6 мифов о Крестовых походах, в которые многие верят

Deus Vult!

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

С фразы, в переводе с латинского означающей «Так хочет Бог!» и вынесенной в подзаголовок статьи, началась эпоха Крестовых походов. Девятьсот с лишним лет назад тысячи европейцев отправились отвоёвывать Гроб Господень — так в переносном смысле называли Иерусалим и окружающую его Святую землю. С тех пор вокруг крестоносцев и их войн сложилось много мифов и легенд. Лайфхакер рассказывает о самых популярных.

1. Крестовые походы были первым столкновением христиан и мусульман

Чтобы понять, почему это не так, нужно обратиться к событиям, которые предшествовали Крестовым походам.

Так, к 1096 году — началу эпохи Крестовых походов — уже больше трёх столетий продолжалась — процесс отвоевания Иберийского полуострова (нынешней Испании и Португалии) у захвативших его мавров. Маврами называли североафриканские племена, принявшие ислам в VII веке. Всего за семь лет (с 711 по 718 год) мавры разбили королевство вестготов, подчинили почти все Пиренеи и даже вторглись в южную Францию. Окончательно европейцы (жители Леона, Кастилии, Наварры и Арагона, которые станут единой Испанией) отвоюют эти земли только в 1492 году.

«Битва при Пуатье 732 года», картина Карла Штейбена. В 732 году возле французского города Пуатье произошло сражение между франками и маврами. Изображение: Wikimedia Commons

Сам Иерусалим на момент Первого крестового похода уже более четырёх веков принадлежал мусульманам, отбившим его у Византийской империи. Здесь они, сначала арабы, а затем турки-сельджуки, византийцев ещё с VII века. Постепенно византийцы теряли свои территории (Египет, африканское побережье Средиземного моря, Палестину, Сирию) и, в конце концов, сохранили за собой лишь часть Малой Азии и Константинополь. Это поставило цивилизацию греков-византийцев к концу XI века на грань катастрофы.

Также всё это время не утихала экспансия осколков Арабского халифата в Средиземном море. Например, в XI веке европейцы у арабов Сицилию. В 1074 году, за 20 с лишним лет до начала крестоносного движения, тогдашний папа римский Григорий VII даже планировал священную войну против мусульман.

Завоевания Арабского халифата: от появления ислама в 610 году до 750 года. Изображение: DieBuche / Wikimedia Commons

Так что походы крестоносцев никак нельзя назвать первым столкновением мусульман и христиан. Эта идея витала в воздухе и в проповедях папы римского Урбана II во французском городе Клермоне в 1096 году.

2. Крестоносцы воевали только с мусульманами

Классическими Крестовыми походами считаются экспедиции европейских рыцарей на Ближний Восток, а также близлежащие территории с 1096 по 1272 годы. Но существует целый ряд санкционированных католической церковью войн, которые велись на юге, севере и востоке самой Европы. Так, с середины XII века Крестовые походы организовывали не только против мусульман. Врагами крестоносцев объявляли язычников, еретиков, православных и даже других католиков.

Альбигойский крестовый поход (или альбигойские войны) 1209–1229 годов направлен против еретиков катаров — альбигойской секты, — которые не признавали католическую церковь.

Римский папа отлучает альбигойцев от церкви, и крестоносцы уничтожают их. «Хроника Сен-Дени», XIV век. Изображение: British Library / Wikimedia Commons

Походы крестоносцев на юг Италии и в Сицилию в 1255–1266 годах и вовсе с самого начала были против братьев по вере. Папа римский, стремившийся объединить под своей властью всю Италию, сказал, что живущие там католики «хуже язычников». Так священная война стала политическим орудием римского понтифика.

Известно также немецких рыцарских орденов против последователей языческих культов в Прибалтике. В XII–XIII веке были организованы крестовые походы против полабских славян, финнов, карелов, эстов, литовцев и других местных племён. Крестоносцы дошли и до северных русских земель и воевали в том числе и с Александром Невским.

