства
15 гаджетов, которые помогут согреться и пережить холода
15 гаджетов, которые помогут согреться и пережить холода
0
Вчера
Устройства
Устройства
Disney создала роботизированного Олафа из «Холодного сердца» — он выглядит как живой
Disney создала роботизированного Олафа из «Холодного сердца» — он выглядит как живой
0
Вчера
Новости
Технологии
Huawei анонсировала MatePad Edge — мощный планшет с ноутбучным чипом и 140-ваттной зарядкой
Huawei анонсировала MatePad Edge — мощный планшет с ноутбучным чипом и 140-ваттной зарядкой
0
Вчера
Новости
Устройства
Представлена серия смартфонов Huawei Mate 80 с 20 ГБ ОЗУ и семью камерами
Представлена серия смартфонов Huawei Mate 80 с 20 ГБ ОЗУ и семью камерами
0
Вчера
Новости
Устройства
Без интернета, но с пропагандой: YouTube-блогер изучил два смартфона из Северной Кореи
Без интернета, но с пропагандой: YouTube-блогер изучил два смартфона из Северной Кореи
0
Вчера
Новости
Устройства
Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей
Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей
Вчера
Покупки
Технологии
В ChatGPT появилась функция «Исследование покупок» — как персональный продавец-консультант
В ChatGPT появилась функция «Исследование покупок» — как персональный продавец-консультант
0
Вчера
Веб-сервисы
Новости
У ИИ-устройства Сэма Альтмана и Джони Айва появился прототип — но релиза придётся подождать
У ИИ-устройства Сэма Альтмана и Джони Айва появился прототип — но релиза придётся подождать
0
Вчера
Новости
Устройства
Представлены Honor 500 и 500 Pro — смартфоны с батареями на 8 000 мА·ч и сенсорной кнопкой для съёмки
Представлены Honor 500 и 500 Pro — смартфоны с батареями на 8 000 мА·ч и сенсорной кнопкой для съёмки
0
24 ноября
Новости
Устройства
Что лучше — ноутбук или стационарный компьютер
Что лучше — ноутбук или стационарный компьютер
0
24 ноября
Ликбез
Устройства
«Проводник» в Windows 11 будет загружаться быстрее — особенно на слабых ПК
«Проводник» в Windows 11 будет загружаться быстрее — особенно на слабых ПК
0
24 ноября
Windows
Новости
Передача файлов с Android на iPhone и обратно заработает на Snapdragon-смартфонах
Передача файлов с Android на iPhone и обратно заработает на Snapdragon-смартфонах
0
24 ноября
Android
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Алексей Михайлов7 минут назад

0 / 0

Если вас заботит, не повлияют ли антидепрессанты на либидо, значит антидепрессанты вам точно назначили зря или что их пора отменять.
Могут ли антидепрессанты снизить либидо так, что оно никогда не восстановится
Аватар автора комментария
Олег Залялов28 минут назад

0 / 0

я дзен-мани пользуюсь
Как навести порядок в личных финансах, превратив это в игру 
Аватар автора комментария
Sergey Gorovoy1 час назад

0 / 0

искренне надеюсь, что и вам они зайдут.
«Снегоуборщик» и «Дорожные игры»: Collider назвал 10 великих триллеров, о которых все забыли
Аватар автора комментария
Ivan Turkovsky1 час назад

0 / 0

Уберите, пожалуйста, тег "Технологии" хотя бы с рецептов! У меня вся RSS-лента вдруг стала завалена всеми подряд статьями с Лайфхакера, хотя подписан я только на технологии. То ли у вас что-то сломалось, то ли это такой "эффективный" CEO.
Свинина, запечённая в масляном соусе за 30 минут
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях