Как стать привлекательнее и приворожить партнёра: методы предков из Древней Руси

Спойлер: обойтись без куриного помёта и капусты не получится.

В издательстве «МИФ» вышла книга «Интимная Русь» этнографов Натальи Серёгиной и Надежды Адамович. В ней авторы раскрывают малоизвестные аспекты отношений предков: как они воспринимали любовь, признавались в чувствах и заключали браки, какие сексуальные практики предпочитали и не только. Не остались без внимания и методы, которыми мужчины и женщины Древней Руси пытались привлечь и удержать партнёров. Подробнее о необычных практиках — в отрывке из главы «Стезя блуда».


С древнейших времён среди женской половины человечества бытует мечта: сделаться вдруг красивой и привлекательной, «себе на радость, подругам на зависть, мужеску полу на любовь, а людям честным на любование». Менялась мода, менялись представления о прекрасном. То, что вчера считалось «не таким», вдруг становилось эталоном красоты... Но одно оставалось неизменным: девушки и женщины приносили в жертву свои силы, время и здоровье, чтобы достичь высшей цели — стать идеальной и любимой.

Приглядности русские женщины достигали, используя, прежде всего, натуральные средства.

Например, в лечебниках рекомендуют: «Тако же семя диняе [дыни] сотри з белком яечным, змешай, а чисто лице тим умывай, то жункам добро и лицу светило делает». Для здорового румянца рекомендовалось натирать щёки бодягой и потреблять вишнёвый клей: «...хто его ясть, красно лице бывает человеку» («красно» здесь означает «красиво»).

Были и рецепты, в которых использовался общий подход: сделай так — и полюбит.

Есть трава Нукокея ростёт по березникам, синя и пестра, листочки долгоньки, что язычки, а корень на двое, един мужеск, другой женск. А коли муж жену не любит, дай ему женск, — станет любить, а женск [корень] смугол. [...]

Для обретения приглядности годилась также роса, собранная в определённые дни. Более того, вера в её чудодейственную силу сохранилась в народе до настоящего времени. Например, в приокских сёлах Рязанщины рано утром, до восхода солнца, девушки выходили на луга, раздевались и обнажёнными «купались» в росе, катаясь по траве.

Ты пади‑ка, пади‑ка, роса,

На тёмные леса,

На рецки бегуцие.

Болота зыбуцие,

На травы шёлковые,

Клюцики студёвыя...

А и вороцай, роса,

Славости‑прелести,

Цтоб стала я славная,

Белая, дородная.

Лицико румяное.

Щёцки аленьки.

Брови цёрненьки...

Чтобы стать сексуальнее и красивее, часто использовали воду — особенно из почитаемых, «святых» озёр и источников; подобные обряды совершают и в этнографическое время. В Карелии был записан такой рассказ:

Девка самая худая есте, славы никакой нет, утром идёт [на озеро] . Как это солнышко красивое встаёт, так бы я для всех такая красивая была бы. Ну, тут парней будет навалом. <...> много будет парней. Только надо до зари. Вот зоря‑то встаёт, до солнца. Глаза мыть на озере, эти слова говорить.

Но, пожалуй, больше, чем цвет лица, беспокоил девушек размер груди. Если некрасивая — или, как говорят на Рязанщине, неличманистая — девка всё-таки могла рассчитывать на жениха, то обладательницы небольшого бюста (таких раньше называли «плоскодонка») вполне могли остаться старыми девами.

Сохранившиеся до наших дней рецепты увеличения груди современному человеку покажутся, мягко говоря, странными.

Например, рекомендовалось есть сырое тесто, а в некоторых регионах считали (а где‑то и до сих пор считают), что росту грудей способствует капуста. Особую силу имел куриный помёт. Свежим куриным помётом надо было мазать грудь на ночь в течение нескольких недель.

В лечебниках XVI–XVII веков можно найти такую рекомендацию: «Аще жена хощет сосков великих, да грызёт мигдалы по 3 утра на тоще сердце, до солнца». Переводим: «Если женщина хочет большие соски (то есть груди), пусть грызёт миндаль по 3 штуки на голодный желудок до восхода солнца».

Стоит также отметить, что девицы и женщины направляли усилия не только на себя. Уже с глубокой древности они не ждали, когда любовь на них свалится сама, а старались её вызвать. Наиболее широко, конечно, известны приворотные заговоры.

Некоторые исследователи считают одним из наиболее древних записанных любовных заговоров письмо новгородца Моисея — грамоту No 521, датируемую рубежом XIV–XV веков. Действительно, её текст очень напоминает язык заговоров, записанных в более поздние времена. Однако стоит отметить, что из известных нам текстов XVII–XVIII веков мужских заговоров набирается 43 штуки, а женских — только один. Он приводится в деле 1638 года о колдовстве Дарьи Ламановой.

...Как смотрится в зеркало да не насмотрится, так бы муж на жену не насмотрелся... как тот соль люди в Свете любят, так бы муж жену любил... сколь скоро мыло с лица смоется, столь бы скоро муж жену полюбил.