В XV веке римско-католическая церковь Крестовые походы против своих оппонентов — чешских гуситов и Османской империи. Последним Крестовым походом можно считать выступление Священной лиги европейских государств против Османской империи в 1684–1699 годах.

Расправы над «неугодными» устраивались и без санкции папы. Первый крестовый поход с массовых погромов евреев в северной Германии и Франции. Жестокость этого преследования была такой, что многие иудеи предпочитали убить себя сами, нежели попасть в руки «воинов Христа». Распространённой практикой было давать выбор между смертью и крещением.

«Разорение еврейского дома в правление Ричарда I», картина Чарльза Ландсира. Изображение: Art UK

Не менее бесславно вели себя крестоносцы с христианами Ближнего Востока, коих было немало. Дело в том, что в те времена уже чётко обозначился раскол между западной и восточной ветвями христианства. Поэтому нет ничего необычного, что европейцы считали православных варварами-язычниками. Так, взяв в 1098 году Антиохию после тяжёлой осады, участники Первого крестового похода в городе резню, не щадя ни мусульман, ни христиан, ни иудеев.

Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году. Миниатюра XV века. Изображение: Wikimedia Commons

А участники Четвёртого крестового похода (1202–1204 годы) и вовсе Константинополь вместо того, чтобы плыть в Египет. Город был разграблен, а множество ценностей и реликвий из него вывезено в Европу. Как видно, «цивилизованные» греки (византийцы) для крестоносцев чем отличались от «варваров».

3. В Святую землю отправлялись только рыцари

На самом деле в Крестовых походах поучаствовали почти все слои населения средневековой Европы: от королей до бедняков и даже детей.

Самым первым выступлением христиан (не путайте с Первым крестовым походом) стал Крестьянский поход в 1096 году, его же называют Народным, или Походом бедноты. Вдохновлённая проповедями Петра Пустынника и речами папы Урбана II (вступлением в «святое воинство» папа предлагал свои грехи) огромная толпа простых людей и небольшое количество рыцарей (всего до 100 тысяч человек, включая женщин и детей) не официального начала Крестового похода. Они даже не взяли с собой припасы. Это воинство вторглось во владения сельджуков и было разбито — почти все участники похода погибли.

Впоследствии крестьяне ещё не раз устраивали собственные «крестовые походы», за что папы даже отлучали участников от церкви, а собственные короли громили их войска.

Разгром Народного крестового похода. Иллюстрация Жана Коломбе из книги XV века. Изображение: Bibliothèque nationale de France / Wikimedia Commons

В 1212 году в Европе движение, получившее название Крестового похода детей. Всё завязалось с того, что подростку Стефану из Клуа якобы явился Христос, который повелел ему освободить Святую землю. Сделать Стефан это должен был силой молитвы непорочных детских душ. Подобный же «пророк» появился и во французских землях. В результате до 30 тысяч детей из Франции и Германии устремились за Стефаном, поверив его проповедям. Они с трудом добрались до Марселя, где погрузились на семь кораблей, предоставленных местными купцами. На них детей увезли в рабство в Африку. Правда, сегодня многие историки , что участниками этого похода действительно были дети — скорее речь идёт о подростках и молодых людях.

Конечно, описанные выше походы организовывались не с разрешения папы римского, что делает их не совсем официальными. Но и исключать их из крестоносного движения нельзя.

Участницами его и женщины. Например, в Седьмой крестовый поход на одном из кораблей отправились 42 женщины с 411 мужчинами. Некоторые ехали вместе с мужьями, другие — обычно вдовы — самостоятельно. Это давало им возможность, как и мужчинам, посмотреть мир и «спасти свою душу» после молитв в Святой земле.

4. Рыцари шли в крестовые походы только ради наживы

Долгое время считалось, что основными участниками Крестовых походов младшие сыновья европейских феодалов — рыцари, которые не получили наследства. Соответственно, их главной мотивацией провозглашалось стремление набить карманы золотом.

