Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое конфликтология
Это междисциплинарная область, которая изучает, как возникают, протекают и решаются споры между людьми. Конфликтология занимается самыми разными видами конфликтов — от внутриличностных до военных и трудовых. Их участниками могут быть не только отдельные люди, но и целые организации и государства.
Конфликтологию нельзя считать наукой в привычном смысле слова. Это прежде всего прикладная отрасль, такая же как, например, менеджмент.
Как область исследований конфликтология окончательно сложилась во второй половине XX века. Сказался опыт Второй мировой войны: специалисты искали способы предотвращения подобных катастроф в будущем. Именно поэтому конфликтологи в основном занимаются конкретными методами и практически не разрабатывают теорию.
Так что единой схемы описания всех видов разногласий в рамках направления пока создать не удалось. А сами конфликтологи опираются на методы и данные других дисциплин, в первую очередь психологии и социологии, а также применяют математические модели, например теорию игр.
Как решать проблемы с помощью конфликтологии
Вот что рекомендуют специалисты.
Определите тип конфликта
Различные условия создают разные виды спорных ситуаций. Обычно выделяют следующие группы конфликтов:
- Антагонистические, которые нельзя решить мирно, и те, что допускают компромисс.
- Естественные, возникшие сами собой, и искусственные, созданные кем‑то специально для реализации неких целей.
- Явные (открытые) и латентные (скрытые).
- Реальные, потенциальные и мнимые.
- Функциональные (созидающие) и дисфункциональные (разрушительные).
- Институционализированные и неинституционализированные — то есть регулируемые или не регулируемые законами, нормами и ценностями.
Проблемы решаются по‑разному в зависимости от их типа. Например, когда ночью шумит сосед, нужно понять, готовы ли вы к компромиссу. Если да — можно сходить и попробовать договориться с человеком. Если же нет, то стоит пожаловаться в полицию.
Взвесьте риски и возможности
Поведение при противоречиях в разной степени отвечает личным или общим интересам. Некоторые люди очень неконфликтны и быстро идут на уступки, потому что для них главное — общее благо. Другие, наоборот, ни за что не откажутся от своих целей.
Поэтому, прежде чем вступать в конфликт, подумайте, чего можно ждать от противоположной стороны. Ведь от этого во многом зависит результат. Допустим, вы решили поговорить с шумящим соседом. Вот чем может закончиться дискуссия:
- Односторонним выигрышем. Сосед — неконфликтный человек и сразу перестаёт шуметь.
- Односторонним проигрышем. Соседу всё равно, что он не даёт вам спать, и он не снижает громкость.
- Взаимным выигрышем. Сосед согласен, что нельзя шуметь по ночам, поэтому убавляет в это время музыку так, чтобы звук не доходил до вас.
- Взаимным проигрышем. Сосед в качестве уступки снижает громкость, но вы всё равно слышите песни.
Рассмотрев варианты, получится определить свои цели при переговорах и понять, при каких условиях эти задачи реализуемы. В случае с шумящим соседом, например, смысл идти договариваться есть только в ситуациях, когда возможен односторонний или взаимный выигрыш.
Выберите оптимальную стратегию
На основе двух траекторий интересов (собственных и общих) в 1974 году американские психологи Кеннет Томас и Ральф Килманн разработали пять типов поведения людей в конфликтных ситуациях.
- Избегание — отшутиться, отказаться от общения с противоположной стороной или вообще не признавать наличия проблемы. Этот вариант подходит в случаях, когда вопрос не очень важен и им можно пренебречь или вам нужно дополнительное время, чтобы решить, как поступить. Также будет правильным не ввязываться в спор, если это рискованно. Например, лучше не ругаться с агрессивным буяном, готовым начать драку. И хотя при избегании конфликт может прекратиться сам, игнорирование способно усугубить противоречия.
- Уступка — принять мнение противоположной стороны. К тактике стоит прибегнуть, если вы ошиблись и готовы это признать или последствия для вас некритичны. Также уступить можно, когда конфликт способен разрушить ваши отношения с противоположной стороной, а вы этого не хотите. Но нужно знать меру, ведь добротой могут воспользоваться.
- Конкуренция — жёстко и непримиримо отстаивать свою позицию. Стратегию стоит применять, когда вы абсолютно уверены в собственной правоте и можете её доказать с помощью фактов. Однако помните, что лучше не терять голову и не переходить от аргументов к оскорблениям, запугиванию или грубой силе.
- Примирение — сделать взаимные уступки, прийти к компромиссу. Полезно в ситуациях, когда обе стороны не готовы полностью выполнить условия друг друга, но заинтересованы в завершении конфликта. Однако такой итог не всегда удовлетворяет запросы участников, из‑за чего спор может разгореться вновь.
- Сотрудничество — объединить усилия и с учётом интересов обеих сторон найти решение ситуации. Считается оптимальной стратегией. Однако она требует, чтобы спорщики были готовы к сотрудничеству. Поэтому лучше всего прибегать к этому способу при разногласиях с партнёрами, родственниками или друзьями. Сотрудничество требует много времени, активности с обеих сторон, а также доверия. Так что на практике этот вариант далеко не всегда реализуем.
Используйте переговоры
Какую бы стратегию решения конфликта вы ни выбрали, применять её лучше всего с помощью переговоров. Они считаются одной из самых эффективных форм решения противоречий. Специалисты предлагают использовать их в разных ситуациях — от обсуждения бизнес‑вопросов до семейных разногласий. Вот как рекомендуют действовать:
- Подготовьтесь — соберите сведения, проанализируйте причины конфликта, его возможные последствия, варианты решения.
- Начните переговоры — обменяйтесь информацией, выскажите свои позиции, оцените ситуацию, предложите идеи.
- Найдите приемлемое решение — обсудите возможности, придите к консенсусу.
- Закончите переговоры — уточните детали принятого решения. А именно сроки, обязательства и формы контроля за соблюдением соглашения.
Также можно привлечь к переговорам третью сторону — переговорщика (медиатора). Это сделает процесс обсуждения более организованным и усмирит пыл конфликтующих.