Исследователи объясняют это тем, что грамотность была прерогативой мужчин, а в среде женщин формулы передавались из уст в уста.

В былине про Добрыню и Маринку также описан любовный заговор. Маринка, решая приворожить богатыря, находит его след (отпечаток ноги на земле), кладёт его в печь, и он горит вместе с дровами, а она при этом произносит такую формулу:

Сколь жарко дрова разгораются

Со темя следы молодецкими,

Разгоралось бы сердце молодецкое

Как у молода Добрынюшки Никитьевича.

Кстати, любовь с горением сравнивают и более современные заговоры.

Привороты полагались не только на формулы: можно было также использовать самые разнообразные предметы и даже живых существ.

Чтобы навести красоту, или казаться красивее, берётся платок, с которым выходят на улицу, произносят ниже приведённыя слова и потом, придя домой, утираются тем платком:

Стану благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, выйду на широку улицу, стану на восток хребтом, на запад глазами. На западной стороне там сидит обручённый Иосиф, зрит и смотрит на Госпожу Пресвятую Богородицу, так и на меня бы раб Божий весь век смотрел бы и глядел.

Ещё девушки ходили привораживать женихов на... муравейник. Стоя над ним, они произносили следующие слова: «Как на этом муравейнике мурашки кипят, так пусть все холостые, все женихи, а суженый, ряженый пуще всех по мне, девки, кипел». Были, конечно, и более экзотические способы, например: зажарить на сильном огне яичники чёрной кошки и подложить в пищу объекту страсти. Но, вероятно, репродуктивные органы зверей помогали привлекать исключительно любовь мужчин. А вот сердечки птиц, например голубей, фигурируют в любовных заговорах для представителей обоих полов.

А ещё один странный обычай наших предков — использование половых органов свиньи, собаки или овцы в любовной магии.

Причём «срамные губы» срезались у живых животных. В архиве эсера А. А. Савельева сохранилась записка, составленная, вероятно, кем‑то из его соратников. Она содержит очень интересные сведения:

«В одно время, в нынешнем 1915 г. я жил в продолжение 4 месяцев в д. Хапдайской Шелаевской вол. Канского уезда. Там я занимался отчасти плотничными, отчасти столярными, кровельными, малярными работами. У одного крестьянина я как‑то работал по плотничной работе подённо на его содержании. Утром я шёл к нему на завтрак. Взошёл на крыльцо. Смотрю — тут лежит собака и зализывает у себя что‑то окровавленное. Меня заинтересовало это, а кроме того, появилась жалость к животному, и я стал разглядывать, что она зализывает.

И что бы вы думали это было? Теперь я сам думаю, что если бы кто‑нибудь раньше рассказал мне про эти вещи, то я не колеблясь ответил бы: «Неправда», — и, конечно, не поверил бы. Но здесь передо мной объект был налицо, и я только не знал, для чего это было сделано. А сделано было вот что. Это была сучка, у неё были срезаны срамные губы. Как видно, срезаны очень недавно, так как шла ещё кровь и собака её зализывала. Это на меня подействовало крайне удручающе, ибо за этим крылось какое‑то суеверие, про которое я решил узнать. Кончивши свою дневную работу, я пришёл домой и во время чаепития, которым мы занимались вдвоём с моей квартирной хозяйкой, я решил расспросить её о виденном мною. <...>

Рассказал ей то, что я видел, и спрашиваю, что это значит, для чего это сделано. И вот что она мне рассказала: «Делается это женщинами. Эти губы с „наговорами“ зажариваются среди другого мяса. Потом подаётся всё это тому мужчине, который любил бы ту женщину...»

Впрочем, был в числе наиболее распространённых один способ приворожить мужчину. Он встречается в женских исповедальных вопросниках по крайней мере с XIV века: «Мылася молоком и мёдом и дав пити кому милости деля?» А иногда в них уточняется: «...молока своего сама и, с персеи смывшись, давала кому?»

Если помните, глава 6 открывалась историей про Соломонию, жену Василия III, которую обвиняли именно в таком колдовстве: будто она натиралась мёдом и маслом, чтобы завоевать любовь великого князя и обеспечить рождение детей.

Также в вопросниках упоминается ещё один ингредиент любовного зелья — менструальная кровь и другие выделения: у женщин спрашивали об использовании для приворота «малая или велика нечистоты ложа своего», «своея похоти», «скверны», «семени» и пота. Уже в материалах XIII века имеются сведения, что женщины добавляли свою менструальную кровь в еду или в питьё, чтобы мужья любили только их. Добавляли менструальную кровь в питьё парням с целью приворота, наверное, по всей Руси. Причём считается, что это очень сильное средство: достаточно одноразового приёма, чтобы парень влюбился навсегда.

«Интимная Русь» — это занимательный путеводитель по истории той части жизни, которая обычно скрыта от любопытных глаз. Из книги вы узнаете, как в древности относились к женщинам, какими качествами обладал идеальный мужчина и как относились к многожёнству.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Лазейка
30.09.23 00:22
так-с, ближайший муравейник, гугл поиск
Денис Иванович
30.09.23 12:13
да, скучно им тогда было без интернета...