Как метод шести шляп помогает принимать лучшие решения

Пользуйтесь им самостоятельно или вместе с другими людьми.

1

Чтобы принять верное решение, часто требуется посмотреть на ситуацию с разных сторон и убедиться в том, что ни один важный аспект не ускользнул из виду. Британский писатель и психолог, автор книги «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно придумал для этого интересный способ.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В чём заключается метод шести шляп

Каждая из шести шляп в данном случае представляет одну точку зрения или стиль мышления. Смысл в том, чтобы «надевать» их по очереди и смотреть на решение с определённой позиции:

  1. Жёлтая шляпа символизирует оптимизм. Когда вы в ней, вы ищете плюсы решения и возможности, которые оно для вас открывает.
  2. Зелёная шляпа предполагает творческий подход. Это значит, что надо разрешить себе свободно генерировать идеи без всякой цензуры и придумывать самые разные креативные варианты, например с помощью метода первого принципа или слияния идей.
  3. Красная шляпа — это эмоции. В этой позиции вы обращаете внимание на чувства, которые у вас вызывает решение, прислушиваетесь к своей интуиции и внутреннему голосу. Вы также стараетесь представить, какой будет эмоциональная реакция других людей. Это прекрасный способ подключить эмоции к рациональному процессу принятия решений.
  4. Белая шляпа означает аналитическое мышление и рациональность. Она заставляет вас сосредоточиться на данных и проанализировать всю доступную вам информацию.
  5. Чёрная шляпа включает режим строгой критики. Вы смотрите исключительно на недостатки решения, моделируете худшие сценарии развития событии, представляете любые потенциально негативные последствия и думаете о том, что может не сработать.
  6. Синяя шляпа отвечает за стратегическое мышление и контроль. Она нужна для того, чтобы управлять процессом, вовремя заметить, что вы топчетесь на месте, и найти возможность двигаться вперёд дальше, выбрав, например, другую шляпу и изменив перспективу.

Если вы принимаете решение в одиночку, то сначала определяете, какие шляпы и в каком порядке будете «надевать», а затем переходите от одной к другой. Если вы обсуждаете что‑то в группе, то можете распределить конкретные шляпы среди участников дискуссии, чтобы её сбалансировать, или все вместе рассмотреть ситуацию последовательно с точки зрения каждой «шляпы».

Как им пользоваться

Разберём метод на примере. Допустим, на собрании с руководством компании вы решаете, стоит ли выпускать новый продукт, чтобы поднять продажи. Тогда ход обсуждения может быть таким:

  • Сначала с точки зрения жёлтой шляпы вы обращаете внимание на то, что новинка может удовлетворить спрос на значительной части рынка. Это отличная возможность привлечь больше клиентов и получить больше прибыли.
  • Затем вы «надеваете» чёрную шляпу, чтобы рассмотреть негативные последствия. Что, если новый продукт поглотит долю существующих? Или будет недостаточно привлекательным для того, чтобы его покупали?
  • Далее с позиции белой шляпы вы анализируете данные по рынку. И замечаете, что они свидетельствуют о наличии неудовлетворённых потребностей покупателей, а также о том, что снижение продаж указывает на движение рынка в целом в другом направлении.
  • Здесь вы снова смотрите на ситуацию с позиции жёлтой шляпы и видите, что ваш продукт действительно нужен клиентам, и это подтверждается данными. Значит, надо думать о том, как с учётом возможных недостатков придать новому продукту достаточно ценности в глазах потребителей.
  • После наступает время зелёной шляпы. Вы начинаете генерировать идеи, каким будет прототип нового продукта и как вы будете его тестировать.
  • К этому моменту обсуждение длится уже довольно долго, поэтому вы оцениваете обстановку с точки зрения синей шляпы и предлагаете отложить принятие окончательного решения до тех пор, пока не завершится тестирование с участием целевой аудитории.
  • На этапе, когда наметился план действий, вы «надеваете» красную шляпу, чтобы узнать, как к нему относятся участники совещания. Как только все придут к единому мнению, обсуждение можно заканчивать.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
Источник: Six Thinking Hats
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Прохор Яблоков
08.05.24 18:08
Шляпа !