Что такое конфликтология и как она поможет вам решать проблемы эффективнее

Далеко не всегда нужно стоять на своём до последнего.

2

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

😌 «Спокойное место» — канал для всех, кто хочет справиться со стрессом, выдохнуть и привести мысли в порядок.

Что такое конфликтология

Это междисциплинарная область, которая изучает, как возникают, протекают и решаются споры между людьми. Конфликтология занимается самыми разными видами конфликтов — от внутриличностных до военных и трудовых. Их участниками могут быть не только отдельные люди, но и целые организации и государства.

Конфликтологию нельзя считать наукой в привычном смысле слова. Это прежде всего прикладная отрасль, такая же как, например, менеджмент.

Как область исследований конфликтология окончательно сложилась во второй половине XX века. Сказался опыт Второй мировой войны: специалисты искали способы предотвращения подобных катастроф в будущем. Именно поэтому конфликтологи в основном занимаются конкретными методами и практически не разрабатывают теорию.

Так что единой схемы описания всех видов разногласий в рамках направления пока создать не удалось. А сами конфликтологи опираются на методы и данные других дисциплин, в первую очередь психологии и социологии, а также применяют математические модели, например теорию игр.

Как решать проблемы с помощью конфликтологии

Вот что рекомендуют специалисты.

Определите тип конфликта

Различные условия создают разные виды спорных ситуаций. Обычно выделяют следующие группы конфликтов:

  1. Антагонистические, которые нельзя решить мирно, и те, что допускают компромисс.
  2. Естественные, возникшие сами собой, и искусственные, созданные кем‑то специально для реализации неких целей.
  3. Явные (открытые) и латентные (скрытые).
  4. Реальные, потенциальные и мнимые.
  5. Функциональные (созидающие) и дисфункциональные (разрушительные).
  6. Институционализированные и неинституционализированные — то есть регулируемые или не регулируемые законами, нормами и ценностями.

Проблемы решаются по‑разному в зависимости от их типа. Например, когда ночью шумит сосед, нужно понять, готовы ли вы к компромиссу. Если да — можно сходить и попробовать договориться с человеком. Если же нет, то стоит пожаловаться в полицию.

Взвесьте риски и возможности

Поведение при противоречиях в разной степени отвечает личным или общим интересам. Некоторые люди очень неконфликтны и быстро идут на уступки, потому что для них главное — общее благо. Другие, наоборот, ни за что не откажутся от своих целей.

Поэтому, прежде чем вступать в конфликт, подумайте, чего можно ждать от противоположной стороны. Ведь от этого во многом зависит результат. Допустим, вы решили поговорить с шумящим соседом. Вот чем может закончиться дискуссия:

  • Односторонним выигрышем. Сосед — неконфликтный человек и сразу перестаёт шуметь.
  • Односторонним проигрышем. Соседу всё равно, что он не даёт вам спать, и он не снижает громкость.
  • Взаимным выигрышем. Сосед согласен, что нельзя шуметь по ночам, поэтому убавляет в это время музыку так, чтобы звук не доходил до вас.
  • Взаимным проигрышем. Сосед в качестве уступки снижает громкость, но вы всё равно слышите песни.

Рассмотрев варианты, получится определить свои цели при переговорах и понять, при каких условиях эти задачи реализуемы. В случае с шумящим соседом, например, смысл идти договариваться есть только в ситуациях, когда возможен односторонний или взаимный выигрыш.

Выберите оптимальную стратегию

На основе двух траекторий интересов (собственных и общих) в 1974 году американские психологи Кеннет Томас и Ральф Килманн разработали пять типов поведения людей в конфликтных ситуациях.

  1. Избегание — отшутиться, отказаться от общения с противоположной стороной или вообще не признавать наличия проблемы. Этот вариант подходит в случаях, когда вопрос не очень важен и им можно пренебречь или вам нужно дополнительное время, чтобы решить, как поступить. Также будет правильным не ввязываться в спор, если это рискованно. Например, лучше не ругаться с агрессивным буяном, готовым начать драку. И хотя при избегании конфликт может прекратиться сам, игнорирование способно усугубить противоречия.
  2. Уступка — принять мнение противоположной стороны. К тактике стоит прибегнуть, если вы ошиблись и готовы это признать или последствия для вас некритичны. Также уступить можно, когда конфликт способен разрушить ваши отношения с противоположной стороной, а вы этого не хотите. Но нужно знать меру, ведь добротой могут воспользоваться.
  3. Конкуренция — жёстко и непримиримо отстаивать свою позицию. Стратегию стоит применять, когда вы абсолютно уверены в собственной правоте и можете её доказать с помощью фактов. Однако помните, что лучше не терять голову и не переходить от аргументов к оскорблениям, запугиванию или грубой силе.
  4. Примирение — сделать взаимные уступки, прийти к компромиссу. Полезно в ситуациях, когда обе стороны не готовы полностью выполнить условия друг друга, но заинтересованы в завершении конфликта. Однако такой итог не всегда удовлетворяет запросы участников, из‑за чего спор может разгореться вновь.
  5. Сотрудничество — объединить усилия и с учётом интересов обеих сторон найти решение ситуации. Считается оптимальной стратегией. Однако она требует, чтобы спорщики были готовы к сотрудничеству. Поэтому лучше всего прибегать к этому способу при разногласиях с партнёрами, родственниками или друзьями. Сотрудничество требует много времени, активности с обеих сторон, а также доверия. Так что на практике этот вариант далеко не всегда реализуем.

Используйте переговоры

Какую бы стратегию решения конфликта вы ни выбрали, применять её лучше всего с помощью переговоров. Они считаются одной из самых эффективных форм решения противоречий. Специалисты предлагают использовать их в разных ситуациях — от обсуждения бизнес‑вопросов до семейных разногласий. Вот как рекомендуют действовать:

  1. Подготовьтесь — соберите сведения, проанализируйте причины конфликта, его возможные последствия, варианты решения.
  2. Начните переговоры — обменяйтесь информацией, выскажите свои позиции, оцените ситуацию, предложите идеи.
  3. Найдите приемлемое решение — обсудите возможности, придите к консенсусу.
  4. Закончите переговоры — уточните детали принятого решения. А именно сроки, обязательства и формы контроля за соблюдением соглашения.

Также можно привлечь к переговорам третью сторону — переговорщика (медиатора). Это сделает процесс обсуждения более организованным и усмирит пыл конфликтующих.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Анна Гуридова / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Александр Тульский
23.09.21 11:15
Конфликтология в университете у меня была, притом преподаватель по ней настолько конфликтен был, что врезать желание было. Видимо хотелось проверить свои навыки на деле. Действующие же специалисты говорят, что конфликтология - это хрень полнейшая. С большинством конфликтующих ты никак в реальности не договоришься, раз уж силой только. Цели поставленной не добьёшься, даже если это мир будет. Единственное, может подобное решение привести к компромиссам. Но настоящие определение компромисса - это когда всем плохо. Так что вопросы в конфликтах далеко не всегда решаются подобной наукой. У меня вот в жизни тоже много конфликтных ситуаций было. Конфликтология ни на грамм не пригодилась.
Andrey Platonov
31.07.23 06:14
главный постулат расейской конфликтологии: "Ввязаться в драку. А война план покажет". Это такая национальная черта....