Сражение крестоносцев с сарацинами. Миниатюра XIV века. Изображение: Bibliothèque nationale de France / Wikimedia Commons

На самом деле такое упрощение сложно рассматривать всерьёз. Среди крестоносцев было много богатых людей, а участие в священной войне стоило дорого и редко приносило прибыль. Так, рыцарь был самостоятельно вооружиться сам и экипировать своих спутников и слуг. Кроме того, на всём протяжении пути в Святую землю им нужно было что-то есть и где-то жить. На пешую дорогу же месяцы.

В сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Нередко рыцари закладывали или продавали своё имущество.

Так, например, лидер Первого похода Готфрид Бульонский заложил свой родовой замок. Чаще всего крестоносцы возвращались назад с пустыми руками или с реликвиями, которые дарили монастырям. Но участие в «богоугодном деле» сильно поднимало престиж семьи в глазах остальной знати. Поэтому выживший крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодный брак.

Чтобы добраться по морю, опять-таки нужно было : «забронировать» себе (а также своей свите и коням, если они есть) места на корабле или судно целиком и закупиться провизией. При этом никто не мог гарантировать безопасность ни морского, ни сухопутного путешествия. Крестоносцы погибали в кораблекрушениях, тонули при переходе рек, умирали от болезней и истощения.

Захваченные в Святой земле территории не только не приносили барышей, но и чуть ли не целиком зависели от европейских средств. Чтобы содержать их, короли новые налоги. Так появилась «саладинова десятина», названная в честь правителя Сирии и Египта, отбившего у крестоносцев Иерусалим.

Заморские владения буквально выкачивали деньги. Седьмой крестовый поход Людовика IX в 36 раз больше, чем ежегодный доход французской короны.

5. Крестовые походы разбудили религиозную нетерпимость

Несмотря на успехи крестоносцев, сначала на Востоке не торопились объявлять джихад прибывшим христианам, хотя для мусульман Иерусалим тоже был важным городом. Дело в том, что мусульманские правители больше заняты противоборством друг с другом, чем с крестоносцами. Доходило до того, что они приглашали христиан поучаствовать в своих разборках. Только когда Ближний Восток стал объединяться под властью одного правителя (например, Нур ад-Дина или Саладина), мусульмане стали давать настоящий отпор.

«Саладин и Ги де Лузиньян после битвы при Хаттине в 1187 году», картина Саида Тасина. Изображение: Wikimedia Commons

Но назвать это противостояние причиной зарождения религиозной нетерпимости нельзя. Ещё гораздо раньше, в 1009 году, египетский халиф Аль-Хаким приказал разрушить Храм Гроба Господня и гонения на христиан и иудеев — с убийствами и насильственным обращением в ислам. Поэтому наивно говорить, что Крестовые походы породили исламский экстремизм.

Немного по-другому, на первый взгляд, представляется ситуация с крестоносцами.

Для средневековой Европы Крестовые походы стали первым случаем, когда война не только не считалась греховным делом, но, напротив, представлялась богоугодной и священной.

Всего 30 годами ранее, после битвы при Гастингсе в 1066 году, норманнские епископы наложили на своих воинов (которые, кстати, победили) епитимью — вид церковного осуждения и наказания.

В целом, несмотря на войны, большую часть времени мусульмане и христиане на Ближнем Востоке мирно уживались друг с другом. Пока Иерусалим был под властью арабов, паломники-христиане могли спокойно поклоняться своим святыням, которые никто не разрушал. Терпимо мусульмане относились и к местным христианам, их только специальным налогом. Примерно такая же ситуация в тех государствах крестоносцев, где последователи ислама составляли большую часть населения.

6. Эпоха крестовых походов принесла только смерть, разрушения и болезни

Походы крестоносцев унесли множество жизней и доставили немало бед, но у них были и благотворные для развития общества последствия.

Так как войны на отдалённых территориях постоянной доставки припасов, это подхлестнуло развитие судостроения. Плавание по Средиземному морю стало и оживлённее, так как корабли стали реже терпеть крушения. В Европу с Востока попали многие продукты (шафран, лимон, абрикос, сахар, рис) и материалы (ситец, кисея, шёлк). После Крестовых походов в Европе значительно вырос интерес к путешествиям. Впервые со времён Римской империи большие группы людей отправлялись в путь не как паломники или торговцы, а из интереса к неизведанному.

