Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Кино
2 апреля 2019

«Мы»: сюжетные повороты и скрытые смыслы нового фильма ужасов Джордана Пила

Лайфхакер разбирается, как понимать пугающее кино о человеческих двойниках. Осторожно: спойлеры!
Фото автора Алексей Хромов
Алексей Хромов

Кинокритик Лайфхакера

«Мы» новый фильм ужасов Джордана Пила

На экраны вышла новая картина от режиссёра знаменитого социального хоррора «Прочь» Джордана Пила. По форме это снова фильм ужасов, но, как и в прошлый раз, автор поднимает в нём важные вопросы и передаёт смысл через аллегории и неочевидные отсылки.

Сюжет фильма

В 1986 году юная Аделаида случайно отошла от родителей на пляже Санта-Крус и попала в комнату с зеркалами. Там она так сильно испугалась своего отражения, что на время перестала разговаривать.

Уже в наши дни взрослая Аделаида Уилсон с мужем Гейбом, дочерью Зорой и сыном Джейсоном отправляются отдыхать в летний дом. Зора — активная девочка, которая занимается бегом и читает про теории заговоров. Джейсон — замкнутый молчаливый мальчик со странной привычкой щёлкать зажигалкой.

Гейб покупает лодку и уговаривает всю семью поехать на пляж Санта-Крус, где они встречают семью своих соседей Тайлеров.

Вечером в дом Аделаиды и Гейба приходит странная семья: все они копии Уилсонов, но одеты в красные робы. Из них разговаривает только женщина по имени Рэд, но делает это так, будто её душат. Она рассказывает, что у Аделаиды всегда была «тень», которой приходилось повторять за ней весь её жизненный путь вне зависимости от желания. Чтобы отомстить, двойники пытаются убить Уилсонов, но тем удаётся спастись.

В это же время двойники Тайлеров убивают всю семью. Подобные случаи происходят по всей стране. Уилсоны пытаются убежать, но Рэд ворует Джейсона, и Аделаида пускается в погоню.

Фильм заканчивается тем, что Аделаида спускается в подземелье. Там выясняется, что в результате тайных экспериментов правительства каждому человеку создали связанного двойника, или тень. Эти сущности могли телепатически управлять людьми, жившими на поверхности. Потом эксперимент закрыли, и тени оказались предоставлены сами себе. Под руководством Рэд они взбунтовались и вышли на поверхность. Но всё это лишь для того, чтобы взяться за руки, образовав одну непрерывную цепь.

Аделаида находит Рэд, убивает её и спасает сына. Тот забирает с собой одного кролика — их держали в клетках под землёй в качестве пропитания для связанных. В финале все двойники берутся за руки, создавая цепь из людей, а Уилсоны уезжают на машине.

Явные и скрытые сюжетные повороты

В первую очередь фильм построен как хороший триллер или хоррор: он мрачный, жестокий, а поведение теней пугает. Но в финале режиссёр Джордан Пил показывает несколько интересных поворотов, которые меняют восприятие всего сюжета.

Тени управляют людьми, а не наоборот

«Мы», Джордан Пил: Тени управляют людьми, а не наоборот

Первый намёк на это можно заметить, ещё когда Зора в машине читает очередную теорию, будто правительство добавляет в воду фтор, чтобы люди были более послушными. Тогда, конечно, вся семья смеётся над ней. Потом, когда тени приходят в дом Уилсонов, Рэд говорит, что ей приходилось всё повторять за Аделаидой.

Но на самом деле не тени следуют за людьми, а люди повторяют действия жутких существ, выведенных правительством. С их помощью кто-то действительно хотел управлять страной, но эксперимент забросили.

В некоторых обзорах предполагают, что с того момента, как эксперимент забросили, ситуация изменилась и тени постепенно сами стали копировать оригиналы. Такое ощущение создаётся от сцены, где люди развлекаются на каруселях, а их двойники под землёй просто ходят по кругу.

Но о такой перемене мест в фильме прямо не сказано. Есть вероятность, что это просто намёк на бессмысленное поведение людей: они повторяют действия сошедших с ума двойников. Тем более, если бы тени копировали поведение оригиналов, не сработал бы следующий сюжетный поворот.

Аделаида — тень Рэд, а не наоборот

«Мы», Джордан Пил: Аделаида — тень Рэд, а не наоборот

Рэд пришлось повторять действия Аделаиды лишь потому, что на самом деле это она настоящий человек, а Аделаида лишь тень. Когда в детстве девочка потерялась, она встретила в зеркальной комнате своего двойника. Та придушила её, оттащила в свою комнату и переодела.

