1. Отматывайте ситуацию назад

Представим такой сценарий. Вы вместе с коллегами работаете над проектом, разделив задачи на всех. И вот кто‑то из членов команды перестаёт отвечать на сообщения. Неизвестно, успеет ли он всё сделать к сроку, а значит, кому‑то другому придётся взять на себя его часть работы, и этот кто‑то — вы. В раздражённом состоянии вы жалуетесь коллеге. На следующий день пропавший неожиданно появляется и уже знает всё, что вы о нём высказали. Напряжённый разговор неизбежен.

Теперь подумаем, почему так получилось. Возможно, всё дело в том, что вы поделились своими эмоциями с человеком, с которым у вас не установлены доверительные отношения.

Иногда кажется, что нас понимают без слов и разделяют наши взгляды. Но такая картина может сложиться только в воображении, а не в реальности. Собеседник же не брал на себя обязательств хранить ваши слова в тайне. Вы сами решили, что он это сделает.

В подобной ситуации не пытайтесь понять, почему он так поступил. Это не так уж важно. Лучше сконцентрируйтесь на собственных действиях, чтобы не повторять их в будущем.

2. Возвращайтесь к фактам

Некоторые люди любят заранее представлять проблемные ситуации на работе. Может быть, они даже убеждают себя, что это поможет подготовиться к любому развитию событий и быстро отреагировать во время конфликта. На деле это только вызывает лишнюю тревогу и подозрительность. И человек начинает искать в действиях коллег скрытый смысл, хотя для этого нет никаких оснований.

Или, возможно, вы сами замечали, что кто‑то из коллег ходит с задумчивым видом, и принимались подбирать этому объяснения. Может, он недоволен работой? Или плохо относится лично к вам? Остановившись на одном варианте, вы начинаете воспринимать его как факт, и это может повлиять на ваше общение с этим человеком. Хотя в тот момент он мог думать о чём угодно, не связанном с работой.

В обоих случаях важно вовремя остановиться. Вернитесь к фактам, которые точно знаете, и не надумывайте лишнего.

3. Выпускайте пар

Очень полезно иметь на работе друга, которому можно пожаловаться, когда с задачей что‑то не ладится или клиент требует невозможного. Это не тот коллега из первого примера, который просто оказался рядом, когда вы были раздражены. А тот, кому вы доверяете и кому можете спокойно излить душу.

Периодически это необходимо, так что не держите негативные эмоции в себе. Но и не забывайте после каждой «терапевтической сессии» переключаться на что‑то позитивное. Иначе рискуете на весь день испортить настроение и себе, и другу.

Например, подумайте, чему вас может научить неприятная ситуация или как вы можете изменить свой подход к ней. Если в роли слушателя вы сами, напомните об этом другу.

4. В сложных случаях общайтесь устно

Сейчас многие предпочитают общаться с коллегами письменно. Это быстро и удобно, но проблема в том, что сообщения не передают интонацию собеседника и могут стать причиной недоразумений.

Иногда наступает момент, когда нужно созвониться или встретиться лично. Разговор может оказаться непростым. Чтобы избежать конфликта, постарайтесь понять точку зрения коллеги.

Например, начните так: «Значит, ты расстроился, когда я…» или «Ты хотела разобраться с ситуацией иначе, а я…». Тогда вы точно будете понимать позиции друг друга.

5. Учитесь не тратить силы зря

Допустим, вы собираетесь встретиться с клиентом и обсуждаете это с коллегой. Он обещает поддержать вас во время переговоров и согласиться с вашими рекомендациями. До этого он уже подводил вас, но вы поговорили и вроде бы наладили отношения. Так что решаете ему довериться.

И вот на встрече клиент не принимает ваш совет, а коллега — встаёт на его сторону. Вы выглядите глупо. Устраивать сцену на глазах у заказчика не хочется, приходится сдержаться. А после коллега ещё и имеет смелость заявить, что встреча была сумасшедшая.

Что делать? Наверняка вам хочется высказать ему пару ласковых. Он же подвёл вас во второй раз! Но в таком случае лучше при первой же возможности сворачивайте разговор и уходите от него подальше.

Вы делаете это не для коллеги, а для себя, чтобы сэкономить свои силы и нервы. Не пытайтесь понять, почему он так поступил. И не пытайтесь перевоспитать его, ничего не выйдет. Просто запомните, что вполне вероятно он сделает это снова. И ведите себя с ним соответственно.


А как вы справляетесь с подобными ситуациями на работе?