Людовик IX во главе крестоносцев на пути в Египет. Изображение: Guillaume de Saint-Pathus, Vie et miracles de Saint Louis / Wikimedia Commons

Крестовые походы значительно познавательный горизонт европейцев, которые познакомились с другими народами, культурами и странами. Это движение помогло накопить огромные знания и исследовать значительные пространства. Пятый крестовый поход (1217–1221 годы) послужил основанием для первых средневековых экспедиций в Центральную Азию и на Дальний Восток.

Благодаря Крестовым походам европейцы познакомиться с сочинениями со всего света, бережно собиравшимися мусульманами. Многочисленные тексты античных учёных и философов, утерянные в Европе, вернулись в неё благодаря арабским переводам.

Средневековая наука приобрела небывалый объём знаний в области географии, математики, астрономии, медицины, философии, истории, лингвистики. Есть мнение, что крестоносцы таким образом проложили для средневековой Европы путь к эпохе Возрождения.

Однако нельзя забывать, что всё это было достигнуто ценой экономического территорий современных Сирии, Ливана и Палестины. Многие города и поселения были уничтожены или пришли в упадок, из-за многочисленных осад было вырублено огромное количество лесов. А торговцы и ремесленники, которыми раньше славились эти места, переселились в Египет.


Три года понадобилось участникам Первого крестового похода, который продолжался с 1096 по 1099 год, чтобы взять Иерусалим. После этого ещё восемь масштабных экспедиций. Крестоносцы около 200 лет, до 1291 года, удерживали земли Палестины и Леванта, пока их окончательно не разгромили и не выбили из Святой земли.

Вокруг крестоносного движения сложилось множество легенд и возник своеобразный романтический ореол. Но в реальности, как всегда, всё оказалось несколько сложнее.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Царство небесное»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Ануфриев
12.07.21 08:18
Довольно странное "разоблачение мифов". Возможно для начальных классов написано. Слова "участие в священной войне стоило дорого и редко приносило прибыль" наводят на мысль, что автор сказочно плохо знает сей предмет. Участие в походах приносило огромные преференции выжившим участникам. Если бы не это, никто, кроме возможно нескольких фанатиков, столько денег на поход не потратил. Земли, доходы, награбленные средства. Тот же Готфрид Бульонский замок-то заложил для похода, а почему не написано, что после не только его спокойно выкупил, а еще и умножил свое состояние во много раз?! Земли конечно ни от каких "заморских стран" не зависели и близко. Западная Европа, по сравнению с тогдашним богатством Востока-это занюханная деревня с нищим сбродом. Просто для сравнения, та же "саладинова десятина" позволила прямо нанять почти тысячу рыцарей и плюс 15 тысяч пехотинцев. Если продать всю Францию тех лет, то и на четверть бы наверное не хватило! Да и тупо не было в Европе тогда столько денег. Крестовые походы действительно вызвали огромную религиозную нетерпимость, но вот не со стороны мусульман, а в первую очередь-со стороны христиан. Именно тезис этих походов быстро привел к знаменитому "огнем и мечом по воле Бога", когда любой "неправильный", даже католик, подлежал грабежу и уничтожению.А напоследок можно сказать еще об одном "мифе": Вторая Мировая принесла миру не только разрушения, но и стремительное развитие технологий и науки. Близко познакомила европейцев с культурой восточных славян и их достижениями. Добавив живительные звездюли от "неисследованных народов". По другому эти "цивилизаторы" никогда не понимали...
Андрей Задорожный
26.11.21 09:02
| изменено
Повторение - мать учения. Я что-то читал и немного в теме, но за неиспользованием забыл многое. Сейчас вот освежил с удовольствием. Это как сказать, что популяризация науки не нужна. Кто интересуется - и так в теме, а остальным пофиг.
Kara But
26.11.21 13:42
Так я и написал, что это вполне приличный популярный рассказ. Я сказал, что не нужен такой попсовый и вводящий в заблуждение заголовок
Andy S
10.08.23 18:23
Отличная статья. Спасибо
Читать все комментарии