Намёки на это дают на протяжении всего фильма. Во-первых, девочка перестала говорить после того, как её нашли (а «связанные» не умеют разговаривать). Даже будучи уже взрослой, она говорит подруге на пляже, что не любит болтать.

Во-вторых, Рэд — единственная из теней, кто может говорить. А её голос так звучит, видимо, из-за удушения в детстве. Получается, Аделаида всю жизнь боялась не нового появления двойника из комнаты с зеркалами, а того, что раскроется её истинная сущность.

Джейсон — тень Плуто, а не наоборот

«Мы», Джордан Пил: Джейсон — тень Плуто, а не наоборот

Об этом не говорят прямо, как о предыдущих твистах. Но есть несколько намёков, которые и позволили многим зрителям и журналистам сделать такой вывод. Когда появляется семья двойников, Джейсон, любящий носить маску Чубакки, и Плуто в белой маске идут поиграть. Выясняется, что у тени сильно обожжено лицо.

Возможно, он и есть настоящий сын Аделаиды, который обгорел из-за любви играть с огнём. После этого мать поменяла его местами с двойником, как когда-то сделала сама. Джейсон замкнут и мало разговаривает. При этом создаётся ощущение, что они общаются с матерью невербально, как это делают «связанные» — в машине они даже синхронно щёлкают пальцами, не попадая в такт музыки. А на пляже Джейсон играет в песке, но не строит замки, а роет тоннели, подобные тем, в которых живут двойники.

В конце фильма он начинает управлять действиями Плуто, отправляя его в огонь. Ну а в самом финале они с Аделаидой очень многозначительно переглядываются, и мальчик снова надевает свою маску. И в этом случае тот факт, что он прихватил с собой кролика, выглядит более зловеще: вероятно, мальчик просто позаботился о пропитании на будущее.

Смысл и подтексты

Как и предыдущий фильм Джордана Пила «Прочь», новая картина создана не только для того, чтобы напугать и удивить зрителя. «Мы» имеет несколько смысловых подтекстов, связанных как с политикой, так и с обычным человеческим поведением.

Настоящие враги людей

«Мы», Джордан Пил: Настоящие враги людей

Люди и есть свои злейшие враги. Эта идея в первую очередь прослеживается в постоянных намёках на дуализм. В фильме очень много симметрии и отражений. Ещё в детстве Аделаида встречает страшного человека с табличкой «Иеремия 11:11». Здесь имеется в виду отрывок из Библии, намекающий на грядущее наказание людского рода.

Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и, когда воззовут ко Мне, не услышу их.

Иеремия 11:11

Но это не просто предсказание трагедии, но ещё и символ. «11:11» выглядит зеркально, и потом эти числа будут встречаться постоянно: на футболке, часах, в счёте футбольного матча. Кроме того, они означают и просто четыре единицы — семью героев и семью их двойников.

А дальше двойники и отражения встречаются на протяжении всего фильма. Аделаида попадает в зеркальную комнату, Зора в доме смотрит в зеркало. У их соседей дочери-близнецы. Джейсон сидит напротив своего «связанного» и двигается с ним синхронно. Двойники вершат расправу золотыми ножницами. Эти две симметричные половины, связанные в центре, — ключевой символ фильма.

Но главное, конечно, в том, что антагонистами Аделаиды и её семьи показаны их точные копии. Так Джордан Пил намекает, что в большинстве случаев главный враг человека — он сам.

«Работа над этим фильмом началась с мысли о том, что мы живём в культуре тыканья пальцем, понимаете? Идёт ли речь о страхе чужака из другой страны, или из другой квартиры, или с другой улицы, мы скорее станем указывать пальцем на кого-то другого, чем направим его на самих себя», — отмечает режиссёр в интервью «Кинопоиску».

Финал картины ещё больше раскрывает тему: когда Аделаида смеётся, убивая Рэд, уже непонятно, кто же в этой истории герой, а кто злодей.

Классовая и расовая дискриминация

«Мы», Джордан Пил: Классовая и расовая дискриминация

Но только жизненной моралью сюжет не ограничивается. Как и первый фильм Пила, «Мы» содержит в себе рассказ о проблемах общества потребления, а также классовом и расовом неравенстве.

Заметно, что Гейб всеми силами пытается выглядеть типичным представителем среднего класса. Он даже покупает лодку, хотя семье она не нужна. Когда в их дом врываются, герой в первую очередь предлагает им забрать деньги, лодку и машины. К тому же Гейб явно завидует соседям Тайлерам и старается во всём равняться на них.

При этом жизнь у соседей выглядит не слишком весело. Они полностью зависимы от своих слабостей: алкоголя, облачного помощника и гаджетов. Разумеется, в итоге Тайлеры гибнут. И в этом плане фильм можно считать разоблачением общества потребления: людей губят излишества.

Я вырос в привилегированной среде. Я не был богат, тем не менее моя семья принадлежала к среднему классу. Я вырос в Нью-Йорке, американцем, с доступом к хорошему образованию. И я большую часть жизни принимал это как должное. Если посмотреть на мой личный вклад в мировое зло, то я неразрывно связан с кем-то, кто был лишён всего, что досталось мне просто по праву рождения.

Джордан Пил в интервью «Кинопоиску»

Аналогией классового неравенства можно считать и лестницу, по которой тени поднимаются из своего подземелья — намёк на карьерную лестницу. Их годами никто не замечал, и в итоге они решили заявить о себе. Причём они хотели просто показать, что существуют, — в итоге все «связанные» выстраиваются в огромную живую цепь.

Это аналог реальной акции 1986 года Hands Across America, которую показывают в самом начале фильма. Тогда более шести миллионов человек, в том числе и многие знаменитости, 15 минут держались за руки. Акция была призвана победить голод — многие участники сдавали по 10 долларов за место в цепи. Видимо, у Рэд остались воспоминания об этой акции и она призвала «связанных» сделать то же самое.

Цветные робы у двойников имеют сразу два значения. С одной стороны, это намёк на бывших и нынешних заключённых, которых отказывается принимать общество — об этом говорил и сам режиссёр в одном из интервью. С другой — это можно считать высказыванием на тему расизма. Жизнь теней под землёй и их одежда — аналог рабовладельческого строя, а выход на поверхность — напоминание, что они такие же люди, как и все остальные.

Причём Джордан Пил говорит, что осознанно пригласил на главные роли темнокожих актёров. Его высказывание даже вызвало немало споров.

Не представляю, чтобы я взял белого парня на главную роль. Не то чтобы я не любил белых парней, но такие фильмы я уже видел.

Джордан Пил

На самом же деле его слова и реакция на них как раз отражают то, что показывает режиссёр в фильме: люди хотят видеть лишь привычное им, не замечая представителей низших классов или других рас.

Влияние врагов на политику

«Мы», Джордан Пил: Влияние врагов на политику

Не обошлось, конечно же, без политических заявлений. Хотя, в отличие от многих других фильмов последнего времени, здесь скорее снова говорят об ответственности самих людей за происходящее. Даже само название картины Us может означать не только «Мы», но и United States. Это подтверждает и Рэд.

— Кто вы такие?

— Мы американцы.

Диалог Гейба и Рэд

Финал фильма с рассказом о тайных правительственных экспериментах намекает на веру многих людей в то, что страна окружена врагами и именно они каким-то образом влияют на выборы и реальную ситуацию в стране. Так, несколько месяцев в США велось расследование о вмешательстве России в выборы президента.

«Отправная точка истории — страх перед „другими“, страх перед захватчиками и посторонними. Но это ошибка, если учесть ущерб, который мы причиняем себе сами. Настоящее чудовище выращено дома», — отмечает Джордан Пил в интервью Mashable.


Если собрать вместе все подтексты, то фильм «Мы» призывает перестать искать врагов извне и осознать, что страну формируют сами люди, которые её населяют. При этом все трактовки объединяет одна и та же мысль: большинство людей ищет виноватых среди других, не задумываясь о своём участии в общем зле и не замечая неравенство и притеснения, которые происходят вокруг.

Читайте также
😳🎥👯‍♀️
Социальный хоррор XXI века: о чём рассказывают фильмы и почему их нужно смотреть
Скрытый смысл фильма «мама!» Даррена Аронофски: трактовки сюжета и неочевидные отсылки
Историческая драма и авторский стиль: почему вам обязательно нужно посмотреть фильм «Фаворитка»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Планшет 2025 года от HONOR отдают со скидкой 54%

Планшет 2025 года от HONOR отдают со скидкой 54%

30 nedorogih novogodnih podarkov

30 недорогих новогодних подарков

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это интересно
Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Реклама
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

7 мифов о распродажах на маркетплейсах, из‑за которых продавцы теряют прибыль: разбираемся с Ozon

Реклама
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии
Александр Стекольщиков
03.04.19 01:02
Фильм действительно очень крутой. Второй шедевр от Джордана Пила
WebinterfaceMorda BerillievayaEmblema
03.04.19 11:47
Мне не очень:(
Mirax Annie
03.04.19 14:22
Мне показалось, что в конце фильма режиссер сам запутался, что именно хотел сказать и кого осудить - правительство, капитализм или расизм)) Но все равно фильм получился годный!
Алексей Хромов
04.04.19 16:06|изменено
Есть такое ощущение. Особенно в моменте, где он пытается логично объяснить откуда и зачем взялись двойники. Из-за этого и идут споры, кто же кем управляет, и что всё это вообще значит. Хотя у него есть одно тонкое оправдание: всё это со слов Рэд, а она говорит «я думаю». То есть может просто ошибаться :)
Что ещё посмотреть
В российский прокат выходит «Сущность» — психологический триллер с Бенедиктом Камбербэтчем
В российский прокат выходит «Сущность» — психологический триллер с Бенедиктом Камбербэтчем
0
11:10
Кино
Новости
Арнольд Шварценеггер может вернуться в «Хищника» — на это намекнул продюсер «Планеты смерти»
Арнольд Шварценеггер может вернуться в «Хищника» — на это намекнул продюсер «Планеты смерти»
0
10:47
Кино
Новости
У «Мумии» появится продолжение — с Бренданом Фрейзером и Рейчел Вайс из первых фильмов
У «Мумии» появится продолжение — с Бренданом Фрейзером и Рейчел Вайс из первых фильмов
0
09:29
Кино
Новости
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
Следите за руками: вышел финальный трейлер «Иллюзии обмана — 3»
0
Вчера
Кино
Новости
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
22 потрясающих мини-сериала, которые можно посмотреть за один вечер
0
3 ноября
Кино
Ликбез
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
The Guardian составил список 20 самых спокойных фильмов с увлекательным сюжетом
0
3 ноября
Кино
Новости
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
У японской «Годзиллы: Минус один» будет сиквел с подзаголовком «Минус ноль»
0
3 ноября
Кино
Новости
«Малыш на драйве» может получить сиквел — режиссёр Эдгар Райт подтвердил готовность сценария
«Малыш на драйве» может получить сиквел — режиссёр Эдгар Райт подтвердил готовность сценария
0
3 ноября
Кино
Новости
10 недооценённых фильмов студии A24, которые вы могли пропустить
10 недооценённых фильмов студии A24, которые вы могли пропустить
0
2 ноября
Кино
Кино
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
Что смотреть в кинотеатрах в ноябре
0
1 ноября
Кино
Кино
«Дрожь земли» и «Слендермен»: названы 10 самых просматриваемых хорроров на Хэллоуин в США
«Дрожь земли» и «Слендермен»: названы 10 самых просматриваемых хорроров на Хэллоуин в США
0
1 ноября
Кино
Новости
Netflix снимет современную версию «Великого Гэтсби» — её поставит оскароносный Стивен Гейган
Netflix снимет современную версию «Великого Гэтсби» — её поставит оскароносный Стивен Гейган
0
1 ноября
Кино
Новости
Вуди Харрельсон чётко высказался о воссоединении с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»
Вуди Харрельсон чётко высказался о воссоединении с Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»
0
1 ноября
Кино
Новости
Киану Ривз снимется в научно-фантастическом триллере Shiver от режиссёра «Дэдпула»
Киану Ривз снимется в научно-фантастическом триллере Shiver от режиссёра «Дэдпула»
0
1 ноября
Кино
Новости
Поддельный Геральт и скучные сюжеты: 4-й сезон «Ведьмака» ещё глубже закапывает франшизу
Поддельный Геральт и скучные сюжеты: 4-й сезон «Ведьмака» ещё глубже закапывает франшизу
0
31 октября
Кино
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Артём Козориз21 минуту назад

0 / 0

Ну, всегда можно вернуться и свериться со статьёй. Стараемся поддерживать всё в актуальном состоянии.
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке
Аватар автора комментария
Диана Баязитова1 час назад

0 / 0

Не у всех такие комиссии в более серьезных делах. Вам только риелтор а не переплюнуть. Ну и польза кстати такая же
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Аватар автора комментария
М1 час назад

0 / 0

Это Чебуратор был
Комету 3I/ATLAS впервые сняли на любительскую оптику — она уже видна с Земли
Аватар автора комментария
Диана Баязитова1 час назад

0 / 0

Нет, это называется вырождение. Каменное лицо там идёт обычно в базе
«Коплю на мечту»: почему ненормально просить чаевые за любую работу — особенно за кофе
Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Как покупать продукты рационально: полезная инструкция

Реклама
Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях